Кантианская декларация (проект)

Mar 11, 2023 21:45


Принять проект этой декларации я предложил организаторам конференции «Наука. Общество. Будущее», которая состоится 23-24 марта в Тверском университете.

Преамбула. Знаменательным является сам факт принятия проекта настоящей Декларации на тверской земле, являющейся родиной Михаила Бакунина - этого вечного оппонента Карла Маркса. Пришло время примирить политических противников, возвысившись в понимании законов человеческого мира над конкурирующими учениями марксистского коммунизма, анархизма и либерализма, как в свое время Иисус Христос возвысился над религиозным учением своего Отца - не отвергая его, Он указал новый Путь, где целью стало нравственное совершенство самого человека. Обретение подобного пути в древнем Китае назвали словом Дао. Слова разные, но общий их смысл говорит о том, что все человечество с древнейших времен, несмотря на все различия между странами и народами, идет одной и той же дорогой - это путь эволюционного совершенствования вида homo sapiens. Раньше направление движения по этому пути указывали пророки, потом вожди и политические лидеры, но их время прошло безвозвратно и больше не вернется. Теперь выбор Пути - это миссия науки и ее творцов, которым пришло время показать, как они следуют девизу, дошедшего к нам из древнего Рима, следовать которому деятелей науки призвал Иммануил Кант:

Sapere aude! - Имей мужество пользоваться собственным разумом!

I. Кантианский переворот



1. Мы, ученые и исследователи, представляющие разные сферы научной деятельности, осознавая свою ответственность за судьбу человечества и самой нашей планеты Земля, призываем ученых разных стран объединить свои усилия для создания научной картины того мира, в котором мы хотим жить.

2. Что может наука, когда создает цельную картину мира, мы знаем на примере естественных наук. Сказочные, по меркам прошлого, плоды научно-технического прогресса, которыми мы пользуемся, являются результатом коперниканского переворота в естественных науках, итогом которого стала полная картина физического мира, являющегося местом обитания человека разумного.

3. Настоящей декларации мы дали имя "кантианская", поскольку Иммануил Кант своей критикой разума положил начало перевороту в общественных науках, аналогичного коперниканскому перевороту в естественных науках; поэтому имя его: кантианский переворот. Словом "критика" Кант назвал собственные предположения о сущности и устройстве человеческого разума. Современная критика разума лежит в основе общественных наук, поэтому кантианский переворот положит начало использованию критики разума для развития самого разума.

4. Развитие разума составляет суть эпистемной эволюции человека, сущность которой сводится к тому, что каждое новое поколение добавляет свою порцию знания к накопленному в предшествующий период истории интеллектуальному и духовному богатству, являющегося достоянием всего человечества, поэтому данный вид эволюции является эпистемным ламаркизмом. Использование научного знания о разуме позволит сделать эволюцию вида homo sapiens предсказуемой и управляемой, в чем залог решения стоящих перед человечеством проблем, причиной многих из которых является несовершенство природы человека.

5.Трехсотлетие со дня рождения Иммануила Канта, которое мы будем отмечать 22 апреля 2024 года, является тем рубежом, который можно охарактеризовать как завершающий этап кантианского переворота, поскольку знание общественных наук достигло критической массы, позволяющей создать законченную научную картину социального мира человеческого общества - необходимые для этого теории уже прошли проверку временем и получили признание научного сообщества.

6. Итог, который мы должны получить, задан самим Кантом в работе, название которой говорит само за себя: «К вечному миру». Научная картина человеческого мира должна стать дорожной картой человечества, указывающей путь к вечному миру. Декларация не открывает новый проект - она декларирует упорядочение работы над проектом, который веками делался стихийно. Такое упорядочение уже есть начало осуществления самого Проекта - проекта мироустройства, сделанного на научной основе.

