Нужно ли бояться полицейского государства? (5-4)

Mar 14, 2012 18:42


Нужно ли бояться полицейского государства?
Глава 5 (ранее: глава 1, глава 2, глава 3, глава 4)
Эволюция полицейской деятельности местного управления в Англии. Англосаксонский период

Говоренкова Татьяна Михайловна - директор Центра «Муниципалитет»
Жуков Алексей Иванович - соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М. Говоренковой и А.М. Якшина, член Клуба муниципальных деятелей.
Савин Дмитрий Анатольевич - соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М. Говоренковой и А.М. Якшина, Председатель Московской организации общероссийской общественной организации «Российская Христианско-Демократическая перспектива», Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Д.В. Скобельцина МГУ им.М.В.Ломоносова, м.н.с.

Часть 4 (ранее - часть 3)

5. Эпоха гептархии. Эволюция полицейской деятельности в Англии в ходе изменения социального строя.

Переселившись в Англию, германцы принесли с собой и формы организации жизни, существовавшие на их прежней родине. После завоевания страны последовал раздел земли. Типичным земельным участком свободного человека являлся участок в одну гайду (hide), представлявшую собой величину обрабатываемого земельного участка, достаточного для прокормления семьи кэрла (свободного крестьянина), поэтому гайда была единицей не площади, а продуктивности земли, и площадь её колебалась в зависимости от урожайности: в Кембриджшире и, вероятно, в других среднеанглийских областях, обычная гайда достигала 120 акров [111] пахотной земли, в то время как в Уилтшире и Дорсете - лишь 40 акров [112]. В Кенте мерой земли был сулунг, который соответствовал площади земельного участка, обрабатываемого одним тяжёлым плугом с упряжкой из восьми волов. Название «сулунг» и происходит от англосаксонского sulh, означающего «плуг». По своему размеру сулунг был значительно больше средней площади гайды, и составлял 200-240 акров. К этому присоединялось луг и пользование лесом в той степени, какой оно необходимо для крестьянского хозяйства. Типичное поселение германцев - усадьба, населённая родственниками и свойственниками, и столь часто встречающиеся в Англии географические названия, оканчивающиеся на ham происходят от слова ham, home - то есть жилище, то есть Биллингам означает «жилище Биллингов».
Переселение увеличило роль территориальной общины: постоянная война как с коренными бриттами, так и между отдельными германскими племенами привела к тому, что значительная часть переселенцев стала селиться не отдельными усадьбами, а поселениями. Переселение сильно перемешало пришельцев, поэтому новые поселения уже не могли состоять только из родственников и свойственников. Наконец, постепенное разложение рода и большой семьи приводит к тому, что они утрачивают своё ведущее хозяйственное значение, которое переходит к малым семьям [113].

