Философский секонд хенд

Jun 25, 2014 23:39


Философия - это не только философские инструменты, но еще и философские одежды. С годами эти наши одежды постепенно и незаметно меняются, как незаметно для нас меняются и те обычные одежды, которые мы носим. Эти изменения мы видим только когда оглядываемся назад, и сравниваем одежду наших предков с тем, что сами носим.

Обычная одежда, защищая наше тело от превратностей погоды, делает нашу жизнь в мире более комфортной; точно такое же предназначение и у наших философских одеяний, только если одежды материальные обеспечивают взаимодействие с физическими средами окружающего нас природного мира, трансцендентные философские одеяния обеспечивают наши взаимодействия и коммуникации в нашем социальном мире, который мы сами творим. Другая особенность философских одежд и их отличие от обычных заключается в том, что менять их так, как меняем обычную одежду, мы не можем - своей несменяемостью они больше похожи на одеяния братьев наших меньших из животного мира - эти одежды мы выращиваем в своем разуме, как звери отращивают на своем теле то, что их защищает и помогает выживать. Аналогичным образом мы выращиваем и свои философские инструменты, с помощью которых преобразуем свой мир.

Свой трансцендентный философский рабочий и защитный арсенал человек первоначально обретает в процессе обучения и воспитания, а затем на протяжении своей жизни совершенствует, чтобы передать следующим поколениям уже в улучшенном виде - такова еще одна формулировка сущности эпистемной эволюции человека как существа общественного, социального.

Провести аналогию с обычной одеждой для нашего защитного философского арсенала позволяет еще и то, что этот арсенал отражается на нашей внешности - каким-то необъяснимым образом сущность человека прописывается на его лице, что дает возможность окружающим составить свое самое общее представление о человеке. Вот только о своем облике, формируемом обычной одеждой человек заботится, а о том, что на этом облике отражаются и используемые им философские одежды, почему-то не задумывается. А каким прекрасным может быть лицо человека, одухотворенного высокими идеалами! Верно и обратное - низменную сущность человеческих помыслов, отражающуюся в выражении лица, никакая косметика скрыть не в состоянии - она может ее только немного приукрасить. Если бы наши девушки и женщины уделяли красоте своей души столько же внимания, сколько они уделяют красоте своего тела, насколько бы прекрасней они выглядели - даже косметика была бы им не нужна, чтобы покорять сердца мужчин!

Философские теории, из которых сотканы наши философские одежды, являются каркасом редукционных барьеров, открытых феноменологией, которые отгораживают и защищают нашу душу от той социальной среды, в которой мы находимся, частью которой мы являемся, подобно тому, как материальная одежда оберегает наше тело от физических воздействий внешнего мира, неотъемлемой частью которого мы также являемся.

Являя себя миру, в общении с другими людьми человек как бы утверждает: «Вот он я», демонстрируя своим поведением и своей деятельностью, в первую очередь, возможности своего разума - огороженные редукционным барьером, свои третий и второй миры. Вся деятельность человека в первом мире зависит от того, что есть в этих его мирах - зависит от его cogito. Но при первом взгляде на человека мы видим не его разум, а его обычное одеяние, поэтому и гласит старая пословица: «По одежке встречают, по уму провожают», - это означает, что узнавание человека в конечном итоге сводится к знакомству с его философским одеянием, а оно, это одеяние, зависит от уровня развития человека - интеллектуального и духовного, т.е. от того, какое у него cogito.

Конечно, все еще большую значимость в нашем мире сохраняют физические возможности человека, которые мы должны понимать в широком смысле - не только как возможности его тела, но и возможности того, чем человек обладает, поэтому одежкой, по которой встречают, является не только непосредственно сама одежда, но в гораздо большей степени то, что мы обычно характеризуем словом богатство. Косвенным образом богатство характеризует и возможности интеллекта своего обладателя и его вигоризм, особенно в тех случаях, когда обладателем богатства человек стал благодаря своему собственному труду, а не получил его по наследству.

На протяжении всей сознательной истории человечества материальное богатство влекло к себе людей, не только потому, что обеспечивало человеку безбедное существование, но и в значительной мере потому, что обеспечивало признание человека.