7. В настоящее время расхожей фразой стало утверждение, что наука превратилась в производительную силу, но тут традиционно подразумевается, что такой силой стали естественные науки - они ей стали в результате коперниканского переворота. Кантианский переворот сделает такой силой общественные науки. Традиционные производительные силы меняют материальные условия существования человека; новая производительная сила будет менять самого человека.

II. Планетарный жизненный мир

8. Менять человека - значит менять жизненный мир человека - менять представление о мире, в котором человек обитает, сформированное его разумом. Концепция жизненного мира в настоящее время - это совокупность теорий А.Шопенгауэра, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, Ж.П.Сартра, К.Поппера, Ж.Делёза и Ф.Гваттари, Э.Ильенкова. Ни в одной из этих теорий нет ссылок на другие теории этого ряда, но в совокупности они являются основой современной критики разума. Свой вклад в критику разума внесла и математика в виде двух теорем Гёделя о полноте.

9. Вечный мир может быть только там, где нет вечных истин - это философская интерпретация второй теоремы Гёделя о полноте: противоречий нет только в той системе, которая не является полной. Если система является полной, то противоречия в ней неизбежны - это упрощенная формулировка первой теоремы Гёделя. Но эти две теоремы сами являются системой. С точки зрения философии, данная система является диалектической; аналогом ее является пришедшая к нам из древнего Китая диалектическая пара инь-ян, связывающая консервативное начало в человеке с его либеральным началом. В древнегреческой философии аналогом данной диалектической пары являются философская концепция Парменида, утверждающая, что все есть единое; и философская концепция Гераклита, утверждающая, что все течет и изменяется. То, как все течет и изменяется, в настоящее время объясняют различные теории синергетики. Синергетика разума - это тоже элемент критики разума.

10. Что все есть единое, мы видим в этом частном случае единства математики и философии, благодаря которому проливается свет на пульсирующий характер эволюции жизненного мира. В жи-мире все едино и неизменно, но он живой - в нем крутятся аттракторы, перерабатывающие поступающую из реального мира информацию и превращающие ее в знание, обуславливающее рефлексию человека на изменения в реальном мире. Рост знания сопровождается ростом энтропии, расшатывающей единое, что неизбежно заканчивается бифуркацией, сопровождающейся переменами в жи-мире. Череда локальных бифуркаций рано или поздно приводит к глобальной для жизненного мира бифуркации, вызывающей его радикальную перестройку.

11. В настоящее время радикальная перестройка жи-мира предполагает, что в нем отражается уже все человечество как единый организм, в котором сам индивид, его страна и его народ являются лишь отдельными элементами, органически связанными с другими подобными элементами, в каждом из которых содержится весь жи-мир, но полную картину образует лишь совокупность таких отдельных представлений; то есть, жи-мир, с точки зрения естественных наук, является голографическим; а еще он относится к типу виртуальных миров - это уже информационная эра внесла свою правку в типологию миров человека. В целом такое разное представление мира является одновременно и предпосылкой, и следствием процесса глобализации, в которой расширение сочетается с углублением наших представлений о мире, где мы обитаем.

12. Глобализация - процесс объективный; объективным и неизбежным является и возникновение нового мирового порядка. Сделать так, чтобы этот порядок отвечал интересам всего человечества: всем странам и народам, всем социальным классам, всем религиозным и всем другим сообществам людей - это та задача, путь к решению которой может и должна указать наука, что должно отвечать и классовым интересам самих представителей научного сообщества.

13. Следствием глобализации является и мировой характер кризиса, поразившего человечество и имеющего форму мировой гибридной войны, что позволяет провести некоторые аналогии со второй мировой войной. Когда гитлеровские войска в конце 1941 года наступали на столицу СССР, ее защитники говорили: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва», - вызовы глобального кризиса весь мир ставят в такое положение, и мы можем сказать: «Велика Земля, а отступать некуда - другой планеты для нас у Космоса нет».

14. Наука интернациональна по самой своей природе - она служит всему человечеству, не выделяя в нем каких-либо привилегированных групп, поэтому кому как не ей предлагать решение стоящих перед человечеством проблем. Сейчас для науки наступил момент истины - она должна указать путь выхода из глобального кризиса.

