13. Где теофания, там и мимесис

Sep 06, 2024 12:07


Это продолжение книги «Инфодинамика в инфодинамике». Здесь же будет 14-я глава «Роль принципа дополнительности в фазовом переходе к коммунизму».

Окончание 12-й главы:
...  Великий моралист Фридрих Ницше внес путаницу в понимание морали и имморализма, сделав имморализм, т.е. отказ от морали, основой своей философии. Понятие морального реализма позволяет распутать то, в чем Ницше заплутал, а инфодинамика поможет нам пролить свет на тьму бытия, осветив нам путь истинный или Дао, как говорят наши китайские товарищи.


В реальности Ницше отказался не от морали, а от той практики морального реализма, которая уже в конце XIX века была распространена в Германии из-за бурного развития сопутствующих капитализму отношений между людьми. Не только Ницше, но и вся философия, начиная с конца XIX века и в продолжение всего ХХ века, констатирует в своей метафизике неблагополучие в человеческом обществе, которое Ницше метко выразил мемом "Бог мертв", означающим, что христианская теофания больше не работает. С точки зрения христианской эсхатологии это можно трактовать как приход в наш мир антихриста; а на вопрос, почему христианство этого не делает, дает ответ мем Ницше "Бог мертв". С точки зрения рациональной философии это означает начало процесса переоценки ценностей, финал которого мы наблюдаем в настоящее время, когда посредством массовой культуры теофания, в ее широком понимании, являет нам не бога, но антихриста, в результате чего в практике морального реализма происходит попрание и утрата моральных ценностей, обретенных людьми в осевое время, которые мы называем традиционными.

Главная наша ценность, на которую ведется атака - это любовь в том ее виде, в котором явил ее миру в своей теофании Иисус Христос - это любовь ко всем людям, независимо ни от каких их различий: национальных, религиозных, классовых или каких иных. Любовь - это интегральное понятие, в котором сконцентрирована суть того, что мы называем моралью, нравственностью, духовностью в тех случаях, когда речь идет о чувстве, которое связывает человека с другими людьми социума, неотъемлемой частью которого индивид себя ощущает.

Семейный союз мужчины и женщины - это элементарная ячейка социума, являющегося обществом, поэтому когда разрушается институт семьи, то теряет устойчивость вся социальная структура общества, а народ перестает быть народом; и то, что мы по инерции продолжаем называть народом, в реальности превращается просто в народную массу или толпу в том случае, когда эта масса сконцентрирована на ограниченном пространстве, что порождает толпоэгалитаризм - это равенство стриженной травы на газоне, которое кардинально упрощает задачу манипулирования этой массой посредством различных политических инструментов, основным из которых в настоящее время является псевдодемократия, в которой право принятия решений предоставлено тем, кто ничего решить не может. Сама толпа ничего не решает, но служит силой, выполняющей решения тех, кто ее окормляет - тех, кто "газон стрижет".

"Стрижка газона" в условиях господства идеологии неолиберализма - это работа программы дебилизации, имеющая своей целью не допустить переход людей на высшие уровни эволюционной зрелости - уровни второго порядка homo moralis и santa homo; с тем, чтобы остановились и оставались они на уровнях первого порядка homo naturalis и homo economicus - там же, где находятся пресловутые рептилоиды из фининтерна, стремящиеся установить такой новый мировой порядок, где было бы надежно обеспечено их господство над всем миром - была бы обеспечена власть Его Величества Капитала.

Такая политика этих глобализаторов - это вызов, который они бросают всему человечеству - всей человеческой земной цивилизации, поскольку тем самым они вознамерились, ни много ни мало, остановить саму эволюцию человечества на Земле. Подобная ситуация в человеческой истории повторялась неоднократно, как это установил, рассмотрев всю историю человечества в своем капитально фундаментальном 12-томном труде «Постижение истории» Арнольд Тойнби. Подобную ситуацию Тойнби обозначил как ситуацию "Вызова-и-Ответа". Уникальность нашей ситуации и ее отличие от ситуаций прошлого заключается в том, что раньше Вызов стоял перед какими-то локальными цивилизациями, угрожая их существованию, а теперь перед проблемой Ответа на Вызов стоит все человечество, но найти Ответ должна, как это всегда было и в прошлом, какая-то локальная цивилизация, ограниченная рамками государственных границ.

