Это вторая глава двуглавой повести «О выходе в Космос на раз-два.
§ 1. Об истине в стакане и об инфодинамике образования
апрельские тезисы
II Международная научно-практическая конференция
Философия в XXI веке: направления и тенденции развития
Зеленоград, МИЭТ, 12 апреля 2024 г.
Тезисы доклада
Нет ничего практичней хорошей теории - новая наука инфодинамика обещает уже в ближайшие годы подтвердить этот принцип, став практичной. Практичность ее должна сказаться и на системе образования, которую ждет своя промышленная революция. Произойдет она в результате действия в мире человеческого разума второго начала инфодинамики, аналогичного по своему действию второму началу термодинамики. Рождение инфодинамики позволяет придать законченный вид философской теории релятивизма, которая теперь постулирует существование двух миров, в которых человек обитает, находящихся между собой в отношениях, определяемых принципом дополнительности - это материальный физический мир и нематериальный, но реальный ментальный мир разума.
Мы можем предвидеть только то, что конструируем сами.
Людвиг Витгенштейн
Написано во исполнение Кантианской декларации [1], провозглашающей завершение кантианского переворота в обществознании как сведение знания общественных наук в стройную взаимосвязанную систему, призванную стать дорожной картой человечества на новом этапе его эволюционного исторического развития.
Можно ли перелить море в стакан? - оказывается можно, говорит нам новая наука инфодинамика; и даже более того, в этом стакане будет истина, как это и утверждает один из вариантов древней поговорки "in vino veritas". В таком наполнении стаканов состоит и суть деятельности системы образования, поскольку пустой стакан тождественен tabula rasa, на заполнение которой информацией, опять же, по мнению древних, похож и процесс становления человека как личности.
Истина, которую нам надлежит увидеть - это образ будущего, а "море", которое надлежит перелить - это информация, накопленная людьми о длившемся многие миллионы лет процессе зарождения и развития мира живого на планете Земля. Процесс этот неосуществим без помощи философии, у которой есть свое "море" - это метафизика как плод чувственного восприятия, не являющаяся наукой, которую в ходе кантианского переворота надлежит перелить в научный "стакан" рациональной философии.
Месяц апрель примечателен тем, что в этом месяце В.И.Ленин в своих апрельских тезисах изложил свой план, осуществление которого привело к рождению новой - Советской России. Сейчас перед Россией вновь стоит та же задача - возродить себя к новой жизни. Решить эту задачу Россия сможет только в том случае, если решать ее будет для всего человечества, т.к. для решения ей нужна победа в идущей в настоящее время мировой гибридной войне, которую она может достичь только в том случае, если эта война станет для нее третьей отечественной. В двух первых своих отечественных войнах она смогла одержать победу, спасая Европу: первый раз от наполеоновского нашествия; второй раз от фашистской угрозы. Теперь речь идет о спасении всего мира, который новые претенденты на мировое господство хотят подчинить "новому мировому порядку", чему в России видят препятствие.
Для победы в мировой гибридной войне на этот раз не надо ни с кем воевать в привычном смысле этого слова. Основной фронт гибридной войны - это фронт войны ментальной, а на нем главный актор успеха - это система образования, состояние которой в настоящий момент лучше всего характеризует слово катастрофа - с такой системой образования у России нет будущего. Пока ход войны повторяет ход двух предыдущих отечественных войн - обе они тоже начинались с катастрофы.
Знамение грядущей победы России можно усмотреть в том, что она осуществила 63 года назад в апреле месяце, а именно, 12 апреля 1961 года - это знаменательный день в человеческой истории - день первого полета человека в космос, но это был только первый шаг на том пути, на котором достижение конечной цели напрямую зависит от системы образования - так же, как тогда наша система образования помогла сделать тот первый шаг.
Слово ‘образование’ в своем изначальном смысле означает возникновение, рождение того, чего еще не было. Отсюда предназначение системы образования - помочь образоваться человеку из того зародыша, который произвели на свет его мама и папа. Но что или кто должен образоваться на выходе из этой системы? Другими словами, что есть тот человек, которому должна помочь образоваться система образования? - Какова должна быть его сущность? Чтобы получился ‘кто’, в нашем разуме должно быть ‘что’, как модель того, что мы хотим получить от человека.