Но две тысячи лет назад в истории нашей цивилизации произошел судьбоносный поворот - Иисус Христос дал человечеству новый дазайн бытия как новый дазайн бога - указал путь, на котором главной для человека является уже не та одежка, по которой встречают, но та, по которой провожают - это путь к духовному совершенствованию человека, это путь к такому счастью, которого не может дать никакое богатство. Бог остался тем же, что и был, но его дазайн, на который человек должен ориентировать свой дазайн бытия, изменился принципиально. Со временем и бог у людей обрел новый лик, когда И.Христос вознесся на небо и сам стал Богом.

Две тысячи лет истории развития европейской цивилизации в направлении, заданном новым дазайном бога, изменили наши философские одежды неузнаваемо - философия, включающая в себя стремление к признанию, дарованному богатством, еще присутствует в одеянии многих, но никто уже не стремится к тому, чтобы этот элемент философских одежд был хорошо заметен, наоборот - уже давно хорошим тоном считается стремление к житию, соответствующему нормам христианской морали, к которым сейчас еще добавляют демагогические рассуждения о правах человека, о приверженности демократии. Данная тенденция отражает тот факт, что все больше среди людей становится тех, кто в своем развитии достиг той стадии, когда бытие-вот совпадает с дазайном бога, кто, как мой земляк Михаил Бакунин, смог обрести свободу подобную свободе бога - такие люди получают признание, которое гораздо выше того признания, которое может дать богатство - такое признание получают те, для кого признание, полученное у людей, не является целью жизни.

Целью жизни для таких людей становится получение признания у бога, которое всегда облекается в форму самопризнания, как это хорошо показал Макс Вебер, описывая эволюцию протестантской этики - только сам человек может оценить свою предопределенность к спасению, т.е. быть уверенным в получении признания у бога - таков итог многовековых поисков критериев предопределенности к спасению протестантами.

Для предопределенных к спасению красота духовного одеяния становится важнее красоты их физических одеяний. Как пел Владимир Высоцкий: «Не лучше ли при жизни быть приличным человеком», - действительно, то, что это лучше всего, уже давно никто не оспаривает, но проблема, для большинства людей невидимая, в том, что до понимания этого “лучше” человек доходит лишь пройдя определенный путь духовного развития - получив соответствующее воспитание, которое можно сравнить с получением образования, необходимого для понимания положений высшей математики. Получение такого духовно-интеллектуального образования составляет сущность процесса эпистемной рекапитуляции, в результате которого формируется личность человека.

Эволюционный прогресс человека и человечества делает доступными все большему количеству людей все более сложные научные теории. Такой же прогресс, как в сфере интеллекта, мы имеем и в сфере духовности. Невиданного совершенства, которое наши предки не могли представить даже в своих самых смелых фантазиях, достигли все создаваемые самим человеком элементы физического мира, с помощью которых он преобразует среду своего обитания - жизнь в условиях комфорта, который по представлениях древних можно было обрести лишь в царствии небесном, стала доступной для большинства людей. Эволюционный прогресс в духовной сфере не столь очевиден, пожалуй, с наибольшей наглядностью его продемонстрировал Великий Советский Социальный Эксперимент - на одной шестой части земной суши возникло государство, в котором естественными для большинства населения стали философские одежды, в которых главными элементами были общечеловеческие ценности, но … с классовыми изъятиями. Из-за этого недостатка эксперимент провалился, но он показал принципиальную возможность создания человеческого общества, основу которого составляют не материальные, а духовно-интеллектуальные ценности.

Духовно-интеллектуальные ценности, которые мы закладываем в основу государственного устройства - это всегда ценности идеологические, т.е. материей, из которой кроятся наши философские одежды, всегда является какая-либо идеология. Оценивая тысячелетний опыт человечества в пошиве философских одежд, мы должны признать, что из всех идеологических материй наибольшей практичностью, которая проверена временем, отличаются материи религиозные, что является еще одним доводом в пользу предположения о том, что новой нашей идеологией будет идеология религиозная - на основе принципиально новой религии, которая должна появиться в результате второй глобальной религиозной реформации.