По Тойнби, в выработке стратегии Ответа ключевая роль принадлежит творческому меньшинству, то есть, интеллектуальной элите общества. Достоянием всего общества найденный элитой Ответ становится благодаря мимесису - встроенному в человеческую природу стремлению быть как все - социальному подражанию, благодаря которому Ответ становится достоянием народной массы, превращая массу в народ, когда у этой массы появляется какой-то общий для всех смысл существования. Переворот совершается по известной формуле Маркса: «Идея становится материальной силой после того, как она овладеет массами», - это метафизическая трактовка второго и третьего начал инфодинамики, поскольку процесс завладения сознания масс какой-либо идеей есть процесс смены посеянного хаоса в головах на рожденный негэнтропией новый порядок в жизненном мире человеческого сознания, который массы стремятся воплотить в реалиях своей жизни, подчиняя эту жизнь новому порядку после того, как хаос расшатал основы старого порядка - это инфодинамика дала свой ответ на вызов, которым для нее является концепция Вызова-и-Ответа Тойнби - его Вызов порождается действием энтропии, расшатывающей устои; а Ответ на Вызов дает негэнтропия, созидающая новый порядок.

Вызов появляется, когда все плохо - это всегда такая ситуация, при которой существование данного общества оказывается под угрозой, что и стимулирует элиту на поиск Ответа. Когда Ответ найден, ощущаемая, но не осознаваемая народной массой экзистенциальная угроза ее существованию побуждает народ идти по пути, указанному элитой, во главе которой раньше всегда стоял какой-нибудь вождь, который вел за собой народ. Повиновение народа вождю - это всегда повиновение мимесису - встроенному в человеческую психику механизму, обеспечивающему следование за лидером.

Каким бы не был найденный вождем Ответ, он всегда должен быть религиозно обоснован как повиновение действию Высшей Силы, которая раньше, как правило, имела вид какого-нибудь божества, которое оказывает свое покровительство данному народу; поэтому, когда речь идет о становлении цивилизации, в Ответе на экзистенциальную угрозу всегда присутствует и новое видение бога, а само становление всегда сопровождается религиозным возрождением, о чем Тойнби и пишет:

Сколь бы ни расширялась пропасть между традиционной религиозной ортодоксией и текущим непосредственным опытом, она в конце концов преодолевается некоторой формой религиозного возрождения. Обветшалость религиозного учения в какой-то период может предстать как подтверждение взгляда, согласно которому религия не нужна и иллюзорна. Однако в обществе никогда не исчезает тенденция искать духовные ресурсы для своего самоутверждения через возрождение веры какого-то еще более далекого прошлого, чем та эпоха, когда зародилась их дискредитированная ныне вера.

Подтверждением этого вывода является моральный реализм Я.Сюэтуна, подразумевающий обращение к духовным ценностям, обретенным людьми в осевое время Ясперса. Это следование старым традиционным ценностям обусловлено все тем же мимесисом, но в данном случае имеется в виду подражание уже не только выдающимся людям древности, но богу в широком понимании этого слова - как обозначение действия Высшей Силы, что наиболее наглядно выражено в христианстве, исламе и в буддизме, олицетворением Высшей Силы являются обожествленные люди. Чтобы было, кому подражать, нам и нужна теофания, когда бог нам является в мифах и в делах духовной элиты общества, представители которой в христианстве после смерти получают статус святых. Общее обозначение таких людей - это герои своего времени, память о которых живет в наших сердцах.

Та трансформация, которая произошла с людьми в осевое время Ясперса, уже создала предпосылки к появлению человека космического, поскольку нравственный идеал человека в трех цивилизационных центрах осевого времени, несмотря на разное словесное обозначение, является одним и тем же - это человек ощущающий свое неразрывное единство со всем своим социумом: в христианстве это обретший царствие Божие, которое "внутрь вас есть"; в буддизме это уподобившийся Будде, ибо "каждый может стать Буддой"; в даосизме это человек просветленный, т.е. свободный от бремени мирских забот и сосредоточенный на обретении духовных благ; поэтому, чтобы стать просветленным или стать Буддой, надо родиться в Духе, как учил нас Иисус Христос. В коммунизме все эти ценности освободятся от мистической религиозной оболочки, что и будет означать тот возврат человека к самому себе, о котором говорил молодой Карл Маркс, и которому, к сожалению, не нашлось места в идеологии марксизма-ленинизма, что предопределило печальный итог великого советского социального эксперимента.