Философская модель человека представляет собой триван (т.е. 3в1) - это единство трех сущностей: воли, интеллекта и духа. Эти сущности помещены в физическую оболочку, которой является наше тело, и имеют психофизическое ядро, которое определяет, как эти сущности проявляют себя. В свою очередь, ядро модели - это тоже триван, включающий в себя три действующих фактора нашего сознания: фазин, фадел и фаприз.
Фазин или фактор Зинченко - это фактор познавательной активности сознания, названный так в честь советского психолога В.П.Зинченко, который назвал сознание светлой дырой мироздания, поглощающей информацию подобно тому, как черные дыры поглощают материю.
Фадел - это фактор деловой активности.
Фаприз - это фактор признания, обуславливающий социальную активность человека.
Из трех элементов тривана человека мы имеем более-менее определенное представление только об интеллекте и о воле, а вот что такое душа, дух и как их можно формировать - на этот вызов времени нет у нас однозначного ответа. На нет и суда нет, поэтому наша система образования ориентирована только на развитие интеллектуальной составляющей сущности человека. Волю она тоже не развивает т.к. непонятно, что и как там можно контролировать и оценивать. А в итоге мы имеем, что за конечный продукт, т.е. за человека, который должен возникнуть-образоваться, никто не отвечает - сам о себе человек заботься, если можешь, но проблема в том, что редко кто может сам себя делать, и эта проблема из-за того, что в интеллектуальной компоненте у нас пробелы в знании о человеке, надежда закрыть которые появилась с рождением в 2022 году новой науки инфодинамики.
Мелвин Вопсон, стараниями которого инфодинамика привлекла к себе внимание, позиционирует ее как дальнейшее развитие физики:
В 2022 году был предложен и обоснован новый фундаментальный закон физики, названный вторым законом или вторым началом информационной динамики, или просто - инфодинамики. Название закона является аналогией со вторым законом термодинамики, который описывает эволюцию физической энтропии изолированной системы во времени, и требует, чтобы энтропия оставалась постоянной или увеличивалась с течением времени.
В отличие от второго начала термодинамики, второй закон инфодинамики гласит: Информационная энтропия систем, содержащих информационную составляющую, должна оставаться постоянной или уменьшаться с течением времени, достигая некоторого минимального значения в равновесии». [2]
Поскольку наука новая и находится в процессе становления, выводы, сделанные М. Вопсоном, носят предварительный характер и нуждаются в дополнительном обосновании. Не трогая физику, на инфодинамику посмотрим с позиций того, что, по Аристотелю, после нее - это метафизика, и с позиций того, что после метафизики - это рациональная философия.
С точки зрения философии, сенсационные выводы Вопсона - это метафизика, т.е. плод его чувственного восприятия. Прежде всего, это относится к принципу MEI - принципу эквивалентности массы, энергии, информации, который Вопсон собирается подтвердить экспериментально.
Для философии ценность инфодинамики в том, что она позволяет придать законченный вид теории релятивизма - философскому аналогу естественнонаучной теории относительности, наполнив конкретным философским содержанием принцип дополнительности, как это и хотел сделать Нильс Бор, который сформулировал этот принцип в 1927 году. В соответствии с этим принципом, инфодинамика дополняет термодинамику, соответственно и второй закон инфодинамики не противостоит второму закону термодинамики, а дополняет его.
Из дополнительности инфодинамики и термодинамики следует, что реальный, хоть и нематериальный ментальный мир разума дополняет реальный материальный физический мир. Эту дополнительность описал советский философ Э.Ильенков в своей «Диалектике идеального», где не хватает только самого указания на эту дополнительность. По Ильенкову, идеальное, которое является разновидностью ментального, рождается в материальном, коренится в нем, зависит в существовании от него, но при этом имеет бытие независимое от бытия материального.
Из отношения дополнительности материального и идеального следует, что человек одновременно живет в двух мирах: материальном физическом мире и в ментальном мире разума, фундаментальные основы существования которых описываются, соответственно, естественнонаучной теорией относительности и философской теорией релятивизма и, в соответствии с этим, образование-возникновение человека после того как тело его возникло в материальном мире, должно еще свершиться в ментальном мире идеального, а то, что человек будет собой представлять в этом мире как раз и зависит от системы образования.
