Нужно ли бояться полицейского государства? (5-1)

Mar 14, 2012 18:06


Нужно ли бояться полицейского государства?
Глава 5 (ранее: глава 1, глава 2, глава 3, глава 4)
Эволюция полицейской деятельности местного управления в Англии. Англосаксонский период

Говоренкова Татьяна Михайловна - директор Центра «Муниципалитет»
Жуков Алексей Иванович - соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М. Говоренковой и А.М. Якшина, член Клуба муниципальных деятелей.
Савин Дмитрий Анатольевич - соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М. Говоренковой и А.М. Якшина, Председатель Московской организации общероссийской общественной организации «Российская Христианско-Демократическая перспектива», Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Д.В. Скобельцина МГУ им.М.В.Ломоносова, м.н.с.

«Отечество английского племени находится очень далеко от самой Англии. В V веке после Р.Х. страна, носившая имя Англия (of Angela or the England) лежала в нынешнем Шлезвигском округе, т.е. в середине полуострова, отделяющего Балтийское море от Северного...
Прибытием Генгеста (Hengist или Hengest) и его воинов к Эббсфлиту на берегах острова Танета начинается собственно английская история, и нет места более священного для англичанина, нежели то, на которое впервые вступила английская нога...»
Д.Р.Грин «История Англии и английского народа».
.

Часть 1

Не только цитата из классической книги английского историка XIX века Д.Р.Грина[1], избранная эпиграфом к настоящей статье, но и само название книги выглядит непривычным для отечественного читателя: зачем к вполне привычным словам «История Англии» добавлено «и английского народа»? [2] Но ещё больше удивится отечественный читатель узнав, что Грин никогда не писал книги с таким названием. В оригинале первый труд Грина носит название «A Short History of the English People» - краткая история английского народа, а расширенный многотомный вариант - просто «A History of the English People» - «история английского народа». Слова «история Англии» были добавлены при русском переводе, чтобы сделать название более привычным для отечественного читателя. Зато слово «Англия» присутствует в названии другой книги Грина, посвящённой иноземным вторжениям в Англию от набегов викингов до завоевания страны норманнами: книга называется «The Conquest of England» - завоевание Англии.
Книга Грина потому и превратила автора из скромного библиотекаря в одного из известнейших историографов своего времени, что в ней отразился взгляд англичан на историю: географическая территория может быть объектом завоевания, но субъектом истории является народ, поэтому история может быть только историей народа. Именно этот взгляд англосаксонских народов позволил им создать такие государства, как Англия и Соединённые Штаты Америки, в которых государство сливалось с нацией, а не с бюрократическим правительственным механизмом [3].
Англичане - не единственный народ, проживающий в современной Великобритании: валлийцы, шотландцы и ирландцы жили на Британских островах до прихода англичан, но англичанами себя не считают. Присоединение Уэльса произошло в XIII веке после Р.Х. [4] и окончательно завершилось только в начале XV века, Акт об Унии между Англией и Шотландией, в результате которого и было образовано Королевство Великобритания [5], был заключён в 1707 году [6], а Ирландия завоёвана в середине XVII века [7]. Валлийцы, шотландцы и ирландцы имеют свои истории, причудливо переплетающиеся с историей английского народа, с которым они то враждовали, то были союзниками, народы эти внесли большой вклад в создание Великобритании, однако именно англичане заложили те основы, на которых выросла Великобритания, создали Великобританию такой, какой она есть, поэтому авторы везде, если это явно не оговаривается, будут говорить о своём предмете - полицейской деятельности - то есть о деятельности граждан, их объединений, местных властей и государства, направленной на создание условий благоустройства - то есть условий безопасности и благосостояния [8], и в особенности о полицейской деятельности местного управления в применении именно к Англии и англичанам.
В отечественном школьном курсе по истории Средних Веков рассказ об истории Англии до сих пор начинается с битвы при Гастингсе и завоевания Англии норманнами в 1066 году. История раннего Средневековья излагается на примере Франции - страны «классического феодализма». Немногим больше места занимает история Англосаксонского периода и в учебниках для ВУЗов, да и доступной литературы (кроме специальной) по этой эпохе на русском языке было немного. И хотя в последнее время такая литература стала доступнее [9], авторы сочли необходимым в самой краткой форме дать читателям основные сведения по истории Англосаксонского периода [10].