Изменение характера расселения и рост численности населения деревень привели к возникновению английской системы открытых полей [114] и связанной с ней чересполосицей, при которой семьи владели не цельными участками земли, а отдельными полосами, расположенными в разных участках земли разного качества. Участки эти были обычно не огорожены, и после уборки урожая служили выпасом для скота [115]. Естественно, при такой организации землепользования все земледельцы должны были сеять и жать в одно время и одни и те же культуры, что требовало решения общины. А поскольку нуждалось в урегулировании и совместное пользование принадлежащими общине лугами, лесами и.т.д. [116], то роль общины ещё больше возрастала.
Хотя система открытых полей в средневековой Англии была господствующей, она не была распространена повсеместно, открытые поля были характерны для Средней Англии. В Кенте, заселённом ютами и подверженном сильному влиянию романской аграрной культуры, основным типом организации земельного хозяйства оставались небольшие ограждённые участки, находящиеся в собственности свободных крестьян. В зоне Датского права сложилась система компактных участков крестьян, которая в результате разделов при наследовании привела к высокой степени дезинтеграции земельной собственности. Да и в Средней Англии отдельные хутора были не редкостью. Режим владения земельными участками постепенно приближался к частной собственности, хотя формы прямого отчуждения земли возникли позднее.
Значение рода и родственных отношений, вытесняемых из хозяйственной сферы, сохраняется в других сферах социальной жизни вплоть до норманнского завоевания. Для Англии характерно долгое сохранение права кровной мести, которое появившиеся письменные судебники отдельных королевств не отрицают, а лишь пытаются ввести в определённые законом рамки, и по возможности заменить «вергельдом». Если свободного англичанина постигала насильственная смерть, долгом (а не правом, от которого можно было отказаться) его родственников как со стороны отца, так и со стороны матери была месть убийце и его родственникам, или получение соответствующей компенсации. Месть распространялась и на родственников убийцы. Столь долгое сохранение кровной мести связано не только с сохранением наследия «варварских» времён, но и с постоянным притоком скандинавских переселенцев, находящихся на ранних стадиях распада родового строя.
Родовые организации выполняли и другие важные функции. Ближайшие родичи принимали участие в организации браков, а родственники замужней женщины следили за тем, чтобы её интересы не нарушались после свадьбы. В случае смерти мужа родственники его осуществляли опеку над его имуществом. Сородичи отвечали за то, чтобы их осуждённый родственник не избежал правосудия, ускользнувший от правосудия становился изгоем, и его родственникам запрещалось давать ему убежище по угрозой больших штрафов. Родственники выступали также как соприсяжники в суде.
Городские общины у ранних переселенцев не существовали, города Римской Британии были разрушены, и даже там, где на их месте возникли новые поселения, они отличались от сельских только наличием укреплений, представляя собой не сколько торгово-промышленные, сколько административно-политические центры - столицы отдельных королевств или места расположения епископов [117]. Ремесло в это время носило в основном натуральный характер, и призвано было обслуживать сельскохозяйственные промыслы и переработку их продукции, предметами массовой торговли были только соль и железо. Международная торговля первоначально была более развита, чем внутренняя, и уже появляются специальные порты для такой торговли, которые грамотами королей освобождаются от уплаты различных податей и пошлин, в это же время принимаются и первые законы, регулирующие такую торговлю. До середины IX века с уверенностью можно говорить как о сложившихся городских поселениях лишь в отношении Кентербери и Рочестера, отчасти Лондона. Население городов ещё не организовано по профессиям как будущие цеха: в городах возникают гильдии, но как союзы взаимной помощи и защиты, вплоть до осуществления мести за убийство своих членов, призванные компенсировать ослабляющуюся солидарность со стороны родственников [118]. В остальных областях Англии появление городов относится ко времени начала скандинавских вторжений.
Область, занимаемая одним из племён [119], образовывала территорию племени, высшим органом власти на которой являлось народное собрание - то есть собрание взрослых свободных землевладельцев, носящих оружие.
Вооружённые силы по-прежнему формировались на основании всеобщей воинской повинности свободного мужского населения.
Наконец, на протяжении всего раннего средневековья основным судебным органом англосаксов оставалось народное собрание, которое вплоть до X столетия не имело над собой никакой более высокой инстанции: тяжбы, не решённые в народном собрании, передавались на рассмотрение непосредственно королю. Процесс судоговорения и судопроизводства у англосаксов был чрезвычайно формализован и подчинялся строгому ритуалу: малейшее отступление от него могло сделать недействительным всю судебную процедуру и, самое главное, приговор [120]. Истец сам призывал ответчика к суду, не явившийся после установленного числа подтверждённых свидетелями вызовов проигрывал дело и оказывался вне закона, и любой законопослушный человек мог убить его безнаказанно. Истец клялся в том, что он действует не под влиянием ненависти и злобы, а лишь хочет добиться правосудия. Ответчик, чтобы очиститься от обвинения, должен был поклясться в своей невиновности и предоставить достаточное количество соприсяжников, которые подтверждали клятву ответчика в смысле, что «он порядочный человек и за ним никогда такого не водилось». Если