Коммунизм - это не другая общественно-экономическая формация - это просто жизнь в другом времени с точки зрения теории релятивизма - это жизнь в таком времени истории человечества, переход к которому осуществляется в социалистической ОЭФ, которая есть завершение предыстории. Вера в коммунизм - это вера в человека - вера в то, что может он в ходе своего самосовершенствования ощутить себя одним целым со всеми другими людьми нашей планеты Земля, став, таким образом, не только землянином, но и человеком Космоса. Исходя из такого определения веры в коммунизм, сам коммунизм не есть какое-то состояние организации социального бытия общества, которое надо стремиться осуществить. Коммунизм - это Путь - тот самый, который древние даосы назвали словом Дао.

Несмотря на печальное завершение советского социального эксперимента, сам итог эксперимента является положительным, поскольку он показал, что можно в государстве создать условия, способствующие "возврату человека к самому себе", или его рождению в Духе, как это было названо в христианстве. Советский человек, он же homo soveticus, он же совок - это и есть человек родившийся в Духе, то есть, живущий во имя блага всего человечества. Такие люди были всегда, начиная с осевого времени Ясперса, но в Союзе Советских Социалистических Республик эти люди впервые в человеческой истории соединились в один народ. Далеко не всех граждан страны Советов можно отнести к подвиду homo soveticus, но именно меньшинство, представляющее этот подвид, было лицом новой исторической общности - лицом нашего советского народа.

В коммунистический интернационал нового завета коммунизма люди соединятся не для политической борьбы, а для культивирования этической системы коммунизма, в чем, по К.Шмитту, и заключается понятие политического. В Совке такое политическое у нас было, а сейчас мы вновь от него далеко, а коммунизм как был, так и продолжает остаться влекущей нас к себе красивой утопией.

Утопия - это то, чего нет, но что мы хотим получить в результате своей деятельности - это то, что задает дазайн бытия, направляя наши усилия к достижению определенной цели, благодаря чему наш путь по жизни становится Дао - это путь стяжания благодати, если говорить языком христианской веры, а еще это путь любви. У мудрецов древнего Китая, так же, как и у мудрецов античной Европы, понятие любви еще не использовалось в их трактатах, посвященных философии морали, но метафизические образы этих трактатов однозначно совпадают с образом любви, понятие которой начинает использоваться в более поздних сочинениях мудрейших.

Требование к утопии коммунизма, отличающее ее от всех прочих утопий заключается в том, что она должна быть сделана с использованием научного знания - и в этом ее преимущество перед другими утопиями, поскольку вера в то, что такая утопия может стать реальностью, в данном случае подкреплена авторитетом науки, которая к древнему Дао делает дорожную карту, по которой путь прокладывается с использованием теории релятивизма и, в частности, в соответствии с принципом дополнительности, который призван разрешить древнюю дихотомию добра и зла, когда то, что во веки вечные порождало зло, а именно, стремление к владению богатствами земными, будет способствовать тому, что люди будут стремиться к обладанию другими - нематериальными ценностями. Абстрактный научный принцип дополнительности наполнится конкретным содержанием.

14. Роль принципа дополнительности в фазовом переходе к коммунизму

Мой друг рассказывал мне, как его учили в Физтехе: «Костя, - говорили ему старшие товарищи, - если хочешь научиться играть в карты, то играть надо на деньги». С точки зрения инфодинамики, такое правило обучения есть ни что иное, как вариация принципа дополнительности, когда такая привлекательная интеллектуальная забава, как карточная игра преферанс, в которой соревнуются интеллекты участников, помимо самого результата игры получает еще и материальный стимул для развития этого самого интеллекта в определенном направлении.

Вот так же и со стимуляцией перехода в новое фазовое состояние общества, обусловленное ростом интеллектуальных возможностей разума благодаря новым производительным силам информационной эры: если мы хотим в него перейти, то тоже надо "играть на деньги", поэтому я еще раз повторю то, что повторяю из статьи в статью:

От общества, основанного на материальной собственности, мы должны перейти к обществу, основанному на собственности интеллектуальной (ИС), для чего она должна стать свободной, освободившись от оков отношений, характерных для собственности материальной; когда платить мы будем не за то, что приобретаем, а за то, что используем, выбирая из имеющегося на свободном рынке то, что нам лучше подходит.