Данная дополнительность двух миров является и ответом на вопрос, который марксистско-ленинская философия считала для себя основным: что первично, бытие или сознание? В соответствии с таким ответом, идеальное и материальное образуют между собой диалектическую комплементарную ин-янь пару не только в земном, но и во вселенском масштабе, а действие законов диалектики в этой паре обусловлено, соответственно, действием второго начала термодинамики для материального янь и действием второго начала инфодинамики для идеального ин.
Материальное отождествляется с женским началом инь, а идеальное с мужским началом ян по той простой причине, что идеальное рождается, живет и воспроизводится именно на материальной основе; а в человеческом обществе выполнение этой миссии возложено на женщин; мужчины же вносят основной вклад в рост идеального, коммерческую разновидность которого сейчас еще называют интеллектуальной собственностью (ИС).
У женщин в нашем мире своя миссия, а у мужчин своя, поэтому не надо их уравнивать. Оптимальные условия для выполнения мужчинами и женщинами своих миссий создаются тогда, когда мужчины и женщины образуют комплементарную семейную ин-янь пару. Насколько этот союз будет успешным, зависит от того, как ‘что’ превратится в ‘кто’ в процессе своего возникновения-образования. Пока система образования за такой результат образования не несет ответственности - может поэтому воспроизводство людей в нашем обществе и стало проблемой, решить которую одним семейным воспитанием уже не получается.
Зарождение идеального в материальном - это не случайный, а закономерный процесс, в ходе которого благодаря внутренней работе против равновесия возникает материальная основа для зарождения жизни, как это показал в своем варианте синергетики советский ученый Александр Руденко, который он назвал теорией элементарных открытых каталитических систем (ЭОКС). [3]
Зарождение жизни - это будет, по В.Турчину, уже метасистемный переход [4] - переход в новое фазовое состояние; или, на языке синергетики, это будет такая бифуркация, которая является сингулярностью, поскольку качественно меняет состояние всей системы.
После того, как жизнь зародилась, в живой материи начинается своя внутренняя работа против равновесия - это уже начинает проявлять свое действие закон Эрвина Бауэра [5], что, в свою очередь, также порождает фазовый поток, который приводит к новой сингулярности - в материальном зарождается и начинает жить своей жизнью идеальное - зарождается мир разума, дополняющий в своем бытии существование материального мира.
В соответствии с антропным принципом теории относительности, возникновение-образование мира разума является закономерным и для всей вселенной - этот вывод, бывший априорным допущением, благодаря инфодинамике получает научное обоснование, становясь развитием принципа дополнительности, как это предвидел Э.Шрёдингер за два года до того, как Н.Бор сформулировал сам этот принцип:
Сознание есть нечто такое, посредством чего первым делом этот мир являет себя, мы даже могли бы сказать без колебаний, благодаря чему он в первую очередь наличествует; что мир состоит из элементов сознания. … Особый поворот в развитии млекопитающих должен был наступить только затем, чтобы мир сам себя открыл в свете сознания, в то время как он, если бы этот поворот не произошел, уподобился бы спектаклю перед пустым залом, никому не данным и, следовательно, остался бы не осуществившимся в собственном смысле слова! [6, с.59]
И закон Руденко, и закон Бауэра - это все проявление действия второго начала инфодинамики, которое, в соответствии с принципами синергетики Ильи Пригожина, является необратимым, что применительно к миру живого означает необратимость эволюции - как биологической дарвиновской, так и эпистемной, выражающейся в приумножении идеального - накоплении людьми знания от поколения к поколению.
Точно так же, как второе начало термодинамики обуславливает действие всех процессов материального мира, второе начало инфодинамики лежит в основе процессов, протекающих в мире разума, следовательно, то образование, которое есть возникновение того, чего не было, так же есть проявление действия второго закона инфодинамики, и в замкнутой системе выражается в росте как энтропии, так и обратной ей негэнтропии - это и есть результат внутренней работы против равновесия, порождающей фазовый поток, вызывающий, в конечном итоге, бифуркацию, т.е. фазовый переход системы в новое состояние.
В философии понятию фазового потока из физики соответствует феноменологическое понятие дазайна М.Хайдеггера как вектора бытия. Замкнутая система, где энтропия/негэнтропия запускают свои аттракторы - это феноменологический жизненный мир, окруженный редукционной границей, являющийся совокупностью наших представлений о том мире, где человек обитает.
