Что есть идеология

Dec 03, 2012 01:43


Новая вера у нас появится не раньше, чем мы сможем найти для новой идеологии содержание, которое можно будет нанизать на стержень веры. Ключ к пониманию того, чем является идеология, каким содержанием она должна быть наполнена, мне дали два философствующих писателя: наш Михаил Юрьевич Веллер, создатель энергоэволюционизма, и американский - Лафайет Рон Хаббард, создавший саентологию и ставший религиозным проповедником этой религии, претендующим на роль мессии - какая же может быть религия без своего мессии.

Михаил Веллер свою философскую теорию изложил в четырех толстых томах, но для меня покупать их было дороговато - больше одной тыры [1] за четвертую часть учения - и толстовато - это сколько же времени надо потратить на то, полезность чего тебе не очевидна, поэтому я ограничился знакомством с энергоэволюционизмом по небольшой книге «Всеобщая теория всего», в которой М.Веллер излагает основы своего учения. В этой книге я больше всего впечатлился словами ее названия - всеобщая теория всего - вот ключ к пониманию сущности идеологии - философское учение, пригодное для делания идеологии, должно быть всеобщей теорией всего! Примечательное совпадение: Кен Уилбер книгу с изложением основ своего учения интегральной философии, претендующего на то, чтобы быть всеобщей теорией всего, назвал «Краткая история всего».

Все основные мировые идеологии, по которым люди жили и продолжают жить, имеют каждая собственную всеобщую теорию всего: иудеи ответы на все вопросы жизни находят в Талмуде, христианам “талмудом” служит Библия, коммунистов учат жизни труды отцов-основателей их веры, вот только у сторонников либерализма нет канонизированного свода жизненных правил - только основополагающие жизненные принципы, допускающие широкую трактовку, что нашло отражение во множестве теорий, обосновывающих различные способы и правила следования базовым принципам. Может быть, в такой свободе от догматов, дополняющей неплохие жизненные принципы этой идеологии, и заключается секрет конкурентных преимуществ либерализма. Китай, позаимствовав такой подход у либерализма, отказавшись от слепого следования догмам марксизма, модернизировал свою коммунистическую идеологию, и посмотрите, каких успехов, на зависть всему миру, добился в деле строительства социализма с помощью капиталистов!

Понятно, что не сможет обойтись без собственной всеобщей теории всего и пятая идеология. Но теорией чего “всего” должна быть такая теория? Ответ на этот вопрос мне помогла найти «Саентология» Рона Хаббарда. Меня в этой книге привлекла идея классифицировать формы нашего бытия. Разные виды бытия Хаббард назвал динамиками и выделил их восемь различных видов:

«Я открыл, что общим знаменателем существования было ВЫЖИВАЙ. Что бы человек ни пытался делать, был ли он культурным или примитивным, он стремился выжить. Хорошо, а что же такие вещи, как моральные законы, идеи, любовь? Ведут ли эти вещи куда-нибудь еще, кроме как к «просто выживанию»? К несчастью или к счастью, нет. Идеи, честь, любовь и дружба - никто не может найти хорошего выживания для самого себя или других, когда эти вещи отсутствуют. Даже самые эзотерические концепции подходят под это понимание. Выживание - не вопрос оставаться живым в данный момент и прийти к умиранию в следующий. Выживание - это в действительности постепенный ряд (или градуированная шкала).

Динамика, как было обнаружено, имеет восемь подразделений с каждой отдельной Динамикой, которая является побуждением, толчком и целью Жизни - ВЫЖИВАТЬ! - в любом одном из восьми проявлений:

Первая динамика - это стремление к выживанию ради себя самого.

Вторая динамика - это стремление к выживанию через секс, или потомство. Эта динамика включает в себя сам половой акт, семью и детей.

Третья динамика - это стремление к выживанию посредством группы личностей или в качестве группы. Любые группы или общества могут считаться частью третьей динамики. Школа, клуб, команда, город, нация - все это примеры групп.