С точки зрения политической экономии, сказанное является снисхождением от абстрактного принципа социализма "от каждого по способностям, каждому по труду" к его конкретной реализации в новой социалистической общественной формации, характеризующейся новыми производственными отношениями, но это тот путь, где нас на каждом шаге ждет засада, которую нам устраивает наш собственный разум, а причина этого кроется в самой природе разума, который склонен идеализировать все свои конкретизации абстрактного, делая свой идеальный жизненный мир как отражение того реального мира, в котором человек обитает. По этой причине мы видим-слышим-понимаем только то, что знаем - что уже есть в жизненном мире нашего разума - что соответствует принятой нами парадигме мироустройства. Что выходит за редукционную границу жи-мира, т.е. не соответствует действующей парадигме и представляет новую только рождающуюся парадигму, того мы не видим - это и есть та когнитивная слепота, из-за которой мы видим только последствия действия энтропии, разрушающей старый порядок вещей, но не видим действия негэнтропии, рождающей новый порядок из хаоса.

Проводя аналогию между коперниканским и кантианским переворотами, можно сказать, что в нашем обществостроении ситуация сейчас напоминает ситуацию в машиностроении во второй половине XIX века, когда появились первые самолеты и автомобили. Никто тогда не представлял и не мог представить тех грандиозных перемен в материальных условиях человеческого существования, которые предвещали эти и другие изобретения, ставшие возможными благодаря прогрессу науки. Точно так же и мы сейчас из-за своей когнитивной слепоты не видим в нарастании социального хаоса предпосылок рождения новой общественно-экономической формации, в которой интеллектуальная собственность вся станет общедоступной. Все как в меме про суслика из фильма «ДМБ», в котором отражена суть второго начала инфодинамики:

- Есть хочу…
- Ты видишь суслика? Нет? Я тоже не вижу, а он есть.
- Понял.

(Смотреть эпизод про суслика из фильма «ДМБ»: https://www.youtube.com/watch?v=PeeNFVgPw3s).

Вместо суслика мы сейчас видим песца голубого мирового кризиса, но "суслик" тоже есть - это и есть "понял" - понял, что значит "есть" в запросе "есть хочу" - хочешь есть, лови суслика, которого не видишь. Такая вот метафизика: что надо, оно всегда есть, даже когда его нет.))) Философия знает. Иоганн Готлиб Фихте сказал: «Человек может все то, что он должен», - поэтому философия ловит "суслика" с момента своего появления на свет божий. И много чего наловила. Для нее и бог тоже "суслик" - ей же никто не сказал, какое оно это "есть", которое поймать надо, поэтому она его все ловит и ловит... В фильме «ДМБ» есть рецепт того, как поймать "суслика":

Армия - не просто доброе слово, а очень быстрое дело.
Так мы выигрывали все войны: пока противник рисует карту наступления, мы меняем ландшафты, причем вручную. Когда приходит время атаки, противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность. В этом смысл и в этом наша стратегия.

Поясню, что значит "поменять ландшафты" в условиях глобального мирового кризиса - это значит поменять идеологию, поэтому:

- Карфаген должен быть разрушен!
- Церковь должна быть отделена от государства!
- Вор должен сидеть в тюрьме!
- Интеллектуальная собственность должна быть свободной!

Поясню и здесь:
>>> Современный Карфаген -это основанный на идеологии неолиберализма порядок, в котором хозяева всего и вся - это богатейшие из богатых, коими сейчас являются рептилоиды из фининтерна, стремящиеся в ходе идущей мировой гибридной воны сделать этот порядок мировым, понимая под новым мировым порядком сохранение старых условий обеспечения господства. Россия, приняв этот порядок в 1991-м, сама обрекла себя на утерю суверенитета. Пока мы этот порядок у себя сохраняем, т.е. пока неолиберализм остается нашей господствующей идеологией, шансов на победу у нас нет никаких, независимо от исхода войны с Украиной - в долгосрочной перспективе Россия обречена на поражение при сохранении такого расклада в этой глобальной игре за мировое господство между богом и антихристом - если говорить языком христианской эсхатологии. Пока мы играем на стороне антихриста, а слова "мы верим в бога", которые говорим, они ничего не значат, ибо рядиться в одежды бога всегда было самым любимым занятием дьявола - вы даже на собственном опыте уже знаете, чем вымощена дорога в ад - вспомните, что нам обещали наши либеральные демократы, и что мы получили в итоге.