1. Происхождение английского народа. Кто, когда, где?

При изучении истории английского народа (как и любого другого народа) [11] необходимо ответить на три главных вопроса:
1. Кто такие англичане, каков этнический состав этого народа и его происхождение?
2. Когда начинается собственно историческая жизнь английского народа, какое событие считать началом его истории?
3. Где начинается историческая жизнь английского народа, на какой территории застаем мы английский народ в начале его исторического пути?
Ответы, которые дает на эти вопросы историческая наука, и сейчас (с некоторыми уточнениями и дополнениями) [12] совпадают с теми, которые дал более ста лет Д.Р.Грин в «Краткой истории английского народа», опираясь в свою очередь на английскую историческую традицию.
Английский народ сложился в результате объединения родственных германских народов - англов, саксов и ютов, а также фризов [13] - входивших в одну из больших групп германских племён ингевонов (Ingävonen, Ingväonen, древнегерманский Ingwiaiwen), переселившихся в V-VII веках на Британские острова [14], а также ассимиляции той части кельтов, которая не была оттеснена в горы. Англы переправились на Британские острова полностью, саксы и юты - частично, а фризы лишь в небольшом числе. Память о том, что английский народ сложился из нескольких народов, сохранилась в языках кельтских народов Британских островов: на валлийском «англичане» будет «saeson», на шотландском гэльском - «sasannaich», на ирландском гэльском - «sasanaigh», то есть «саксонцы». Включение в состав английского народа датских и норвежских, а после норманнского завоевания - и норманнских элементов происходит уже в эпоху исторического существования английского народа.
Дав такой ответ на вопрос «кто», и определившись с тем, кто же такие англичане, можно дать ответь и на вопрос «когда», согласившись с позицией Грина: «собственно английская история» начинается с высадки в 449 году Хенгеста [15] (Генгеста) и Хорсы на острове Танет около Эбслифта. Точность этой даты эта не раз подвергалась сомнению, да и сам рассказ о братьях Хенгесте и Хорсе некоторые считают полулегендарным, но суть уловлена верно: до объединения переселенцев в один народ пройдет ещё несколько столетий, но начало объединению положено прибытием первых переселенцев на Британские острова.
Наконец, из такого признания вытекает ответ и на третий вопрос «где»: историческая жизнь английского народа начинается на территории собственно Англии (без Шотландии и Уэльса, а также без Корнуэльского полуострова, до XI века заселённого кельтами).
История той части ингевонов, которые не переселилась на Британские острова, навсегда разошлась с историей английского народа. Местность Ангельн до сих пор существует на северо-востоке германской федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн, но после ухода англов её заселили юты и даны. Юты дали название полуострову Ютландия, но были поглощены данами. Саксы входили в состав империи Карла Великого [16], а после её распада образовали Герцогство Саксония, сыгравшее важную роль в немецкой истории [17]. Фризы и по сей день живут на побережье Северного моря, в Нидерландах и ФРГ, сохранив свой близкий к древнеанглийскому язык.
Остается естественный вопрос: а нельзя ли «продлить» историю английского народа «вглубь времён», связать историю на Британских островах и историю в Ангельне в единое целое? Такие попытки предпринимались и предпринимаются, но на их пути стоит серьёзное препятствие. Нетрудно продлить историю Карфагена и греческих колоний до истории соответственно Финикии и материковой Греции потому, что к началу переселения и колонизации сами метрополии уже имели свою историю, естественным продолжением которой становится история колоний. Однако англы, саксы, юты и фризы до переселения на Британские острова, и первое время после переселения находились на этапе разложения родоплеменного строя [18], и переселение только ускорило его разложение, а говорить об истории этого периода непросто.
И проблема вовсе не в отсутствии письменности: громадные тексты эпических сказаний сохранялись в памяти сказителями [19], известны очень длинные устные родословные, да и руническая письменность, пусть и не широко распространённая, была германцам известна [20]. Проблема в том, что считается достойным запоминания или записи. Взгляд людей эпохи разложения первобытно-общинного строя на то, что такое «история», сильно отличается от нашего, поэтому люди этой эпохи оставили нам эпические поэмы, но не оставили связанного исторического изложения, оставили рунические надписи, но не оставили анналов, хроник, летописей как привязанного ко времени изложения событий, и вообще в хронологии в современном понимании не нуждались. Только генеалогии по самой своей природе хоть как-то привязаны к течению исторического времени, но и тут наиболее интересные для нас ранние исторические периоды испытали сильнейшее влияние мифологии.