ответчику удавалось найти достаточное число соприсяжников, он признавался невиновным, поскольку англосаксонская юриспруденция исходила из принципа, что "отрицание всегда сильнее обвинения". Однако если ответчик был схвачен на месте преступления, а также если он неоднократно обвинялся в том или ином правонарушении, то лишался права воспользоваться очистительной клятвой, и признавался виновным. Несмотря на кажущуюся наивность такого способа решения дела, он отвечал реалиям своей эпохи, так как для проведения следствия в современном смысле слова у общества не было возможности. Ответчик мог прибегнуть и к «Божьему суду» [121], то есть пройти испытание огнём, раскалённым железом, водой (холодной и кипящей) [122]. Судебный поединок как способ решения споров в суде был в Англосаксонскую эпоху неизвестен, и возник только после норманнского завоевания. Обычным наказанием были штрафы, в том числе и выкуп за убийство - вергельд, только за исключительные преступления полагалась смертная казнь.
Возвращение Церкви в Англию начинается в конце VI века после Р.Х., когда в Кент прибыла по поручению папы Григория I христианская миссия во главе со св.Августином. Кент был избран для христианской миссии потому, что король Кента Этельберт был женат на христианке Берте, дочери франкского короля Хариберта I из рода Меровингов, которая приехала в Кент со своим капелланом. Этельберт принял крещение вместе со своими придворными, и убедил принять крещение нескольких зависимых от Кента правителей, был восстановлен Кентский собор, а св.Августин стал первым архиепископом Кентерберийским. Крещение Кента стало не только религиозным, но и культурным событием, поскольку Церковь взяла на себя обязанность просвещения народа. Одним из первых результатов стало принятие законов Этельберта, первого известного Кодекса, написанного на германском языке и одного из первых памятников английской письменности. Нельзя сказать, что христианизация Англии шла без борьбы. Некоторые правители выступили в защиту язычества, и самым ярким представителем уходящей языческой эпохи был король Мерсии Пенда, но даже он уже не запрещал проповедь христианства и совершение религиозных обрядов.
Римская миссия сосредоточила свои усилия на обращении верхней прослойки общества, справедливо полагая, что её крещение приведет и к крещению народа. Однако римская миссия была не единственной христианской миссией в Англии, большую роль в крещении оказала кельтская Церковь, являющаяся наследницей св.Патрика из Ирландии и св.Колумба, крестившего Шотландию. В конце VI - начале VII вв. после Р.Х. св.Айдан основал монастырь на острове Лидисфарн, откуда кельтские священники начали проповедь в Нортумбрии (северной Англии). Особенностью кельтской Церкви было то, что в ней отсутствовало «белое духовенство», а все священнослужители были монахами, именно бродячие кельтские монахи и обращённые им англичане, проникая в самые глухие углы, вели проповедь среди простого народа.
Однако преимущества малых групп и странствующих проповедников, столь полезное на начальном этапе христианизации, и наличие в стране двух фактически независимых церковных организаций превращалось в проблему для правильной организации Церкви: даже даты празднования Пасхи и других религиозных праздников не совпадали, что порождало немало путаницы. В 664 году на соборе в Уитби было принято решение перейти с кельтского богослужение на римское, а также создать единую организацию на территории всей Англии, разделив её на архиепископства и епископства.
Трудно переоценить значение крещения Англии, которая таким образом вернулась в семью европейских народов. Уже архиепископом Феодором Кентерберийским были основаны первые в Англии монастырские школы: в Доруверне, Эбораке и монастырях Уирмут и Ярроу, при которых были созданы и первые библиотеки. В Ярроу учился и преподавал Беда Достопочтенный, который уже смог изучить греческий язык, не выезжая из Англии. Беда Достопочтенный был первым английским учёным, в школе, им организованной, учились не только священники, но и миряне [123], а написанная им «Церковная история народа англов» стала первой книгой по истории Англии. Достижения Англии в сфере образования демонстрирует тот факт, что Карл Великий [124], король франков, избрал своим соработником в деле просвещения англичанина Алкуина [125], получившего образование в Йорке.
Христианство нашло себе прочную опору в мирных наклонностях англосаксов, высшие классы уже тогда охотно вступали в духовное сословие. Церковь выступила против кровной мести, уже в Пенетенциалиях архиепископа кентерберийского Феодора установлена церковная епитимия [126] за убийство с целью кровной мести. Церковная епитимия была установлена и за убийство раба, хотя светский закон оставлял такое убийство безнаказанным. Значение средневековой церкви проявляется прежде всего в защите низших классов; церковь первая стала оплотом против дурного обращения с женщинами, детьми, крепостными, она встала против продажи людей, она первая обеспечила холопу день отдохновения [127], возможность зарабатывать для себя, а иногда и получать вольную, она создала учёные заведения для высших классов, низшие же классы находили всегда совет и поучение у низшего духовенства и монахов. Церковь упорядочила брак и семейные отношения, поставив их на твёрдое законное основание.
Наконец, церковь положила основу призрению нищих, нетрудоспособных, больных и вообще нуждающихся, выполняя задачи гуманности, о которой светская власть в средние века не привыкла заботиться. Уже в VIII веке земские сеймы Мерсии и Нортумбрии установили церковную десятину, которая использовалась как на строительство и поддержание церквей и монастырей, так и на дела благотворительности, хотя государственных налогов в это время ещё не существовало.