III. Моральные аспекты глобализации

15. Путь выхода из кризиса - это еще и путь осуществления вселенской ноосферной миссии человечества. Как материальное космическое тело наша Земля - это пылинка на просторах Космоса, существование которой не имеет для него никакого значения; но мы несем ответственность перед Космосом за нашу планету Земля как за мыслящий объект - объект обладающий ноосферой. Именно о такой ответственности говорил Иммануил Кант в своем знаменитом изречении:

Две вещи наполняют душу мою постоянно новым и все возрастающим удивлением и благоговением, и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими душа моя - это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я должен не исследовать, а только предполагать - я вижу их пред собой и непосредственно связываю их с осознанием своего собственного существования.

16. Кантовский "нравственный закон во мне" у китайского ученого Яня Сюэтуна приобрел форму морального реализма. Данная философская концепция предполагает, что мораль является реальным действующим началом того, что Джозеф Най назвал мягкой силой - силой изменяющей общество без физического принуждения и насилия. Нобелевский лауреат Дуглас Норт в своей теории институционализма назвал общество, социальные трансформации в котором происходят исключительно под действием мягкой силы, обществом открытого доступа, но пока такое общество все еще остается идеалом, которого человечеству только предстоит достигнуть, а препятствует этому то, что должно способствовать - это мораль, которой мы руководствуемся, а все дело тут в том, что неписанный "нравственный закон во мне" точно так же, как и законы писаные, может быть разным - может задавать разные нормы поведения в обществе.

17. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», - это знаменитое изречение Иисуса Христа говорит о том, что мораль действительно является реальной силой, но сила эта может быть направлена на достижение совершенно разных целей. Термином "сердце" с древнейших времен обозначают то же самое, что Янь Сюэтун обозначил термином "моральный реализм" - что есть в человеке нематериальное действующее начало, направляющее и определяющее его действия - задающее дазайн его бытия, если говорить языком современной философии.

18. Где в самом человеке находятся те места, в которых может находиться его сердце, говорит относящаяся к сфере когнитивной психологии теория множественной личности Уильяма Джеймса, в соответствии с которой каждый индивид - это не одна, а множественность личностей, образующих иерархию, в которой личности расположены в зависимости от вложенности общностей, элементом которых является индивид. Внизу этой иерархии находится сам индивид; выше - его семья; над ней род; над родом народ; далее следует общность народов, образующих государство; а на вершине иерархии находится личность, представляющая человечество. Сердце индивида - это всегда сердце высшей из множества его личностей - оно определяет, ценности какой общности из тех, элементом которых индивид себя ощущает, являются главным его сокровищем, которое он должен беречь пуще глаза своего, и ради защиты его не щадит он живота своего. Философия такого сердца определяет экзистенциальный выбор, который индивид делает в сложных жизненных ситуациях.

19. Принять или не принять Декларацию - это и есть в данном случае экзистенциальный выбор, который надо сделать в ответ на экзистенциальный вызов времени: наш мир реально стоит у последней черты, за которой может наступить его небытие. Прогресс науки не остановить, поэтому нас ждут новые открытия; если эти открытия и дальше будут в первую очередь использоваться для создания новых орудий войны - средств уничтожения людей, то это грозит нам появлением абсолютного оружия, одного применения которого будет достаточно для уничтожения всего живого на Земле. Альтернативой этому может быть только такой новый мировой порядок, при котором сама война перестанет быть средством разрешения конфликтов и разногласий между людскими сообществами. Миссия науки - сделать дорожную карту, ведущую к такому миропорядку. Данная декларация - это шаг в этом направлении.