Материальный физический мир у всех людей один и тот же, а вот ментальные жизненные миры сознания у людей различаются в зависимости от достигнутого ими эволюционного уровня зрелости, как это установил в ходе экспериментальных исследований Клер Грейвз, которых присваивал этим уровням буквенные обозначения, Д.Бек и К.Кован, с легкой руки которых теория Грейвза получила название спиральной динамики, раскрасили эволюционные уровни в радужные цвета.[7]
С методологической точки зрения уровням спиральной динамики целесообразно дать сущностные наименования: уровни первого порядка, где действует дазайн, ориентирующий людей на обретение ценностей материального мира - это будут уровни homo naturalis - человек естественный и homo economicus - человек экономический; уровни второго порядка, где действует дазайн, ориентирующий людей на обретение моральных и интеллектуальных ценностей нематериального ментального мира их разума - это будут уровни homo moralis - человек моральный и santa homo - человек божественный или вселенский.
Уровням эволюционной зрелости отдельных индивидов соответствуют и аналогичные уровни человеческого общества, определяющие фазовое состояние общества в зависимости от того, какой тип индивидов в обществе доминирует. В настоящее время человечество находится в переломном моменте своей истории - оно переживает переход из фазового состояния первого порядка в фазовое состояние второго порядка.
Из того факта, что фазовое состояние общественной системы зависит от фазового состояния жизненного мира отдельных людей, являющихся элементами данной системы, следует, что, проектируя общественную систему, оптимальную с точки зрения наших потребностей, мы должны проектировать и производить и сами элементы этой системы - в этом предназначение системы образования. Чтобы в информационную постиндустриальную эру система образования начала отвечать своему предназначению, должен быть выполнен основной закон политэкономии, требующий, чтобы производственные отношения соответствовали новым, уже возникшим производительным силам.
Из научной абстракции - принципа дополнительности - следуют вполне практические выводы, касающиеся основного закона политэкономии. В соответствии с этим законом, при очередной смене общественно-экономической формации мы должны перейти от общества, основанного на материальной собственности, к обществу, основанному на собственности интеллектуальной, когда вся она станет свободной, а платить мы будем не за ее приобретение, а за ее использование. Плата будет взиматься в виде фиксированного налога, средства от сбора которого будут распределяться среди творцов ИС в зависимости от их вклада в то, что используется. Таким образом, здесь будет выполнено условие ин-янь комплементарности материального и идеального, когда материальное стимулирование будет способствовать прогрессу в приумножении идеального, в т.ч. и той его части, которая относится к технологиям образования, что и приведет к революционным переменам в этой сфере деятельности, которая совершит свой переход в новое фазовое состояние, в котором будет гармонично развивать в человеке все три составные части его тривана: дух, интеллект и волю - система образования перейдет на выпуск продукции гарантированного качества.
Планета Земля - это объект космоса, но где-то в будущем закономерным итогом завершения промышленной революции в системе образования станет переход всего человечества в новое фазовое состояние, особенностью которого будет доминирование людей, достигших высшего уровня эволюционной зрелости - уровня santa homo, т.е. осознающих свою ответственность за нашу планету Земля перед Космосом - перед Вселенной, состоящей из таких объектов, которые являются еще и ее субъектами. Такое состояние человечества - это богочеловечество, поиск путей в которое был мейстримом русской классической философии.
Земля как субъект Космоса - это Земля, имеющая ноосферу. В настоящее время для Космоса наша Земля, разумные обитатели которой, озабоченные обретением земных благ, погрязли в войнах - это только несовершеннолетний подросток. Совершеннолетней для Космоса она станет только с обретением ноосферы, когда система образования будет соответствовать изначальному смыслу слова ‘образование’ - это возникновение того, чего не было - будет обеспечивать такое образование - возникновение.
Такое образование-возникновение предстоит пережить и всему человечеству - его уже обозначили как переход через точку сингулярности, что нас ждет за которой предсказать невозможно - поэтому и назвали сингулярностью возникновение такого состояния системы, какого еще не было, за что, применительно к Земле, только одно можно сказать определенно - планета Земля станет субъектом Вселенной. А для человеческого общества это будет такая действительность, про которую сейчас нельзя "ни в сказке сказать, ни пером описать".