Четвертая динамика - это стремление к выживанию всего человечества или в качестве всего человечества.

Пятая динамика - это стремление к выживанию жизненных форм, таких как звери, птицы, насекомые, рыбы и растения, и стремление выжить в их качестве.

Шестая динамика - это стремление к выживанию в качестве физической вселенной или ее компонентов - материи, энергии, пространства и времени.

Седьмая динамика - это стремление к выживанию через духовность или в качестве духа. Все что ни есть духовного, известного или нет, относится к седьмой динамике. Подразделами этой динамики являются идеи и понятия, такие как красота, и желание выжить в них.

Восьмая динамика - это стремление к выживанию в качестве Высшего Существа, или, точнее, Бесконечного». [2]

Эти динамики Хаббарда меня не привлекли - слишком примитивно сводить сущность человеческого бытия к простому стремлению выжить - нам важно еще и КАК выжить - этого КАК в ВЫЖИВАЙ Хаббарда нет. И сам набор динамик Хаббарда мне не очень понравился. По-видимому, на выбор Хаббарда повлияла либеральная идеология капиталистического общества с ее социал-дарвинизмом, которой динамики Хаббарда вполне соответствуют. Но замечательна сама идея динамик - это хорошее обозначение для моделей нашего бытия на разных его уровнях. Вот только само слово “динамика” здесь плохо соответствует своему месту - в русском языке оно и так уже нагружено важными смыслами, а мы еще хотим его солидно нагрузить. Поэтому для обозначения хаббардовских динамик воспользуемся понятием «модель динамики», или сокращенно, по начальным буквам этих слов - «модина».

Ценность этого нового понятия состоит в том, что оно позволяет определить конструктивно-просто понятие идеологии как всеобщей теории всего! Рону Хаббарду удалось очень точно ухватить суть того, что мы называем идеологией. Набор модин - это есть содержание, которым идеологию наполняет ее всеобщая теория всего. Идеология - это форма, а набор модин - ее содержание. Этим содержанием между собой различаются общественно-экономические формации, сделанные на основе различных идеологий.

Но не только в динамиках Рона Хаббарда мы можем найти идеологическое содержание - очень на них похожа появившаяся почти одновременно с этими динамиками, и, гораздо более известная, пирамида потребностей Абрахама Маслоу, уровни которой Википедия представляет в следующем виде:
  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Если динамики Хаббарда являются продуктом чисто теоретических размышлений, то пирамида Маслоу есть результат осмысления результатов экспериментальных исследований - получается, что эксперимент, сам того не ведая, подтвердил теорию. Сам Маслоу пирамид не рисовал - это напрашивающееся дополнение сделали интерпретаторы его иерархии потребностей. Уровням пирамиды Маслоу мы можем примерно сопоставить динамики Хаббарда, в которых соответствующие потребности могут найти свое удовлетворение. То, что схожие мысли родились почти в одно время в головах двух разных мыслителей, является дополнительным свидетельством ценности этих мыслей - маловероятно, чтобы такое совпадение было делом случая. У пирамиды Маслоу, несмотря на популярность, нет недостатка в критиках из-за слабой ее практической применимости, динамики Хаббарда и вовсе нигде не нашли спроса, кроме как в самой саентологии. Это говорит только об одном - идея нуждается в дальнейшем развитии. Развивая замечательную идею двух выдающихся мыслителей, сделаем свою идеологическую пирамиду. Начнем с основания:
  1. Личностный уровень - базовый, потребности которого должны быть удовлетворены достаточно полно для того, чтобы обеспечить индивидууму уровень жизни, считающийся нормальным в данном социальном окружении. То, как это делается, зависит от соответствующего идеологического набора личностных модин.
  2. Мелкогрупповой или семейный уровень, поскольку семья является первичной основной группой человеческого общества. Это принятая в обществе, определяемая идеологией, модель взаимоотношений в семье - семейная модина.
  3. Среднегрупповой - это, в первую очередь, уровень производственных отношений, определяющий взаимоотношения людей в трудовых коллективах, в т.ч. в учебных заведениях - это производственная модина. Это также уровень взаимоотношений в различных общественных организациях - модина организаций, от идеологии зависящая слабо.
  4. Крупногрупповой - уровень фундаментально-общественных сообществ людей - национальностей, политических классов, религиозных конфессий, с соответствующими им идеологическими модинами.
  5. Уровень государств - здесь идеологическая модина определяет модель государственного устройства.
  6. Мировой уровень взаимодействия, прежде всего, межгосударственного - это межмодинный уровень - общечеловеческой идеологии у нас нет и не предвидится в обозримом будущем - идеологические модины этого уровня определяют внешнюю политику каждого отдельного государства.
  7. Космический - модина этого уровня определяют наше место во Вселенной. Практической пользы от этой модины никакой особой пока нет, но эта модина уже присутствует во многих философских учениях, таких как, например, у того же Рона Хаббарда, у Кена Уилбера, у Тейяра де Шардена.


