Бартини ВВА-14 экспериментальный СВВП-амфибия 1972

Aug 11, 2015 12:49





Экспериментальный СВВП-амфибия ВВА-14 с оригинальной компоновкой, размером и взлетной массой, превосходящий построенные рубежом СВВП (Самолёт вертикального взлёта и посадки). Для разработки ВАА-14 конструктор Р.Л.Бартини проводил многолетние исследования и испытания, разработал «Теория межконтинентального транспорта земли» с оценкой транспортной производительности судов, самолетов и вертолетов. В ходе исследований Р.Л. Бартини сделал вывод, что оптимальным транспортным средством является амфибийный аппарат, способный взлетать как вертолет, либо с использованием воздушной подушки, с большой грузоподъёмностью, а скоростью. Бартини разработал: небольшая амфибия МВА-62 и проект СВВП-2500.


МВА-62


Проект "2500"
Реализованной идей стал проект противолодочного СВВП-амфибии ВВА-14, разработка которого началась по постановлению правительства в ноябре 1965 года на Ухтомском вертолетном заводе (УВЗ), а затем была продолжена в ОКБ Г.М.Бериева в Таганроге, преобразованном позже в авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК). Проект разрабатывался с целью создания новых авиационных средств борьбы с ракетоносными подводными лодками. Предполагалось на базе экспериментальных самолетов создать противолодочный вертикально взлетающий самолет-амфибию, который сможет выполнять задачи по обнаружению, слежению и уничтожению подводных лодок противника в подводном и надводном положении и использоваться также как поисково-спасательный, обладая продолжительностью барражирования около четырех часов на удалении 500 км. После изучения ряда проектов была принята окончательная компоновочная схема СВВП-амфибии ВВА-14, которую можно было рассматривать как масштабную модель СВВП-2500. ВВА-14 был выполнен по схеме катамарана и имел прямоугольный центроплан с прямыми консолями, в котором размещались 12 подъемных ТРДД а сверху два маршевых ТРДД. Для обеспечения взлета и посадки на воду использовалось пневматическое взлетно-посадочное устройство (ПВПУ). Предусматривалась постройка двух СВВП: ВВА-14-1М для исследований аэродинамической компоновки и систем на самолетных режимах и ВВА-14-2М для исследований вертикального взлета и посадки и переходных процессов. В июне 1972 года была завершена постройка первого самолета ВВА-14-1М без подъемных двигателей и поплавков и в июле на аэродроме ТАНТК начались рулежные испытания самолета, оснащенного колесным шасси, и подлеты, а 4 сентября 1972 года состоялся первый полет с взлетом и посадкой по-самолетному (летчик-испытатель Ю. М. Куприянов, штурман Л. Ф. Кузнецов). В последующих летных испытаниях до июня 1975 года было выполнено 107 полетов с общим налетом 103 ч и достигнута максимальная скорость 260 км/ч. В 1974 году на СВВП было установлено пневматическое взлетно-посадочное устройство, состоящее из двух надувных поплавков, проведены его испытания и 11 июня 1975 года был выполнен первый полет с выпуском и уборкой ПВПУ. В 1974-1975 годах было осуществлено 106 циклов выпуска и уборки ПВПУ, из них 11 в полетах, выполнявшихся с аэродрома и с воды. Летные испытания подтвердили аэродинамические расчеты и показали, что у ВВА-14 эффект воздушной подушки начинает сказываться при посадке уже на высоте 12 м, а особенно проявляется на высоте выравнивания 8 м, что делает целесообразным использование экранного эффекта. Поэтому первый построенный самолет ВВА-14-1М, для которого так и не были изготовлены и доведены подъемные двигатели, было решено модифицировать и, установив на нем в носовой части двигатели для поддува и образования воздушной подушки, использовать его как экраноплан. Работы выполнялись уже после смерти Р.Л.Бартини в 1974 году, но они не получили дальнейшего развития. Экспериментальный самолет ВВА-14 так и не осуществил вертикальный взлет и остался памятником и воплощением оригинальных конструкторских идей, которые к сожалению до конца не удалось реализовать, ВВА-14 занимает теперь достойное место на стоянке в Музее авиации в Монино.
Подробнее: http://p-ln.ru/rus/VVA-14/VVA-14.htm
































image Click to view


авионтехника, техника СССР, Техника, сделано в ссср, экспериментальный

Previous post Next post
Up