В настоящее время линия раскола в российском гражданском обществе между условными "либералами" и условными "патриотами" проходит по их отношению к нашему президенту Владимиру Путину, но правда исторического момента состоит в том, что безвозвратно прошли времена вождей, которые определяют ход истории - больше они к нам не вернутся - ни такие вожди, ни такие времена.
Завершение коперниканского переворота в естественных науках, формальным признаком чего стало рождение естественнонаучной теории относительности, создало предпосылки для кардинальных перемен в материальных условиях существования человека, во что свой вклад внесла система образования, которая стала готовить инженеров - специалистов по использованию естественнонаучного знания в практике преобразования материального мира. Аналогичные революционные перемены нас ждут в практике преобразования социального человеческого мира - каким ему быть, будут определять инженеры, занимающиеся его проектированием, которых начнет готовить система образования, которая сама будет такими инженерами кардинально перестроена. Политическим лидерам останется лишь воплощать в практике социального строительства то, что инженеры спроектировали.
Предпосылки к такой перестройке создает завершение кантианского переворота в обществознании, формальным признаком чего является завершение придания законченного вида общественно-научной теории релятивизма, ставшее возможным с появлением инфодинамики. Оно еще не завершено, но общие контуры теории уже просматриваются.
Признаком грядущих перемен являются и данные тезисы, автором которых является простой инженер-электронщик, освоивший новую специальность - это инженерная антропология. В том, что я этими тезисами "налил в стакан" нет ничего чисто моего - моего тут только подгонка элементов друг к другу и итоговый синтез - это чисто инженерная работа. Пока таких специалистов вузы не готовят - нет ни учителей, ни учебников, но это положение очень быстро изменится, залогом чего является второе начало инфодинамики. Мы видим только одну сторону процесса в виде нарастания хаоса, как следствие роста энтропии, но незримо происходит и рост негэнтропии - зреют условия и предпосылки для грядущих перемен, которые гораздо ближе, чем нам это кажется из-за неявности второй стороны фазового потока, несущего нас вперед по пути социальных преобразований к новому фазовому состоянию общества.
Список литературы
1. Журавлев Н. Кантианская декларация (проект). - URL:
http://worldcrisis.ru/crisis/4244039 2. Melvin M. Vopson The second law of infodynamics and its implications for the simulated universe hypothesis. - URL:
https://pubs.aip.org/aip/adv/article/13/10/105308/2915332/The-second-law-of-infodynamics-and-its 3. Руденко А.П. Самоорганизация и прогрессивная химическая эволюция открытых каталитических систем // СЛОЖНЫЕ СИСТЕМЫ. - № 1 (30), 2019. - С. 7-25. - URL:
https://thecomplexsystems.ru/wp-content/uploads/2020/01/%D0%A1%D0%A1-2019-N-1-30.pdf 4. Редько В.Г. Концептуальные теории эволюционной кибернетики. Теория метасистемных переходов В.Ф.Турчина. // Лекции по эволюционной кибернетике - Лекция 16. - URL:
https://libcats.org/book/639738 5. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. - М., Ленинград: ВИЭМ, 1935.
6. Шредингер Эрвин. Мой взгляд на мир. - М.: URSS, 2005.
7. Дон Бек и Крис Кован. Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями. - СПб.: BestBussinesBooks, 2008.
§ 2. Навстречу славному юбилею - двухтысячелетию начала процесса выхода человечества в Космос
Обладатель редкого ленинского имени Влаиль - советский академик Казначеев соединил законы Вернадского и Бауэра в один закон Вернадского-Бауэра; я в своем докладе тоже говорил о двух законах: о законе Руденко и о законе Бауэра, как о проявлении действия второго начала инфодинамики. Но инфодинамика только народилась на свет - ее всего два года от роду - это то же самое, что и два года жизни для человеческого младенца - она пребывает в процессе своего становления, поэтому меняется и понимание ее.
По закону Руденко, как результат действия второго закона термодинамики, при поступлении в систему энергии извне происходит внутренняя работа против равновесия, в результате чего происходит усложнение форм организации материи, в результате чего появляются такие формы материи, которые содержат в себе информацию о собственной организации, благодаря чему они воспроизводят сами себя. Если говорить на жаргоне айтишников, то появляется самовоспроизводящееся "железо" - так они называют аппаратную основу компьютеров. "Железо" мало того, что воспроизводится, оно еще и непрерывно совершенствуется - это начинает делать свое дело эволюция, делая "железо" все более сложным.
