О песне Владимира Высоцкого "Охота с вертолетов"

Aug 10, 2019 16:36

Скажу сразу: к творчеству Владимира Высоцкого я отношусь с большим уважением, а в молодые годы был очень им увлечен, слушал записи каждый день и знал наизусть почти все. Конечно, Высоцкий - это значительное явление в русской культуре, и в своих лучших произведениях он проявил себя как большой незаурядный поэт, а ведь творца следует судить по его лучшим произведениям. Но иногда Владимир Семенович проявлял в работе с текстами, скажем так,
недостаточную тщательность, что приводило к неточным метафорам, грамматическим ошибкам и логическим нестыковкам. При восприятии на слух все эти огрехи обычно проскакивают незаметно, а проявляются лишь при внимательном чтении. Недавно я увидел по ТВ, как актер Безруков пел песню "Охота с вертолетов", пел плохо, до авторского исполнения ему далеко. Разберем текст этой песни, написанной от лица вожака волчьей стаи. Текст взят из двухтомного собрания сочинений издательства "Художественная литература" 1991 г.



Словно бритва, рассвет полоснул по глазам,
Отворились курки, как волшебный сезам,
Появились стрелки, на помине легки, -
И взлетели стрекозы с протухшей реки,
И потеха пошла - в две руки, в две руки!

Во второй же строке - неточная метафора. Отвориться, как сезам, курки не могут, потому что сезам вообще не отворяется, это не дверь. Сезам - это иное название кунжута, растения, семена которого используются в кулинарии. "Сезам, откройся" - это слова из сказки про Али-бабу и 40 разбойников. Сезам - кодовое слово, которым открывалась дверь в пещеру с сокровищами.

Что вы представляете при словах "взлетели стрекозы с протухшей реки"? Знойный день, какая-то речка с очень слабым течением, застоявшаяся вода покрыта тиной, воздух наполнен миазмами гниения и разложения. Примерно так, да? Хорошо, запомним и идем дальше.

Вы легли на живот и убрали клыки.
Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки
Чуял волчие ямы подушками лап;
Те, кого даже пуля догнать не могла б, -
Тоже в страхе взопрел и прилег - и ослаб.

Волки почему-то оказались на открытой местности, где им негде спрятаться, поэтому они вжимаются в землю и замирают, чтобы стать менее заметными с высоты.

Чтобы жизнь улыбалась волкам - не слыхал, -
Зря мы любим ее, однолюбы.
Вот у смерти - красивый, широкий оскал
И здоровые, крепкие зыбы.

Улыбнемся же волчьей ухмылкой врагу -
Псам еще не намылены холки!
Но - на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!

Вот тебе раз! Оказывается, никакого знойного дня нет, охота происходит зимой! Куда же делись стрекозы и тухлая река из первой строфы? В 11-томнике издательства "Амфора" 2012 г. эту нестыковку попытались исправить, взяв стрекоз в кавычки, то есть превратив насекомых в вертолеты. Но протухшая река никуда не делась, а зимой она никак не может быть протухшей, а может быть в лучшем случае замерзшей.

И еще вопрос - о каких псах идет речь? Ведь идет охота с вертолетов, а собаки при такой охоте не нужны. Тем более, что с летящего вертолета трудно отличить свою же собаку от волка.

Мы ползли, по-собачьи хвосты подобрав,
К небесам удивленные морды задрав:
Либо с неба возмездье на нас пролилось,
Либо света конец - и в мозгах перекос, -
Только били нас в рост из железных стрекоз.

Здесь уже понятно, что железные стрекозы - это вертолеты. Хотя про кавычки редакторы забыли, а они здесь точно нужны.

Кровью вымокли мы под свинцовым дождем -
И смирились, решив: все равно не уйдем!
Животами горячими плавили снег.
Эту бойню затеял не Бог - человек:
Улетающим - влет, убегающим - в бег...

На снегу волки хорошо заметны, им некуда спрятаться. Убежать не получается, многие убиты или ранены, волки вжимаются в снег, смирясь со своей участью.

Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,
В равной сваре - за нами удача.
Волки мы - хороша наша волчая жизнь.
Вы собаки - и смерть вам - собачья!

Опять собаки. Неясно, откуда они взялись, их тоже привезли на вертолетах охотники?

Улыбнемся же волчьей ухмылкой врагу,
Чтобы в корне пресечь кривотолки.
Но - на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!

Пресечь кривотолки - прекратить неправильные, безосновательные или вздорные суждения. О чем это вообще? Какие кривотолки? Откуда исходят неверные суждения? Вопросы риторические. Кривотолки явно нужны всего лишь для рифмы со словом "волки".

К лесу - там хоть немногих из вас сберегу!
К лесу, волки, - труднее убить на бегу!
Уносите же ноги, спасайте щенков!
Я мечусь на глазах полупьяных стрелков
И скликаю заблудшие души волков.

Оказывается, где-то рядом есть лес. Почему волки сразу не побежали туда - непонятно. Вожак отвлекает внимание на себя, давая другим волкам возможность убежать в лес.

Метафора "заблудшие души волков" неточна. Идиома "заблудшая душа" означает неспособность увидеть свой жизненный путь; стремиться к ложной цели; потеряться в жизни; заходить в тупик ложных убеждений. Ничего из этих характеристик к волкам явно не относится.

Те, кто жив, затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу!
Отказали глаза, притупилось чутье...
Где вы, волки, былое лесное зверье.
Где же вы, желтоглазое племя мое?!

Теперь ясно - на том берегу протухшей реки (которая зимой замерзшая) находится спасительный лес, где сверху волков не видно под деревьями. Зачем волки вышли из привычной среды обитания - леса и оказались на этом открытом берегу - никому неизвестно.

...Я живу, но теперь окружают меня
Звери, волчьих не знавшие кличей, -
Это псы, отдаленная наша родня,
Мы их раньше считали добычей.

Неизвестно откуда взявшиеся собаки окружают оставшегося в одиночестве вожака.

Непонятно, почему волки считали собак добычей? Добыча волков - это зайцы, олени, лоси и т.п. А где волки могли охотиться на собак?

Улыбаюсь я волчьей ухмылкой врагу,
Обнажаю гнилые осколки.
Но - на татуированном кровью снегу
Тает роспись: мы больше не волки!

В конце концов оказывается, что вожак стаи - больной волк, у него гнилые зубы! Это значит, что он не может охотиться, ему просто нечем грызть добычу. То есть это волк, умирающий с голоду! Помните, в сказке про Маугли вожак Акела промахнулся - и тут же был изгнан из вожаков. А как может быть вожаком волчьей стаи больной зверь, который не в состоянии охотиться? Да никак не может. Просто автор по невнимательности допустил нарушение логики, и никто этого не заметил.

Конечно, можно возразить, что это поэзия, а не документальный репортаж. В поэзии возможны отступления от формальной логики и вообще в поэзии главное - это настроение, поэтический образ, мелодика стиха, ритм, энергетика, то-сё, двадцать бочек арестантов... Можно, все можно. Но вот у Пушкина или Лермонтова я что-то не припоминаю чтобы лето плавно превращалось в зиму. Да и без случайных рифмовок они как-то обходились. ))

мои сочинения, критика, мои записи

Previous post Next post
Up