20. Далеко не все шаги науки ведут к укреплению мира. Правда состоит в том, что прогресс в сфере естественных наук ведет и к прогрессу и в деле создания новых видов оружия. Наука будет продолжать делать свои открытия, значит и орудия для убийства людей будут становиться все более смертоносными. Продолжение этой тенденции неизбежно приведет к появлению абсолютного оружия. Недопустить этого можно только одним единственным способом - изменить сам миропорядок так, чтобы война в нем перестала быть инструментом политики. Данная декларация - это, скорее, даже не шаг, а только заявление о желании сделать такой шаг. А пока шаги, которые делает наука, используются для того, чтобы вести человечество в другом направлении.

21. Любой шаг науки - это всегда шаги конкретных людей, делающих науку. В этой связи вспомним, что у русского слова "муж" есть второй смысл, которым мы его сейчас очень редко наполняем. Если наполним, то мужи - это те, кто возлагает на себя ответственность за судьбы своего Отечества - когда ему угрожают враги, они встают на его защиту; в мирное время мужи решают, каким должны быть порядки в Отечестве, чтобы оно процветало. Каким быть самому Отечеству, сейчас решают ученые мужи, для которых, в силу интернационального характера науки, Отечество - это все человечество. Забота мужа об этом Отечестве предполагает и заботу о благополучии отдельных его составных частей: стран, народов, семей и отдельных мужчин и женщин - чтобы рождалась из этой заботы их любовь друг к другу и их любовь к Отечеству, выражающаяся в их любви к другим людям.

22. В силу интернационального характера науки, для ученого мужа руководство к действию - это категорический императив Канта: «Поступай так, как если бы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Стремясь к достижению этой цели, ученый муж видит свою миссию в том, чтобы, руководствуясь знанием законов, по которым живет и развивается человеческое общество, предложить проект наилучшего устройства общества и содействовать его реализации, что означает не просто жить, но своими руками и своим разумом творить Историю - это и есть дело мужей - ученых мужей тоже.

23. Чтобы ученые мужи могли выполнить свою миссию, они должны вместе с другими творцами интеллектуальной собственности выделиться в отдельный социальный класс, что предполагает обретение ими классового сознания, выражающееся в установлении новых производственных отношений, соответствующих новым производительным силам информационной эпохи.

IV. Политические аспекты пути

24. Мир стал слишком сложным для того, чтобы политические лидеры могли постигнуть всю сложность его устройства и, исходя из ее понимания, проводить политику, ведущую к процветанию возглавляемых ими стран. Подтверждением данного вывода является состояние когнитивного диссонанса, в котором пребывают лидеры ведущих стран мира - они не могут предложить выход из глобального кризиса, в пучину которого погружается сотрясаемый катаклизмами мир.

25. Принятие Декларации - это открытие окна Овертона в будущее, сделанное наукой - это новая реальность, в которой то, что раньше делали политические лидеры, теперь делают ученые мужи. У этих окон Овертона дурная репутация, но это из-за того, что внимание обращалось только на результаты, полученные за счет использования данной политической технологии; но сам факт достижения поставленных целей говорит за эффективность технологии, которая достигнута за счет использования законов синергетики разума. Предотвратить негативные последствия тайного использования окон Овертона можно только открывая свои окна в будущее, в которых будет виден не только сам образ будущего, но и все прочие окна Овертона с разными на него видами - смотрите и сравнивайте.

26. Пандемия covid-19 показала нам вид на будущее в окне Овертона, открытого претендентами на мировое господство. Миллиарды людей во всем мире прикоснулись к этой новой реальности, и многим это стоило жизни. При согласии на эту реальность нас ждет регулирование численности человечества с использованием новых болезнетворных бактерий и вирусов, сделанных с использованием новейших научных достижений; а под видом борьбы с ними с помощью вакцин будет осуществляться воздействие на саму природу человека. Глобальный эксперимент по такому воздействию при помощи мРНК вакцин уже проведен, а сама пандемия covid-19 - это первая открытая атака античеловечества на человечество.