В этой идеологической пирамиде пирамида потребностей присутствует на каждом из уровней (на седьмой уровень я прошу пока внимания не обращать - в состав пирамиды я его включил только для того, чтобы все было “как у людей”), удовлетворяя благодаря действию соответствующей идеологической модины, зависящую от нее часть потребностей каждого из своих уровней. В этой пирамиде, как и в динамиках Хаббарда, тоже нет указаний на то, КАК жить и выживать - этим КАК пирамиду должна наполнить идеология в виде своего набора модин.

Модины идеологической пирамиды - это, в том числе, еще и определенные парадигмы мышления, но парадигмы взаимосвязанные. На первый взгляд, непосредственной связи между отдельными модимными парадигмами не видно. Действительно, какая может быть, например, связь между отношениями между супругами в семье и отношениями между государствами? А связь здесь такая же, как между лобовым стеклом и колесами в автомобиле, это связь между разными элементами одной системы. В данном случае, определенный набор модин образует единую систему - идеологию. Но т.к. модины являются еще и парадигмами мышления, становится понятным, почему процесс смены идеологии является таким болезненным для сообщества людей. Заменить то, что внедрилось в наше сознание как парадигма, очень непростое дело. Делается это дело с помощью методов, совокупность которых называется промыванием мозгов, которое выполняется средствами массовой информации. Но насильственно мозги не промоешь; и даже когда это делается по желанию, какие‑то остатки старой идеологии в сознании все равно останутся. Победу новая идеология сможет отпраздновать не раньше, чем вырастет новое поколение людей, модимные парадигмы в сознании которого будут сформированы уже этой идеологией.

Известное выражение - «Невозможно жить в обществе и быть свободным от общества» - означает зависимость от господствующей в человеческом сообществе идеологии, определяемую действующими модинами этой идеологии. И эту несвободу от общества человек тем не менее считает свободой, если идеология не ограничивает этого человека в его устремлениях. Но не ограничивает она человека только до определенного времени. Наступает момент, когда эволюционно выросшему человеку становится тесно в рамках старой идеологии. Ему становится нужным то, в чем он раньше не испытывал потребности. Не имея возможности удовлетворить эти новые потребности, люди начинают считать несвободой то, что раньше было для них свободой. И начинают бороться за свободу. И начинают создавать новую идеологию.

Когда старая идеология осознает бесполезность сопротивления победившему ее противнику, она начинает приспосабливаться к новой идеологии. Характерный пример такого приспособления дает нам христианство.

«Любая власть - от Бога», - этот догмат помогает христианам (и представителям других конфессий тоже) находить компромисс со своей совестью. Такая замена христианством модины пятого уровня была признанием с его стороны того факта, что оно перестало быть господствующей идеологией. Поэтому и нет церквей находящихся в оппозиции к господствующей идеологии. Церковь сама заботится о том, чтобы предлагаемые ей модины не конфликтовали с модинами господствующей идеологии. Это позволяет этой идеологии включать церковные модины в набор своих модин, даже в случае их несовместимости. Так, например, несовместимы личностные модины христианства и идеологии общества потребления, господствующей в современном мире. Такие заимствования придают легитимность идеологии общества потребления в глазах людей. «Мы верим в Бога», - написано на знамени этой идеологии. А нужны ли Богу идущие под этим знаменем? Под этим знаменем можно прийти только к дьяволу. Но хранители бога предпочитают никак не реагировать на это знамя. Политкорректность, однако. Хранители бога тоже люди, они тоже не могут быть свободны от идеологии, по которой все живут.

