Сигулда - это наша «латвийская Швейцария», пожалуй, один из самых известных и раскрученных туристических объектов Латвии. Сюда можно приезжать бесконечное количество раз и находить для себя что-то новое. Другое дело, что при современном ритме жизни мы пытаемся объять необъятное и за один день хотим увидеть все, что предлагает нам Сигулда. В результате, на тот же Турайдский музей-заповедник с его 44 гектарами мы отводим хорошо, если два часа, чтобы успеть на башню замка забраться, в средневековую темницу спуститься, да к могиле Турайдской Розы подойти. И большинство посетителей даже не представляют, сколько всего интересного (особенно того, что относится к истории Турайдского поместья) таят в себя многочисленные постройки по территории музея. Предлагаю вам совершить небольшою заочную прогулку по некоторым экспозициям и зданиям, где вы, скорей всего, не были, да если были в Турайдском музее-заповеднике.
Начнем, к примеру, со старого дома управляющего, расположенного недалеко от касс и входа на территорию музея. Дом построен в 1810 году и изначально здесь жил и управляющий с семьей, и батраки, пока последний не построили свое отдельное жилище. Это дом один из немногих, который оставался в собственности последнего владельца Турайдского поместья после Земельной реформы, в советское время здесь были и квартиры, и правление колхоза и продуктовый магазин. Сегодня в этом доме можно увидеть две экспозиции, рассказывающие о том, как жили в средине XIX века представитель среднего класса - управляющий поместьем и горничная Лиза в конце того же века и начале XX.
На чердаке этого дома находятся так называемые открытые музейные фонды, то есть, образно говоря, закрома музея, которые можно увидеть всем желающим, а не только самим музейным работникам. В старом дому управляющего собрана коллекция сундуков, коих в Турайдском музее-заповеднике 29 и самый старинный из них датирован аж 1739 годом. Некоторые сундуки богато украшены росписью и металлическими декоративными элементами и, что самое интересное, они все очень разные и друг на друга не очень похожие.
Еще один открытый музейный фонд, объединенный общей темой «От зерна к бутерброду» находятся в сарайчике старосты имения. В одном помещениях можно увидеть 142 предмета конца XIX - начала XX века, которые использовались для уборки, переработки зерна и выпечки хлеба. Во втором - орудия труда для изготовления сметаны, масла, творога и сыра. Причем, назначение большинства из них современному человеку неведомо и тут без помощи музейных специалистов обойтись трудно.
Если есть старый дом управляющего, то, по идее, должен быть и новый. Новый дом больше и богаче, расположен он на небольшом пригорке. Сегодня здесь находится администрация, зал для семинаров и выставка «На пути к Латвийскому государству» . Выставка, состоящая из трех частей «Батрак», «Хозяин» и «Гражданин» - это одно из многих мероприятий в честь столетия Латвии. По большому счету, сама выставка будет представлена посетителям музея в 1918 году в доме батраков, который откроют после реконструкции, а в новом доме управляющего своеобразный предпремьерный показ. На выставке представлено множество фотографий и документов, среди которых есть и особо уникальные, к примеру, документы о выкупе домов в 60-х годах XIX века.
История сложилась так, что сам господский дом Турайдского имения, расположенный во дворе замка, до наших дней не сохранился. За сегодня мы можем увидеть 22 других постройки поместья, в шести из которых разместились экспозиции, остальные необходимы музею для осуществления своих прямых функций. Одна из экспозиций размещена в бане, которая стоит на своем месте с 1828 года. Причем сначала это был жилой дом, потом баня для работников поместья, а в советское время стала хлевом. Здесь рассказывают о том, что в бане не только мылись, но и стирали белье, а также лечились и очищали душу. Ежегодно здесь обновляют коллекцию веников (а их действительно много и разных), поэтому пахнет в музейной баньке очень вкусно.
Когда гуляешь по территории Турайдского поместья, невольно обращаешь внимание по большое количество прудов разных размеров и форм. Говорят, первые пруды здесь появились еще во время строительства некоторых частей замка. Его частично строили из кирпича, глину для которого добывали здесь недалеко и места добычи глины позднее превратились в пруды. Однако большинство прудов, а перед началом Первой мировой войны, их здесь насчитывалось 30, появилось в начал XX века. В те времена разведение рыбы считалось очень выгодной отраслью народного хозяйства и средств на развитие это промысла не жалели. В 1912 году был сделан специальном погреб с бассейном с проточной водой, таким образом, рыбу можно было содержать в течение года. Сегодня в рыбном погребе можно увидеть экспозицию, рассказывающую о том, как и кого и на что ловили чуть больше века назад. К слову, когда в конце 80-х музей перенял в свое ведение водное хозяйство, в его распоряжении оказались только заросшие овраги, сгнившие дамбы и один чудом уцелевший пруд.
В прошлые разы, гуляя по территории поместья, я всегда обращала внимание не красивый каменный дом, стоявший в некотором отделении от музея. Наконец, не только узнала, для чего он был построен, но и побывала в нем. Если быть точным, то жом на пригорке не относятся к поместью, поскольку строился он для хранения резерва зерна крестьян Турайдской волости. Именно поэтому он был каменным (противопожарным) и обустроен уникальной системой вентиляции, которую с гордостью показывают и сегодня. Насколько я поняла, этот амбар не так давно перешел в введение музея-заповедника и только-только закончена его реконструкция.
Что за экспозиция будет расположена в этом здание еще до конца неизвестно, но у директора музея есть на уме очень смелая идея - сделать музей о музее и попытаться донести до современного человека всю важность музейного дела в сохранении прошлого для обеспечения будущего. Надеюсь, что этим планам будет суждено сбыться, тем более, что многие современные музеи достойны того, чтобы их посетили и посвятили им свое время. А в Турайдский музей-заповедник, мы еще вернемся, ведь о нем, как и о Сигулде, как и родной Латвии можно писать бесконечно.