27. Атака не достигла поставленной цели, но это не значит, что она не повторится, как повторяются тайные атаки, следствием которых стала деградация культуры, системы образования, что ведет к деградации самого человека, которая проявляется в гендерных перверсиях, в кризисе семьи, в индивидуализации общества, и все это облегчает выполнение задачи по манипулированию таким обществом. Это политика приватизации планеты Земля. О тех, в чьих интересах проводится эта политика, говорит сам факт их желания оставаться неизвестными, пока вся власть не окажется в их руках. Вы знаете того, кто боится света.

28. «Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе» (Э.Хемингуэй), - он звонит о том, что наш корабль потерял берега, и долго он так не проплавает. Социология называет такое состояние общества аномией. С точки зрения синергетики, такое состояние характеризуется резким ростом социальной энтропии и чревато социальной бифуркацией. «Осознание этого - первый шаг на пути преодоления анемического состояния. Тогда на смену ценностям изуродованным, девальвированным, антигуманным придут ценности подлинные, основательные, свободно и ответственно принятые». (А.Б.Гофман)

V. Социология и политическая экономия за дорожную карту

29. Сообщество единой судьбы человечества - это образ будущего в окне Овертона, распахнутого для нас Китаем. Но, с точки зрения социологии, единая судьба человечества - это общество из сообществ: национальных, классовых, религиозных. Из этих типов сообществ только классовые сообщества могут быть чисто надгосударственными и объединять людей разных религий, государств и народов. Мы уже имеем прообраз такого общества, в котором реальным мировым гегемоном - глобальным предиктором - является классовое сообщество владельцев собственности, являющейся капиталом - собственности, обеспечивающей господство.

30. Форма власти, обеспечивающая господство, является новой, доселе невиданной - мировым гегемоном является сообщество людей, официально не входящих ни в какие властные структуры - это их называют глубинным государством, мировым правительством, мировой закулисой, глобальным предиктором; но все эти термины ничего не говорят о сущности этой формы властвования, кроме того, что эти претенденты на мировое господство предпочитают держаться в тени и не хотят, чтобы их тайная власть стала явной.

31. Скрывать мировой надгосударственной власти есть чего, поскольку в мировом масштабе реализуется модель гидравлического государства Курта Виттфогеля. В этой модели всей полнотой власти в государстве обладает тот, кто контролирует распределение ключевого ресурса - который в данной общественно-экономической формации (ОЭФ) является основным видом капитала. Свою модель К.Виттфогель построил, изучая империи древнего Китая, где император контролировал все водные ресурсы, используемые для выращивания риса, что и ставило в зависимость от его воли всех его подданных, для которых рис был основным продуктом питания.

32. В современной мирохозяйственной системе ключевым ресурсом, распределение которого почти полностью монополизировано, являются финансы; соответственно, представители финансового интернационала и являются тем мировым гегемоном, волю которого исполняют страны так называемого первого мира, или либерального мира, или "свободного" мира - это и есть тот коллективный, но не самостоятельный Запад, который противостоит России, даже, в ряде случаев, в ущерб собственным интересам, поскольку он лишь является исполнителем чужой воли, направленной на достижение мирового господства.

33. Несмотря на негативные последствия глобализации по сценарию фининтерна, сама новая форма осуществления господства является прогрессивной и подтверждает выводы марксизма о том, что новая ОЭФ зарождается и вызревает в недрах старой ОЭФ. Глядя с марксистских позиций на черты нового в старом, мы можем назвать основные признаки новой ОЭФ.

34. Во-первых, новый господствующий класс, как и действующий гегемон, никак не будет представлен во властных структурах; из чего следует, что власть ему захватывать для того, чтобы господствовать, нет необходимости - доминирование будет обеспечено за счет новых производственных отношений (ПрОт), соответствующих новым производительным силам (ПС).
Во-вторых, новый класс будет контролировать ключевой ресурс или капитал, вид которого изменится по сравнению с предшествующей эпохой. Соответственно современные владельцы капитала потеряют свои рычаги влияния на общество.