Поэтому, хотя от предыстории англов, саксов и ютов осталось не так мало, но извлечь из этого наследия исторические сведения в нашем представлении непросто. Эпическая поэма «Беовульф» (по имени главного героя), действие которой происходит в Скандинавии до переселения англов, саксов и ютов в Британию, дает немало сведений о жизни и быте северных германцев времён переселения, но мало помогает в создании последовательной истории народов [21]. Конечно, в основе эпических произведений лежат реальные факты, но извлечь их из контекста и тем более привязать к каким-то датам непросто.
Некоторым «варварским» народам повезло: за них историю эпического периода написали более цивилизованные соседние народы: ранняя история франков и готов известна нам благодаря их отношениям с римлянами. Но ингевоны жили далеко от римских границ, и в античных источниках о них встречаются лишь редкие упоминания. Об ингевонах как жителях побережья Северного моря пишет греческий купец и путешественник Пифей [22], упоминают их римский историк Тацит и Плиний Старший. Если бы в Ангелне действовала христианская миссия, то ранняя история англов могла быть написана священниками, как была написана епископом Григорием Турским [23] «История франков». Первая история англичан и была написана священником, но Беда Достопочтенный [24] в своей книге «Церковная история народа англов» начинает рассказ об англах с их прибытия на Британские острова, а сам он жил спустя два с половиной века после этих событий.
Сведения, сообщаемые античными авторами об ингевонах, малоинформативны. Тацит в «Германии» пересказывает германскую историю происхождения отдельных групп германцев: «В древних песнопениях, - а германцам известен только один этот вид повествования о былом и только такие анналы [25], - они славят порождённого землей бога Туистона. Его сын Манн - прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трёх сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине - гермионами, все прочие - истевонами» [26]. Для изучения реальной истории ингевонов это дает не больше, чем упоминание об их прародителе Инге в «англосаксонской рунической поэме»:
«Инг был первым среди восточных данов,
увиденный людьми, пока он вновь
по волнам удалился, колесница следом мчалась.
Так храбрецы его героем именуют» [27].
По сравнению с этими сведениями история о высадке Хенгеста и Хорсы на острове Танет около Эбслифта выглядит как верх исторической достоверности.
Как ни странно, но история английского народа похожа на историю японского народа: согласно японской исторической традиции (подтверждаемой современными исследователями) японский народ, также находившийся на этапе разложения родоплеменного строя, переселился из первоначального места своего жительства (юго-восток острова Кюсю) на главный остров Японского архипелага Хонсю, в южную часть его центральной области (территория современной провинции Ямато), где собственно и началась его история [28].
Но какой была история японского народа до переселения, сказать трудно. В древних китайских хрониках Япония упоминается, но так же эпизодически, как ингевоны в римских текстах: Япония была слишком далеко и не входила в непосредственную сферу китайских интересов. Авторы первой японской исторической хроники Кодзики или Фурукотофуми («Записи о деяниях древности», 711-712 годы после Р.Х.) вышли из трудного положения очень разумным образом, разделив историю мира и Японии на три эпохи: в первой эпохе действуют небесные боги, затем некоторые боги посылаются на землю, чтобы управлять ею, а связь с небом прерывается, после чего в месте первоначального обитания японского народа начинается эпоха земных богов, которая кончается первым уже историческим событием - переселением японского народа под водительством первого императора Дзимму на Хонсю, после чего начинается уже земная история японского народа.
Надо признать, что несмотря на все знания, накопленные с тех пор исторической наукой, на результаты археологических раскопок [29] и структурные анализы текстов современная наука может сказать о предыстории японского народа немногим больше, чем авторы Кодзики. Поэтому оставим проблемы ингевонов, их предка прародителя Инге и других германских богов профессиональным историкам, и обратимся к собственно истории английского народа на Британских островах.