Ценность любого философского учения для людей определяется его пригодностью для создания идеологии. Чем больше модин, которые люди готовы принять, может дать философское учение, тем большее признание получает это учение в человеческом обществе. Популярность марксизма в XX веке является лучшим тому подтверждением. Сейчас нет философии, способной дать нам новую идеологию, которая бы вывела человечество из того духовного тупика, в котором оно оказалось, руководствуясь идеологией общества потребления. Не в этом ли причина неудовлетворенности философией, высказанной Карлом Поппером: «В наши дни совершенно необходимо извиняться за то, что ты интересуешься философией. За исключением, быть может, нескольких марксистов, большая часть профессиональных философов, похоже, потеряли контакт с реальностью. А что до марксистов, то «марксисты до сих пор только объясняли марксизм; дело, однако, в том, чтобы изменить его» [3] - приведенный Поппером измененный 11‑й тезис Маркса о Фейербахе похож на призыв к деланию новой коммунистической идеологии. К сказанному можно только добавить, что и марксисты уже потеряли контакт с реальностью - непримиримое, тающее на глазах, меньшинство еще держится за старые догмы, а большинство, тоже постепенно сдающее позиции, по примеру христианства ищет компромиссов с властью, прикрываясь старой риторикой. К.Поппер в своей оценке философии не одинок - такую же неудовлетворенность высказывают и многие другие философы. Эта неудовлетворенность и меня привела в философию.

Какой бы идеология ни была, своего господства в сознании людей она добивается, превращая свои модины с помощью массовой культуры в парадигмы мышления. Особенно в этом преуспела, поставив себе на службу технические достижения информационного века, наша идеология общества потребления. Фальшивые бриллианты не нужны тем, у кого есть бриллианты настоящие. Если настоящих бриллиантов нет, фальшивые образы ложных бриллиантов наше сознание отвергнуть не в состоянии: «Смотри, как ярко они сияют, смотри, сколько счастливых людей их имеют», - это неслышимый голос подсознания мешает сознанию принять правильное решение. Господствующая идеология общества потребления утверждается в сознании людей, завлекая их с помощью массовой культуры фальшивыми “бриллиантами” красивой жизни. «Красота спасет мир»,- любят у нас цитировать эти слова Федора Достоевского. Но идеология общества потребления саму красоту делает предметом материального потребления - эту спасительницу саму надо спасти, вырвав из грязных рук дельцов. Красота спасет мир, только если пятая идеология своими модинами поможет ей явить людям вместо ложной красоты потребления материального, подлинную красоту духовного созидания - красоту, способствующую эволюционному росту человека. Поэтому можно смело утверждать, что какой бы ни была новая идеология, основой ее будет одна из эволюционных теорий, над которыми работают многие мыслители, потому что главной потребностью человека, как биологического вида, которую он, может быть, явно и не осознает, является потребность в эволюции. Благодаря удовлетворению этой потребности человек стал тем, кем он и является в настоящий момент своей истории, занимая господствующее положение в земном мире живого. Поэтому не должна быть у нас господствующей идеология, препятствующая эволюционному росту человека, какой является идеология общества потребления. И она не будет господствующей - люди растут и духовно и интеллектуально, несмотря на возводимые преграды, препятствующие такому росту, поэтому вопрос появления новой объединительной идеологии - это вопрос времени.

