К 155-летию со дня открытия здания Мариинского театра
Дирижер - Михаил Синькевич
Режиссер-постановщик и художник-постановщик - Дмитрий Черняков
Художники по костюмам - Дмитрий Черняков, Ольга Лукина
Хореограф-постановщик - Сергей Вихарев
Художник по свету - Глеб Фильштинский
Иван Сусанин - Геннадий Беззубенков
Антонида - Жанна Домбровская
Ваня - Екатерина Крапивина
Богдан Собинин - Август Амонов
Начальник русского отряда - Григорий Карасёв
Начальник польского отряда - Григорий Карасёв
Польский гонец - Юрий Алексеев
Танцы во 2-м действии:
Краковяк - Федор Мурашев, Максим Изместьев
Вальс - Александра Иосифиди, Александр Романчиков
В последний год посещаю Санкт-Петербург только из-за постановок Чернякова. В репертуаре Мариинского театра сохраняются все три его великолепные постановки:
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (2001),
"Жизнь за царя" Глинки (2004) и
"Тристан и Изольда" Вагнера (2005). На
"Тристане" я был в марте, а на
"Китеже" в мае. Если в "Тристане" еще сохраняется режиссерский рисунок (только 2 акт проседает), то более сложный "Китеж" совсем развалился, а вот "Жизнь за царя" без всяких скидок смотрится отлично. Все участники выкладываются по полной, хотя спектакль идет всего один раз в год. Это очень круто и вызывает большое уважение.
Постановка "Жизни за царя" в 2004 году была приуроченная к 200-летию со дня рождения Глинки. Режиссерская концепция Чернякова до сих пор актуальна в наше время. Маленькая семья Сусанина противопоставлена государственной машине. Никаких поляков в опере нет. Угроза исходит от самого государства, в котором живут герои. На протяжении всей оперы нас сопровождает небольшой уголок семьи Сусанина, составленный из нескольких предметов: деревянного стола, люстры с тремя плафонами, комода и рамой с дверью, которая ведет во внешний мир. В I действии внешний мир представлен в необыкновенно красивой картинки сельской жизни, в которой мне больше всего запомнился белый гипсовый лось. Во II действии "теплая" обстановка сменяется "холодным" залом с нелепой архитектурой, охранниками, высокими должностными лицами в костюмах и сопровождающими их дамами в шубах. На этом фоне разворачивается пошлейшая балетная сцена: балерины в кокошниках, курсанты, маленькие девочки с винтовками. Ради одной балетной сцены в хореографии Сергея Вихарева можно ездить в Мариинку на этот спектакль. В III действии все готовятся к свадьбе Собинина и Антониды. Накрывается стол, нарезаются салаты. Неожиданно в этот мир врываются мужики в черных куртках и забирают Сусанина. Как обычно, у Чернякова много жизненных деталей, которые усиливают драматизм отдельных мизансцен. После ухода Сусанина Антонида резко подбегает к столу и начинает быстро-быстро натирать яблоко на терке. Психологическое состояние героя и накал обстановки понятен без лишних слов. В IV действии три раза подряд повторяется одна и та же картина. На темной стороне по очереди неподвижно стоит герои - Собинин, Ваня и Сусанин, подсвеченный небольшим лучиком света, и поют свои коронные арии. Финал. За столом с четырьмя стульями сидят только трое человек. Собинин начинает нарезать яблоки, как и Сусанин в самом начале. Режиссер закольцовывает историю. Собинин будет следующим.
Музыкальный уровень спектакля не самый-самый, слушабельно, но можно много к чему придраться. Екатерина Крапивина (Ваня) понравилась больше всех. У Геннадия Беззубенкова проникновенным вышел финальный монолог с арией "Ты взойдешь, моя заря". Разобрать пение Жанны Домбровской (Антонида) без субтитров невозможно. Проглатывает слова. Август Амонов (Собинин) терялся в ансамблях, но на удивление спел арию "Братцы, в метель". Хор не всегда был собран и частенько расходился с оркестром. Дирижер Михаил Синькевич подавал материал довольно механически, поэтому лучше всего ему удалась танцевальная музыка польского акт. Хотелось бы послушать Гергиева.
В исполнении используется оригинальное либретто барона Егора Розена. В III действии полностью купировано 3-е явление, включающее хор "Мы на работу в лес". В остальном представлена полная редакция за вычетом пары мелочей. Не понравилось только агрессивное вмешательство в музыку, когда Сусанин начинает пилить доску во время увертюры. Было бы достаточно одного рубанка, которого почти не слышно. Спектакль идет с двумя антрактами. Есть русские и английские субтитры. Начало было где-то в 19.10, а закончилось всё в районе 23.30.
Дирижер - Михаил Синькевич
Иван Сусанин - Геннадий Беззубенков
Антонида - Жанна Домбровская
Богдан Собинин - Август Амонов
Ваня - Екатерина Крапивина
Бонус для долиставших до самого низа) Костюм для партии Волка в балете Чайковского "Спящая красавица". Выполнен по эскизу Ивана Всеволожского. Мировая премьера - 1890. Реконструкция - 1999.