Да, изменения в наших одеждах, обычных и философских, накапливаются постепенно и незаметно, но в один прекрасный момент сумма накопленных изменений дает новое качество - это синергетика - новое рождается так, как рождается младенец после долгого периода вынашивания. Новому содержанию в старых формах станет тесно, и оно создаст для себя новую форму - новую парадигму общественного развития. Пока такой парадигмы у нас нет, но теснота старых форм уже ощущается, и чем дальше, тем сильнее.

Кто раньше других научится шить философскую одежку нового образца, у того в меняющемся мире будет и стратегическое преимущество - так всегда в истории было. Пока явных признаков того, что мы к этому стремимся, незаметно; более того, одежку, которую мы сейчас носим, мы не сами шили - это одежка секонд хенд - Запад ее поносил и нам подсунул. Главный недостаток этой либеральной одежки в том, что она не от бога - некоторые ценности, культивируемые идеологией либерализма, несовместимы с нормами христианской морали, равно как и с нормами коммунистической морали в их общечеловеческой части, поэтому, несмотря на формальную приверженность общечеловеческим ценностям, на деле либерализм эти ценности обесценивает, чем размывает нравственные устои человеческого общества, чтобы облегчить решение задачи по манипулированию этим обществом, но этим самым он и себе могильную яму роет, сам этого не осознавая. В случае с Россией ее философский секонд хенд должен способствовать тому, чтобы она так и оставалась тем, во что превратилась в результате проведенных реформ - сырьевым придатком Запада.

Одежду секонд хенд покупают и носят те, кто ограничен в средствах на покупку новой - неужели мы настолько интеллектуально ограничены, что вынуждены пользоваться философским секонд хендом для своих философских одежд? В одежде с чужого плеча, какой бы она ни была, обычной или философской, нет ничего хорошего - чтобы в одежде, которую носим, нам было хорошо и комфортно, мы должны научиться сами ее шить - своих портных надо иметь, чтобы не пользоваться секонд хендом. Секонд хенд не станет лучше оттого, что его украсят белой ленточкой, либо каким-нибудь еще цветным аксессуаром, как это пробуют делать наши поклонники всего западного. Вспомним еще раз старую истину - по одежке встречают - как должно встречать одетого в секонд хенд, так Россию в мире и встречают, а поскольку в данном случае секонд хенд является философским, то он является также отражением и нашего духовно-интеллектуального уровня, поэтому нас и провожают так же как встречают. Другого отношения к себе мы и не заслуживаем.

Из всех глав новых государств, на которые распался Советский Союз, один только белорусский батька Лукашенко не позарился на западный идеологический секонд хенд, поэтому, несмотря на схожие с другими проблемы в экономике, уровень социальной стабильности в Белоруссии выше, чем в остальных бывших советских республиках. А то, что сейчас происходит на Украине, больше напоминает какой-то кошмарный сон, чем реальные события, настолько далеко происходящее там выходит за границы всякого здравого смысла. По аналогии с немецким национал-социализмом, режим, установившийся на Украине, можно назвать национал-либерализмом. Этот национал-либерализм ведет Украину к такой же к национальной катастрофе, к какой привел Германию в прошлом веке национал-социализм.

Россия, слава богу, бездумно следовать указаниям советчиков с Запада так, как сейчас делает Украина, перестала, но жить своим умом ей еще надо учиться - мы сами должны позаботиться о делании для себя идеологии. Но как людям, которые никогда никаких одежд не шили, научиться портновскому ремеслу? Как в таких случаях говорится, не боги горшки обжигают - материал для шитья есть - бери и пробуй кроить и шить - возьми лучшее из того, что есть в предшествующих идеологиях и пробуй все это соединить с помощью интеллектуального синтеза.

Боги, не боги, а слепить и обжечь горшок новой идеологии, чтобы был он пригоден для приготовления новой жизни, мало кому по силам, поэтому и не видно пока результатов той работы, которая, без сомнения, идет в «Братстве трех П» над таким идеологическим горшком. А кушать уже хочется, спекулятивными метаморфозами разума, во время которых одежда превращается в горшок, этот голод не утолить, эту тоску по общенациональному идейному единению не утешить. Тоскуй, не тоскуй, а ничего другого не остается, кроме как кроить и пробовать шить; слава богу, в материях для шитья нет недостатка - должно хватить на новую одежку.

Философский секонд хенд, национал-либерализм

Previous post Next post
Up