Примечания:
[111] акр = 0.405 га
[112] Stenton, F. Anglo-Saxon England. Oxford, 1973.
[113] А.Г.Глебов «Англия в раннее Средневековье», Воронеж, 1998 год, стр.121-122
[114] Ряд историков считает, что система открытых полей была известна уже предкам англичан на континенте, но в любом случае переселение расширило её применение.
[115] Правовой статус огороженных и не огороженных участков обсуждается впервые в Правде короля Инэ - законах Уэссекса конца VII века: «Если кэрлы стали огораживать общинное пастбище или другие наделы и некоторые огородили свои наделы, а некоторые не (огородили), и (если скот войдет и) уничтожит (пожрет) посевы или траву, то те, кто не огородил, должны отвечать и возмещают другим, которые огородили свою часть, убытки, причинённые там (на поле), а сами могут искать удовлетворение от (собственника) скота, сколько им причитается». http://www.osh.ru/pedia/history/justice/Europa/Ine.shtml
[116] Альмейдой - то есть общей собственностью общины
[117] Впрочем, и города Римской Британии имели не столько торгово-промышленное, сколько административно-политическое значение. Т.М.Говоренкова, А.И.Жуков, Д.А.Савин «Эволюция полицейской деятельности местного управления в Англии. Римская Британия».
[118] А.Г.Глебов «Англия в раннее Средневековье», Воронеж, 1998 год, стр.108-113
[119] С учётом произошедшего в ходе переселения частичного смешения
[120] А.Г.Глебов «Англия в раннее Средневековье», Воронеж, 1998 год, стр.180-182
[121] Божий суд возникает после принятия христианства
[122] После нескольких дней очистительных молитв обвиняемого или бросали в воду, или обязывали
[123] Д.Р.Грин «История Англии и английского народа», Москва, 2005 год, стр.35
[124] Карл I Вели́кий (лат. Carolus Magnus или Karolus Magnus, нем. Karl der Große, фр. Charlemagne, 2 апреля 742/747[1] или 748[2] - 28 января 814, Ахен) - король франков с 768 (в южной части с 771) года, король лангобардов с 774 года, герцог Баварии c 788 года, император Запада с 800 года.
[125] Алкуин (Флакк Альбин) англ. Alcuin (лат. Flaccus Albinus); ок. 735-804)
[126] Включавшая в себя и недопущение к причастию в течении нескольких лет, за исключением случая приближения смерти.
[127] Правда Инэ (конец VII века): 3. Если раб работает в воскресенье по приказу своего господина, пусть сделается свободным, а господин уплатит 30 шиллингов штрафа.

Даллее: часть 5, часть 6, часть 7

полиция, история, самоуправление, РХДП

Previous post Next post
Up