* * * * * * * * * *
(Россия, 2004. Режиссер: Тимур Бекмамбетов. В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Галина Тюнина, Алексей Чадов, Валерий Золотухин, Николай Олялин, Гоша Куценко, Виктор Вержбицкий, Игорь Лифанов, Римма Маркова).
Необходимое пояснение: Сначала я узнала о фильме и решила, что не иду. Потом посмотрела ролики и поняла, что иду. Потом почитала отклики и осознала, что боюсь.
О чем фильм.
Не все люди - люди. Некоторые только кажутся. У этих, кажущихся, нечеловеческие способности. Они ходят сквозь стены, читают мысли и меняют ход событий щелчком пальцев. Они называют себя Иными. Но форма определяет содержание: в мире Иных - те же проблемы и склоки, что и промеж обычных смертных. Только уровень другой. О чем и история, собственно.
От экранизации Лукьяненко изначально трудно было ждать хорошего. Во-первых, плодовитый, но не столь же одаренный автор. Во-вторых, российская постановка - а когда мы чего могли.
Но какие-то чертовы силы вовремя щелкнули пальцами - и фильм стремительно набрал обороты, забив зрителями кинозалы. Теперь лукьянинцы негодуют, критики хрипнут от споров, поведшиеся на рекламу девочки морщат недовольные носики, а в сухой остаток попадают те, кто с горящими глазами обсуждает подробности сюжета и то, как же нам удалось снять такой фильм.
Я из их числа.
Безусловные плюсы:
Игра на чувствах. Я знала, о чем фильм, от и до. И тем не менее смотрела с тем самым, продюсерами вожделенным, "неослабевающим интересом". По-моему, в финале даже какое-то время не моргала. А на сцене признания Светланы позорно разрыдалась. Добавьте к этому эффектные гонки Светлых по ночной Москве… К эмоциональной насыщенности картины претензий не имею.
Съемки. При доступных возможностях режиссер и оператор выжали максимум. Те же драки взять. Минимум отрисовки, минимум постановки боев, сплошные крупные планы - а в целом смотрится как кровавое месиво. Что говорить: у фильма бюджет - 4 млн. $, а драйва - на все 40. Как минимум. Молодцы.
Кастинг. Кому что, но мои соседи устали, наверное, от многократных попискиваний: "Ах, какой Гессер! Завулон! Ольга! Костя-а-ааа!!" Как заметила
fitzgerald, хорошо, что "они", авторы фильма, взяли на роли не жен-тёть-троюродных сестер, а провели нормальный кастинг. Даже Фриске меня устроила.
Саунд. В кои-то веки в отечественном фильме появилось то, что можно гордо назвать саундтреком.
Сумрак. При доступном уровне спецэффектов то, как решен Сумрак, мне понравилось. А то его модно ругать; так вот - не разделяю.
Перемены в сценарии. Поворот с сыном Городецкого, на мой взгляд, очень в кассу. Он явно добавил драматизма.
Справедливости ради:
Plot holes. Зрители жалуются на необъясненные детали, непонятные повороты сюжета и логические несоответствия. Лично меня сильнее всего напрягла поисковая система Светлых. Та, что на базе "Яндекса". До сих пор не въеду, как эта программка работает.
Не надо обижать ЧЛ.
И за такие деньги рекламу можно было сделать гораздо более изящной.
Кому смотреть: Либо людям, которые интересуются Иными; либо тем, кому близка тема.
Субъективное впечатление: До сих пор под позитивным впечатлением. Десять оранжевых звездочек.
* * * * * * * * * *