(no subject)

Jan 02, 2020 10:24


Много раз читал «Записки из подполья».

Величайший анти-роман.

Фёдор Михайлович пускается в бесконечное, до тошноты головокружительное, узорчато-сложное переплетение гротеска человеческой тщетности, встречающееся и в других его «великих книгах» - но в Записках он выбрасывает все, сюжет, героев, мотивы и побуждения, оставляя только разрозненные осколки сознания растерянного свидетеля, пытающегося найти хоть какой-то смысл в потоке отрывочных, ещё более перепутанных обстоятельств. Я просто заворожен, зачарован этим зрелищем. Уже в первых фразах Достоевский задаёт тон, поэтический и одновременно насмешливый и жалкий, философский и бытовой, мелодраматический и хлесткий, как пощёчина: ««Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек. Я думаю, что у меня болит печень...»

Первый раз прочитав Записки, я был увлечён первой частью книги, непрерывным монологом с бесчисленностью абстракций и безжалостностью к самому себе.

Потом я проникся второй частью, где философии нет почти, зато есть описание цепочки событий, выражающих поразительную глубину - простая прогулка в парке, но сколько в ней затаенной ненависти; встреча со знакомыми, обернувшаяся спектаклем ущемлённого эго; порыв искренной доброты, захлебнувшийся в лицемерии и показной чёрствости. Но более в всего отозывается во мне отрывок из первой, философской части:

«...наслаждение было тут именно от слишком яркого сознания своего унижения; оттого, что уж сам чувствуешь, что до последней стены дошел; что и скверно это, но что и нельзя тому иначе быть; что уж нет тебе выхода, что уж никогда не сделаешься другим человеком; что если б даже и оставалось еще время и вера, чтоб переделаться во что-нибудь другое, то, наверно, сам бы не захотел переделываться; а захотел бы, так и тут бы ничего не сделал, потому что на самом-то деле и переделываться-то, может быть, не во что.»

#бесконечноесамоотречение

#бесконечноесамоотречение

Previous post Next post
Up