>>> Церковь здесь следует понимать в широком смысле слова - как институт гражданского общества, отвечающий за идеологическое обоснование существующего мироустройства. В новой миросистеме за функционирование этого института будут отвечать и его обеспечивать инженеры, подобно тому, как они в существующей миросистеме обеспечивают материальные условия бытия человеческого. Церковь в узком смысле слова - это институт гражданского общества, обеспечивающий духовное формирование людей, потребных в данной миросистеме - в данной общественно-экономической формации. Другими словами, это институт, обеспечивающий эпистемную рекапитуляцию новых поколений людей, в процессе которой они бы усваивали высшие моральные ценности человеческой цивилизации и накопленное интеллектуальное знание.
Такое понимание церкви отличается от привычного, но другого слова для обозначения данного института у нас нет, а когда нет слова, то нет и проблемы; но нет ее только потому, что мы не осознаем ее наличие. Путь к решению проблемы начинается с ее осознания.

>>> Воры, по которым тюрьма плачет - это те же рептилоиды, наводняющие мир ничем не обеспеченными деньгами, что является воровством, классифицируемом как фальшивомонетничество - преступление более тяжкое, чем осуждаемый религиями мира грабительский ссудный процент, также являющийся орудием закабаления.

>>> Все эти условия перехода к новому мировому порядку призвана обеспечить ОСОИС - открытая система охраны интеллектуальной собственности, делающая ее свободной, а значит, и общедоступной, что и будет способствовать ускорению социального прогресса, поскольку в основе любого мироустройства лежит вполне определенная ИС, как идеальное разума с представлением о том, как все в этом мире должно быть устроено. Сменим это представление - сможем и мир переустроить так, чтобы стал он лучше прежнего, но при этом надо иметь в виду, что идеал в этом деле недостижим, что есть следствие первого начала инфодинамики, т.к. к моменту, когда у нас появятся основания считать, что финиш близок, наши представления об идеальном устройстве своего человеческого мира изменятся, и наш идеал не исчезнет, но вновь отодвинется, как в песне поется, в "прекрасное далеко", куда мы будем стремиться.

Светлана Ченцова в одной из своих статей на портале Worldcrisis.ru высказала абсолютно правильное мнение о том, что главный урок, который мы должны извлечь из происходящего кризиса, а также из всего своего исторического прошлого опыта заключается в отказе от идеи создания "земного рая", ввиду провала всех попыток ее осуществления; поэтому свое стремление к конечному совершенству мы должны заменить началом процесса бесконечного совершенствования. К этому можно добавить, что основной объект, который должен целенаправленно и планомерно совершенствоваться - это сам человек как биологический и социальный вид homo sapiens - как это и следует из категорического императива Канта.

Завершение кантианского переворота в обществознании создает достаточные предпосылки для такого переворота в нашем целеполагании, а значит, по Марксу-Энгельсу-Ленину, предпосылки для перехода из царства необходимости в царство свободы, но и здесь засада от нашего разума из-за того, что свободу люди понимают по разному - в зависимости от того, какого уровня эволюционной зрелости они достигли в своем развитии, и на самом верхнем уровне santa homo свобода неразрывно связана с необходимостью жить заботами всего человечества, что, с точки зрения инфодинамики, есть жизнь по ее второму закону, дополняющего второй закон термодинамики, которым люди уже научились руководствоваться, преобразуя материальные условия своего существования. Теперь им точно так же предстоит научиться использовать на благо себе и второе начало инфодинамики. Здесь наша цель сам процесс, а не какое-то его завершение, что в самом начале своего интеллектуального поиска зафиксировал молодой Карл Маркс в своем определении коммунизма:

Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние.

В итоговой версии марксизма для этого определения не нашлось места из-за провозглашенного примата материального над идеальным, из-за чего там место научных выводов заняла наукообразная мифология, которая сыграла свою положительную роль на исторической сцене, но ее догматы не были вовремя приведены в соответствие с достижениями общественных наук, что послужило причиной застоя в СССР - в первом социалистическом государстве, для которого застой завершился трагическим распадом. Сейчас есть все возможности, чтобы заполнить пробел в теории коммунизма/социализма; и от того, как мы это сделаем, зависит наше будущее - будущее России, которая пока повторяет судьбу Российской Империи - РФ держится за свой капитализм, как РИ держалась за свой феодализм.

Скачать книгу «Инфодинамика в инфодинамике»: http://worldcrisis.ru/crisis/4492418

мимесис, коммунизм, принцип дополнительности

Previous post Next post
Up