35. Новые производительные силы - это средства переработки и передачи информации, способствующие превращению ее в знание, коммерческую форму которого называют интеллектуальной собственностью (ИС) - это и есть вид капитала, производители которого за счет новых ПрОт станут и его хозяевами. Производители ИС и будут новым господствующим классом, господство которого, благодаря новым ПрОт, не будет подобно прежним видам господства - это будет господство, порожденное разделением труда.

36. Производственные отношения, делающие возможным господство нового класса - это ПрОт, устраняющие противоречие между способностью ИС быть всеобщим достоянием и ее распространением, подобному распространению материальной собственности, в результате чего ИС отчуждается от ее создателей. Противоречие устраняется открытой системой охраны интеллектуальной собственности (ОСОИС), когда плата в виде налога на ИС взимается за ее использование, а не за ее приобретение. Средства от налога распределяются среди создателей ИС в зависимости от ее вида и масштабов использования.

37. Представители нового класса в главном будут подобны пролетариям Маркса: их профессиональный, а следовательно, и социальный статус не будет зависеть от их материального и финансового богатства; во-вторых, они не будут представителями действующей власти, поэтому самих представителей нового класса можно назвать пролетариями умственного труда, плоды трудов которых не будут зависеть от моральных качеств самих пролетариев в силу самой природы разделения труда, когда за счет совершенной конкуренции внутри класса продукт, производимый представителями класса, имеет наилучшее качество из возможного, а оценивают его потребители.

38. Сама настоящая Декларация - это плод одного из видов умственной работы, являющейся инженерной, когда из того, что было, собирается то, чего не было. В данном случае, полученный результат рожден инженерной антропологией, которая, в свою очередь, родилась как итог действия процесса углубления разделения труда. Само это разделение труда стало возможным благодаря завершению кантианского переворота, точно так же, как в свое время в результате коперниканского переворота выделился труд инженеров - создателей интеллектуальной собственности, далее превращающейся в объекты материального мира. Теперь пришло время инженеров, создающих ИС, воплощающуюся в изменениях социального мира.

39. Делать науку и использовать достижения науки - это соприкасающиеся, но разные виды деятельности. Разделение по видам деятельности порождает и классовое разделение - разделение на ученых и инженеров. В научно-технической сфере такое разделение уже произошло; теперь оно происходит в сфере общественно-политической с не менее грандиозными и непредсказуемыми, но благоприятными для человечества последствиями.

40. Сама Декларация - это попытка заглянуть за горизонт. Подобные попытки предпринимались и предпринимаются постоянно на протяжении всей человеческой истории, но в этой истории нет историй успеха тех, кто совершает такие попытки - ни разу еще никому не удалось создать образ будущего, которому будущее ставшее настоящим соответствовало бы. Отвергать или принимать образ будущего - это прерогатива самого будущего, а люди могут только выбирать между образами будущего от разных "художников". Инженерная антропология - это один из таких "художников", отличающийся от прочих тем, что рисует свой образ будущего, собирая и складывая пазлы знания добытого наукой, поэтому этот "художник" уверен, что его образ будущего на будущее похож больше, по сравнению с образами других "художников".

41. Но выбор виртуального образа будущего, которому суждено воплотиться в реальности - это прерогатива политиков - политикам надлежит выбрать тот образ будущего, движением к которому будет проводимая ими политика, что является закономерным итогом случившегося уже давно разделения труда. Чтобы у политиков не было проблем с выбором, лучшее решение им должны предложить сами творцы данного вида интеллектуальной собственности, для чего они прежде должны последовать призыву в духе марксистской классики:

Пролетарии умственного труда всех стран, соединяйтесь!

42. Социальная бифуркация, вызванная этим соединением, произойдет, когда к ученым присоединятся все другие создатели интеллектуальной собственности для того, чтобы утвердить новые производственные отношения, благодаря которым ИС больше не будет отчуждаться от ее создателей, но, в тоже время, она будет становиться свободной - становиться достоянием всех людей Земли. Не надо ни у кого ничего забирать и делить, чтобы это произошло - это будет итогом радикальных перемен в жизненном мире людей, которые, с точки зрения нейрофизиологии, происходят вследствие изменения топологии нейросети мозга, происходящей по законам синергетики разума.

