Констанция Бениславская: поэтесса, помещица, мать

Jan 09, 2010 21:14


Мой рассказ о Пасиенском имении и костеле (Пасиене.На_краю Евросоюзаl) заканчивался словами "Продолжение следует". На этот раз постаралась обощить информацию о самой знаменитой владелице Пасиене Констанции Бениславской (1743-1806).


(По словам современников, кроме всего прочего, Констанция была редкой красоты женщина и все окрестные помещники "лежали у её ног").


Точное место рождения будущей польской поэтессы неизвестно, хотя в некоторых польских источниках дается такой ориентир - «недалеко от Динабурга». Констанция - представительница знатного, но обедневшего рода   польских помещиков Риков (Рыков). Её родителям принадлежало местечко Малта в Режицком уезде и небольшое имение Рогайжи в соседнем Лудзенском уезде.

В очень юном возрасте Констанция Рик вышла замуж за Петериса Бениславского. Бениславским же принадлежало несколько имений в Балвском уезде. Свою совместную жизнь молодые начали в имени Зосули Домопольской (ныне Берзпилской) волости. Сегодня это территория Балвского района. По данным известного краеведа Виктора Трояновского, ещё в конце 20-х годов прошлого века  в Зосули на берегу речки Ичи стоял роскошный деревянный господский дом, несколько больших хозяйственных построек, был яблоневый сад и парк с вековыми липами, цвели жасмин, розы черёмуха. Из польских источников известно, что в 1887 году в господском доме был произведён основательный ремонт. Зосульское имение сильно пострадало во время событий 1905 года.

С поместьем Зосули связаны имена трех выдающих личностей в истории Латгалии. Епископ Янис Бениславский - автор духовных и философских книг - имел важное значение в истории иезуитского ордена. Епископ собрал в Зосульском имении огромную библиотеку (около 15 тысяч книг), которую во время ремонта в 1887 году перевезли в Бонифацево и передали на хранение владельцу этого имения Нестору. Брат Яниса Константин, каноник Инфлянтии, поэт и драматург. И, наконец, наша Констанция - жена третьего брата Петериса.

В историю эта женщина вошла прежде всего как одна из выдающихся польских поэтесс XVIII века и первая поэтесса Латгалии.  В 1776 году в Вильнюсе вышел сборник её стихов «Piešni sobie špiewane…» («Песни спетые для себя...»). Сборник делится на три части. Первая часть  - это духовные песни на основе молитв «Отче наш» и «Радуйся, Мария». Во второй и третьей частях  Констанция Бениславская посвящает стихотворные строки Святому духу, ведёт разговор с Богом, клянется  ему в вечной любви и верности. Есть в сборнике и стихи на светские темы.

Хронологически сборник стихов Бениславской принадлежит к эпохе Просвещения, но стилистически представляет собой яркий образец поэзии эпохи позднего барокко. Как объяснить это несоответствие  культурной эпохе? Стоит лишь четко представить где и в каких условиях жила Констанция Бениславская. Она жила на окраине государства и вместо общения с выдающимися прогрессивными умами своего времени она общалась с ... книгами, изданными в эпоху барокко. Зосульская помещица читала книги классиков литературы, философов, теологов, аскетов на разных языках. В поэзии Бениславской сочетаются интеллектуальность и мистические переживания. Ее поэзии присуща зрелость мысли, точность визуальных образов и особая мелодичность.

Констанция Бениславская не принадлежит к когорте забытых поэтов. В Польше её стихи включены в сборники национальной поэзии, переиздается её сборник. Творчеству Бениславской посвящаются научные труды и даже диссертации. Стихи Бениславской пока не переведены на русский и латышский (или, скажем, так, что мне не удалось найти переводов). Зато несколько фрагментов из сборника Констанции Бениславской на латгальский язык перевёл живущий в Лаздукалнской волости краевед Леонард Ракицкис и они опубликованы в ежегодном альманахе «Tāvu zemes kalendārs 2008».



 (Одно из изданий сборника стихов Бениславской в серии: Библиотека польских писателей эпохи Просвещения, том 2, Варшава 2000)

Интересно, что образ Бениславской-поэтессы весьма отличается от Бениславской-помещицы. Во всех известных источниках упоминается, что именно эта женщина управляла владениями мужа и приумножала богатство рода Бениславских. Именно под её влиянием муж купил у графа Борха несколько поместий в окрестностях Ландскароны: Сибелини, Истру, Аннаполь, Конецполь и Посинь (Пасиене). В Посинь Бениславская приезжала достаточно часто. Она была настолько очарована красотой пасиенского костёла, что даже завещала себя похоронить под сводами этой церкви.


Posyń, Kościół św. Krzyża (mat. archiwum)

Еще одна ипостась, в которой Бениславская себя проявила сполна. Эта женщина рожала двадцать два раза. Выжили только восемь её детей - две дочери и шестеро сыновей. Она воспитывала своих детей в духе полного послушания и аскетизма, пыталась вырастить из них образованных, глубоко нравственных и богопослушных людей. Удалось ли её это?  И да, и нет. Во всяком случае, если о сыновьях Бениславской нет никаких данных, то о дочерях в нескольких источниках упомянуто, что они обе вышли замуж против воли матери.

Умерла Констанция Бениславская 8 ноября 1806 года. Родные выполнили её просьбу и похоронили в Посини под сводами костёла.

Вот такие сведения удалось найти и обощить о латгальской поэтессе Констанции Бениславской. Впрочем, недавно вычитала на даугавпилсском портале www.gorod.lv, что в Зилупе «решено заложить музей, где будет собрано все, что касается жизни и творчества Констанции Бениславской, а также истории инфлянтов». Вот тогда и появится возможность узнать более подробно об Констанции Бениславской - поэтессе, помещице, матери.

Источники:
«Забытая на Родине поэтесса». Виктор Трояновский. «Резекненские вести». 5 декабря 1990 года.
http://pl.wikipedia.org/wiki/Konstancja_Benis%C5%82awska
База культурно-исторических данных Балвского региона - http://www.balvurcb.lv/kb/?View=entry&EntryID=449
(портрет Бениславской).
warszawa.sarp.org.pl/.../barucki_lotwa.htm

Опубликовано в chtoby_pomnili.

Пасиене (LV), Латгалия: достопримечательности, имения и дворцы, Латвия

Previous post Next post
Up