На данный момент вершиной эволюции является человек, в котором к "железу" добавился софт - ментальное идеальное, рождающее свой мир разума, в котором это идеальное начинает жить своей жизнью, тоже усложняясь в результате внутренней работы против равновесия, происходящей при поступлении в систему извне все новой и новой информации - это уже будет проявлением действия закона Бауэра, которое приводит к тому, что обратная связь замыкается и в работу вступает закон Вернадского - софт способствует тому, что "железо" становится все более совершенным, что сказывается на состоянии всей экосистемы - человек становится творцом природы, что, по Турчину, будет уже метасистемный переход.
Уже через несколько дней после того, как отправил на конференцию тезисы своего доклада, подумал я, что все три закона: Вернадского, Бауэра, Руденко - это всё отдельные грани одного третьего закона инфодинамики (3ИД) - закона Руденко-Бауэра-Вернадского, в котором эти три закона своим действием дополняют друг друга. Нет, не зря говорится, что бог любит троицу - родила-таки инфодинамика свой триван! - но получается, что это триван в триване, ведь есть у инфодинамики еще и 1ИД - ее первое начало или первый закон - закон относительности, в соответствии с которым, мы хоть и пишем свои законы для замкнутых систем, но эта замкнутость относительна, так же, как относительны время и полнота - отсюда и названия теорий: естественнонаучная теория относительности и общественно-научная теория релятивизма.
Математическим выражением для 1ИД являются две теоремы Гёделя о полноте, справедливые как для инфо-, так и для термодинамики:
1-я теорема. В полной замкнутой системе противоречия неизбежны.
2-я теорема. Противоречий нет там и тогда, где и когда система не полна и не замкнута.
С точки зрения синергетики, теоремы Гёделя говорят о том, что противоречий нет только в хаосе, да и то, только потому что противоречия там - это норма; а в порядке, каким бы совершенным он не был, противоречия неизбежны, о чем 2ИД проявляет заботу, порождая фазовый поток, из-за которого понятия и порядка, и хаоса - они тоже относительны. Все это в инфодинамике - это и есть 3ИД.
В итоге мы имеем:
1-й закон инфодинамики - закон относительности; или закон необратимости эволюции; или закон прогресса; или закон Пригожина; или кратко 1ИД (1ID).
2-й закон инфодинамики - закон синергетической динамики; или закон фазового потока; или закон Турчина-Вопсона; или кратко 2ИД (2ID).
3-й закон инфодинамики - закон дополнительности; или закон Руденко-Бауэра-Вернадского; или кратко 3ИД (3ID).
Замечу, что предложенная персонификация законов - это не потому, что эти люди их так сформулировали - это дань уважения их вкладу в появление этого тривана инфодинамики. И ведь как интересно получилось: первый закон - одна персона; второй - две; третий - три.
Еще могу предложить такие краткие обозначения законов, которые могут стать востребованными, когда появятся профессионалы, для которых инфодинамика станет рабочим инструментом и у этих специалистов появится свой жаргон: один ИД - это одид; два ИД - это двид; три ИД - это трид.
Что такие профессионалы скоро появятся, я не сомневаюсь, т.к. человечество давно к этому шло. Не случайно председатель Тверского философского клуба профессор Войцехович В.Э. регулярно напоминает о диалектике от древних греков, в соответствии с которой три закона инфодинамики будут иметь вид:
1. Парменид сказал: все есть единое.
Но это не точно, потому что
2. Гераклит сказал: все течет, все изменяется.
3. Парменид и Гераклит дополняют друг друга.
Получилось все в духе мудрого Экклезиаста: что было, то и будет; все есть суета сует и томление духа, из-за которого что есть, никогда не бывает таким как раньше. Почему такое, Николай Бердяев растолковал: "Свобода не в воле, а в духе", который волю направляет - по Хайдеггеру, рождает дазайн; а где дазайн, там и фазовый поток, из которого, как ни дергайся, выбраться не получится, ибо на то есть высшая Воля, чтобы узнать которую, надо в Духе родиться - так Иисус Христос нас учил.