Примечания:
1] John Richard Green, 12 декабря 1837 - 7 марта 1883.
[2] Труд Николая Михайлович Карамзина называется «История государства российского», Сергея Михайловича Соловьева - «История России», Василия Осиповича Ключевского - «Полный курс Русской истории».
[3] Смотри цитату из книги Л.Тихомирова «Монархическая государственность» к первой статье, преосвященной Англии: Т.М.Говоренкова, А.И.Жуков, Д.А.Савин «Эволюция полицейской деятельности местного управления в Англии. Римская Британия».
[4] Поражение восстания Оуэна Глендоуэра.
[5] Шотландия время от времени оказывалась под владычеством Англии, но всякий раз восстанавливала свою самостоятельность. С воцарения в 1603 шотландского короля Якова VI в Англии под титулом короля Якова I Английского и до принятия Акта Англия и Шотландия были объединены общим монархом, но оставались двумя различными государствами.
[6] Далее все даты, если это явно не оговорено, даются после Р.Х.
[7] Во время правления Оливера Кромвеля. В настоящее время в состав Великобритании входит только Северная Ирландия
[8] Андреевский И.Е. Полицейское право, т.1-2 СПб, 1874-1876.
[9] Среди популярных книг следует упомянуть перевод книги А.Азимова «История Англии. От ледникового периода до Великой хартии вольностей», вышедшую уже несколькими изданиями, из новых отечественных книг - А.Г.Глебов «Англия в раннее Средневековье», Воронеж, 1998 год.
[10] Авторы ещё раз напоминают, что настоящая работа - не работа по истории Англии, и не претендует на историческую новизну.
[11] Н.И.Конрад «Япония. Народ и государство», в сборнике «История Японии», Москва, 2003 год или любое иное издание.
[12] M.J.Whittlock The origin of England 410-600, London&Sydney 1986 В книге дается достаточно подробный обзор новых данных, и в первую очередь данных археологии.
[13] Фризов как участников вторжения в Англию упоминают современные вторжению византийские источники. Дополнение традиционного перечня англов, саксов и ютов как германских народов, завоевавших Англию, также и фризами, принято в современной исторической наукой и опирается на археологические данные. Археологические данные указывают и на ограниченное участие в переселении других германских народов.
[14] Точнее, на самый большой из островов Британского архипелага, который в настоящее время называется «остров Великобритания», который захватили только частью. В Ирландии англичане появились значительно позже.
[14] Фактически сводились к выбору того или иного банка
[15] В дальнейшем авторы стараются использовать более современные и общепринятые переводы имён и географических названий на русский язык.
[16] И прославились многочисленные восстаниями против центральной власти.
[17] Представители Саксонской династии не раз занимали престол королевства Германия.
[18] В работах по истории первобытного общества этот период именуется «разложение первобытного общества», но в медиевистике - разделе исторической науки, изучающем историю средних веков, традиционно используется термин «разложение родоплеменного строя», который далее часто используют авторы
[19] Киргизский эпос «Манас» насчитывает более полумиллиона стихотворных строк, и тем не менее сохранялся в устной форме сказителями - манасчи. Индийская «Махабхарата» немногим короче (поскольку строки её длиннее), и в несколько раз больше «Илиады» и «Одиссеи» вместе взятых.
[20] Первые рунические надписи датируются второй половиной II века после Р.Х., а возникла она скорее всего в конце I века после Р.Х. Авторы категорически отказываются вступать в обсуждение проблем, связанных с происхождением и распространённостью рунической письменности.
[21] Германские народы IV-VI веков после Р.Х. переживали свой героический век. Конечно, любой эпос любой эпохи и любого народа повествует о героях и их деяниях, но в большинстве случаев судьба героя тесно связана с историей их народа. Эпос героического века главное внимание уделяет герою, героические деяния которого зачастую мало связаны с судьбой его народа. Герой англосаксонской эпической поэмы Беовульф самые известные свои подвиги (кроме последнего) совершает на чужбине. H.M.Chadwick, The Heroic Age. London, 1912
[22] греч. Πυθέας, ок. 380 - ок. 310 до Р.Х.
[23] Григорий Турский (лат. Gregorius Turonensis, фр. Grégoire de Tours, 30 ноября 538 или 539 года, Клермон, Овернь - ноябрь 593 или 594 года) - епископ Тура с 573 года, франкский историк

Далее: часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7

полиция, история, РХД, самоуправление

Previous post Next post
Up