43. С точки зрения теории классового генезиса Дьёрдя Лукача, это будет рождение нового социального класса, произошедшее после обретения представителями этого класса своего классового сознания. Сначала это произойдет у наиболее продвинутых индивидов; другие быстро подтянутся; прочие присоединятся. Переход через точку сингулярности совершится как очередной итог постоянно идущего процесса углубления разделения труда, в результате чего и рождаются новые классы.

44. Рождение нового класса приводит к изменению социальной топологии человеческого общества, в результате чего рождается новая общественно-экономическая формация. Очередные роды приведут к тому, что человек освободится от действия на свое общество своего же животного начала, из-за чего наша социальная пирамида на протяжении всей предшествующей истории была аналогом пищевой цепочки животного мира, когда высшие смотрели на нижних как на объекты своего возможного потребления. Это будет возврат человека к самому себе как радикальное решение вопроса, о котором говорил Карл Маркс в самом начале своего творческого пути:

Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она становится радикальной. Быть радикальным - значит понять вещь в её корне [radix(лат) - корень]. Но корнем для человека является сам человек. Человек - вот высшее существо для человека.

45. При таком радикальном решении вопроса преобразования человека и его общества сбудется и гениальное предвидение Маркса: закончится предыстория человечества и начнется его история - это и будет то, что несет в себе человечеству грядущая сингулярность.

Пояснительная записка
к проекту Кантианской декларации

1. В своей самой первой теоретической работе, где он пытался критиковать философию права Гегеля, кроме возврата к самому себе молодой Карл Маркс еще провозгласил: «Когда созреют все внутренние условия, день немецкого воскресения из мёртвых будет возвещён криком галльского петуха». Происходящие сейчас в мире события показывают, что галльскому петуху уже давно открутили голову, а из его самого суп сварили. А в российской Твери, животным-символом которой является козел, эти козлы еще не перевелись. Данную Декларацию можно считать попыткой тверского козла возвестить день российского воскресения из мертвых. Возможно, это будет способствовать и оживлению галльского петуха, ведь по Марксу, в этом нет ничего невозможного. :о)

2. А немец Иммануил Кант - он и сегодня живее всех живых. Духом его философии проникнута данная Декларация. Родина Канта сегодня - это территория России, поэтому на российской философии, равно как и на немецкой, лежит ответственность за то, чтобы этот дух и дальше продолжал быть частью духа самой философии.

3. Отвечая на вопрос: принимать или не принимать данную декларацию, необходимо иметь в виду, что если мы решились кричать: «Люди добрые, ратуйте!» - то необходимо делать это как можно громче, поэтому в тексте Декларации важна не столько ее научная составляющая, сколько ее медийное воздействие - если какие-то ее положения имеют эпатажный характер, то для Декларации это только плюс. В этом смысле примером для подражания на все времена является Коммунистический манифест Маркса и Энгельса. Настоящая Декларация следует духу этого сочинения, требующего думать о будущем человечества и брать на себя ответственность за то, чтобы оно было светлым.

4. И таки да, Декларация - это хуцпа, имеющая претензию на то, что она такая же хуцпа, как христианская хуцпа Иисуса Христа; как коммунистическая хуцпа Карла Маркса. Эта хуцпа всем хуцпам хуцпа, ибо она провозглашает устремленность к тем же идеалам, к которым устремляли людей основные религии монотеизма и пришедшие им на смену секулярные учения коммунизма, анархизма и либерализма в классической традиции. Сказанное не означает, что у нас теперь множественное целеполагание - цель была, есть и остается одна, но устраняется многоголосье в ее формулировании, когда, объединенные одним дазайном, в сказанном разными словами мы начинаем своим сердцем чувствовать один смысл бытия человеческого.