Родиться в Духе - это значит, так пройти эпистемную рекапитуляцию, чтобы на выходе достичь высшей стадии эволюционной зрелости - уровня santa homo, на котором перед Космосом/Вселенной осознаешь свою ответственность за судьбы мира, который представляешь - за планету, на которой живешь. Такое рождение в Духе - это и есть выход в Космос - как осознавание себя органической частью вселенского мира Разума, принципом дополнительности связанного с физическим материальным космосом. И.Х. свой выход в Космос - родился в Духе - совершил в 33 года, поэтому этот возраст называют возрастом Христа, но это и возраст окончания эпистемной рекапитуляции, когда заканчивается становление человека как личности - вот почему проповедовать свое учение он начал именно в этом возрасте.
В 2033 году исполнится 2000 лет с того дня, как И.Х. родился в Духе - совершил свой выход в Космос, тем самым указав нам Путь, идти по которому мы должны стремиться, и отдал за это свою жизнь - бог стал человеком, чтобы человек стал богом - поэтому через девять лет у нас будет формальный повод отметить круглую дату начала выхода человечества в Космос.
Рождение в Духе И.Х. дает нам возможность формально назначить дату начала процесса выхода человечества в Космос, но сам процесс начался одновременно в трех разных частях Земли в то время, которое К.Ясперс назвал осевым. Например, представители школы Хуаянь-цзун в древнем Китае считали, что человек достигший просветления осознает единство мира и свое тождество с универсумом как "единым сознанием", и в результате такого осознавания выходит из иллюзорного мира рождений и смертей.
А в XIX веке Фридрих Энгельс в «Диалектике природы» уже предвидел дополнительность термо- и инфодинамики:
Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому они не могут противоречить друг другу в своих конечных итогах и должны быть между собой согласованы.
А окончание этого процесса - это когда у Земли появится ноосфера - когда она будет не только объектом космоса, но еще и субъектом Космоса - это когда родившиеся в Духе станут доминирующей популяцией в человечестве и можно будет говорить, что все человечество родилось в Духе - закончило свою космическую рекапитуляцию после прохождения очередной - третьей в своей истории, точки Большой Сингулярности, за которой мы даже представить себе не можем, что нас ждет - на то она и сингулярность.
Ну вот мы и получили ответ на основной вопрос философии, поставленный в марксистско-ленинской философии: что первично - бытие или сознание? Ответ, казалось бы, однозначен - с усложнения организации материи все началось, а бог - это отражение в человеческом сознании, на ранних стадиях его развития, действия второго начала инфодинамики. Но, как говорил персонаж популярного советского фильма, торопиться не надо.
Наш ответ лишь отодвинул в бесконечность вечности вопрос, на который у нас нет и никогда не будет ответа, поиски которого вечно будут мучить человека: а что было, когда ничего не было? - это нечто нам неизвестное, при взрыве которого вселенная родилась, оно само взорвалось или его, движимый любопытством, некий хитрый боженька специально взорвал, чтобы посмотреть, что из этого получится? Каким бы ни был ответ, смысл нашего бытия такой же как у этого Боженьки - познавать и творить Мир, чтобы он становился все более совершенным, ибо мы часть Его.
После сделанного вывода, в который уже раз нарисовался в моем сознании вопрос, на который нет ответа: насколько неслучайно все то, что кажется нам случайным? - ведь конференция, где я в своем выступлении говорил о событии, ставшем формальной вехой начала выхода человечества в космос вселенского мира Разума, по случайному стечению обстоятельств состоялась 12 апреля - в День космонавтики, когда мы отмечаем день первого полета человека в космос вселенского материального физического мира, что для меня самого стало знаковым событием.
И тут же память подкинула мне картинку из детского мультика, на которой забавный медвежонок Вини Пух произносит ставшую мемом фразу: «Это жу-жу-жу неспроста…» Благодаря инфодинамике у нас появилась реальная надежда на то, что в своих поисках "правильного меда" мы на этот раз будем более успешны, сделав правильные выводы из допущенных в прошлом ошибок, ведь теперь и наука сказала то, что раньше только бог говорил - что "правильный мед" есть; и где искать его тоже сказала, поэтому надо лишь научиться его добывать - надо учиться использовать добытое наукой знание, а учиться мы ведь еще не разучились, как не разучились и пчелы делать свой мед.
Все будет хорошо.
Вместе победим!