Сказав, что теория будущей идеологии будет эволюционной, мы можем назвать и другое ее отличие: это будет теория неравенства - только перед богом все равны, а для эволюции равных нет, потому и сама жизнь стала возможна. Равенство хорошо только на старте - на уровне первой модины - вот его-то идеология должна нам гарантировать - должна знать, как всем удовлетворить базовые жизненные потребности. Изобретать здесь почти ничего не нужно - достаточно обратиться к советскому опыту. Изобретатели нужны для конструирования механизма обеспечения справедливого неравенства. Советский социализм такого механизма не имел, несмотря на то, что его наличие предполагает главный лозунг и принцип социализма: «От каждого по способностям, каждому по труду». У либерализма такого лозунга нет, но на практике он именно его реализует, поэтому и победил советский социализм. Главный недостаток либерализма в том, что он рождает очень несправедливое неравенство. Устранить недостатки присущие капиталистическому и социалистическому способам производства при сохранении того лучшего, что в них есть, и призвана пятая идеология, для чего она должна предложить новую модину третьего уровня.

В процессе эволюции у человека становится все больше ума и все сильнее становится его Дух, что проявляется в увеличении размеров человеческих сообществ, в которых людям удается жить в согласии друг с другом - интеграционные процессы идут с самого момента зарождения человечества. Сейчас эти процессы получили название глобализации. В этом названии нашла свое отражение близость к финалу интеграции - еще немного нам осталось набраться ума и духа, чтобы мы смогли жить в любви и согласии со всеми людьми Земли. Ум свой мы должны проявить, чтобы это стало возможно, в новой идеологии - ее теория должна быть теорией глобализации - старшие модины идеологии должны сказать, как нам на Земле жить всем вместе. Коммунизм уже предпринял такую попытку, но у него не было главного - у него не было этого “вместе” - предавались заклятию все, кто не вписывался в концепцию. Вспоминать не хочется, чем обернулось это предание заклятию для России. Второй вариант этой идеологии должен быть более удачным, если, конечно, он появится - если придумают коммунисты, как сделать неравенство справедливым.

Человечество на протяжении всей своей истории в высокоорганизованных формах бытия руководствовалось в организации этого бытия какой-либо идеологией, поэтому потребность идеологии является одной из основных потребностей человека - он без нее как без рук - уже не представляет своей жизни. Через идеологию человек реализует свою потребность в эволюционном росте. Ранние идеологии побуждали человека уподобиться богу - и он становился совершеннее, устремляясь к этому идеалу. Безбожная идеология либерализма поставила человеку в пример его удачливого в деле обогащения собрата - человек последовал за этим примером, развивая свой интеллект и деловые качества, к сожалению, часто делая это в ущерб духовности. Коммунизм вернул духовность на вершину пирамиды потребностей, оставив там и материально-безбедную жизнь - советский опыт показал, что такой идеологический коктейль может действовать на человека как хороший допинг, ускоряя его эволюционный рост. Если бы еще потребители этого допинга не отбирались по классовому признаку… результат советского эксперимента мог бы оказаться совсем иным. Впрочем, у коммунизма еще есть шансы исправить свою идеологию. Сейчас же, на развалинах советского социализма, люди в России суетятся как муравьи в разоренном муравейнике: «Где, где она - наша национальная идея?» Этих людей можно понять - дать людям в качестве идеологии либерализм после коммунизма, это все равно, что корове, которая раньше ела сено, положить в кормушку солому.

Вывод из сказанного: задача идеологии - дать людям цель - путеводную звезду на вершине пирамиды потребностей и осветить своим модинным прожектором путь к этой цели. Света самой звезды, какой бы привлекательной она ни была, для этого недостаточно - не видя ясно дороги, люди в путь к этой звезде не тронутся. Сияющие звезды у нас есть, но тьма лежит на дорогах…

[1] Тыра - тысячная часть “лимона” = 1т.р. = тысяча рублей.

[2] Л.Рон Хаббард. Саентология 0-8. Книга основ. М., 2000. С.6.

[3] Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002. С. 40.

модина, коммунизм, Хаббард, либерализм, пирамида Маслоу, Веллер, Пятая идеология, всеобщая теория всего

Previous post Next post
Up