5. Слово хуцпа из языка евреев очень хорошо подходит для обозначения того, чего России не хватает для победы в войне, которая против нее ведется. Если мы вспомним наши победы в войнах ХХ века, то следует обратить внимание на то, что и победа большевиков в гражданской войне, и победа в Отечественной войне были достигнуты как победы над злом, которое угрожало всему человечеству: в одном случае это был мировой капитал, в другом случае это был гитлеровский фашизм, вскормленный при поддержке все того же мирового капитала.

6. Развал Советского Союза - это уже был реванш мирового капитала - это была либеральная хуцпа, приведшая к тому, что нашей господствующей идеологией стала идеология неолиберализма, узаконивающая господство Его Величества Капитала. Война - это наказание России за неподчинение господству. Эту войну России не выиграть - часть системы не может победить систему, элементом которой является. Для победы надо стать частью другой системы - той, которая, которая по И.Валлерстайну, придет на смену миросистеме капитализма, являющейся империей Капитала, время которой уже прошло, а ее продолжающееся существование объясняется только отсутствием альтернативы, синергетические процессы рождения которой уже идут, и лишь вопрос времени, когда они завершатся бифуркацией.

7. Само политическое руководство России никогда не сделает нужный выбор в силу недостаточной компетенции политиков в научных теориях общества. Чтобы правители прислушались к мнению науки, это мнение должно быть оформлено документально как единая доминирующая позиция научного сообщества - эту цель преследует предложение обсудить и принять данную Декларацию.

8. Декларацию следует рассматривать как платформу для объединения усилий ученых разных стран в выработке единой позиции от научного сообщества по вопросам преодоления глобального общественно-политического кризиса. Проблема в том, что мы говорим, но не договариваемся, но данная проблема не является нерешаемой - договориться о том, какое мнение является предпочтительным, можно по любому вопросу, но надо делать это - надо договариваться.

9. Идея принять на конференции такую Декларацию пришла в мою голову инженера после того, как я закончил работу над тезисами своего доклада на конференцию «Наука. Общество. Будущее». Поделился идеей с инициатором проведения конференции проф. Войцеховичем В.Э.. Пиши проект, сказал он мне. Деваться некуда, как говорится, взялся за гуж, не говори, что не дюж - пришлось самому рожать то, что хотел, чтобы другие родили. Я благодарю Вячеслава Войцеховича за его вклад в эту работу. Без этого вклада не было бы и этого проекта.

10. Идею оформить проект в виде декларации я позаимствовал у глобализаторов, с Балийской декларацией которых познакомился на кремлин.ру и воспринял это как возглас из советской сказки «Мальчиш кибальчиш»: «Я свой, буржуинский!» - говорим мы мировому буржуинству, которое ведет с нами гибридную войну. Это случай из тех, когда надо или крестик снять, или трусы одеть. Похоже, что кремлин не знает, какой выбор сделать; но, возможно, он просто не следит за тем, что помощники на его сайте выкладывают, но тогда закономерно возникает вопрос: у нас страной кто рулит? Декларация у меня - это "наш ответ Чемберлену".

11. Многие положения Декларации родились в моей голове как итог моих размышлений над проблемами, которые обсуждались на заседаниях Тверского философского клуба проф. Войцеховича в последние два года его работы. Последний раз я такие "роды принимал" у своей головы 8 марта - в Международный женский день родилась Декларация. Она тоже женского рода и тоже международная. Не перестают меня удивлять случайности, которые кажутся неслучайными. Все будет хорошо. Но надо работать, чтобы так было. Работайте, братья. Это работа для мужчин, которые мужи. Да пребудет с нами поддержка наших женщин во имя будущего - нашего будущего и будущего нашей планеты Земля.

Николай Журавлев (revolin)

Россия. Тверь.
1-9 марта 2023 года.

Кант 300, гидравлическое государство, кантианская декларация, общество открытого доступа, жизненный мир, глобализация

Previous post Next post
Up