Бандеровское или Белорусское будущее Полесья?

Feb 28, 2014 09:33







В связи с событиями на Украине поднимаются новые темы взаимоотношения восточных славян. Эйфория и лёгкость, с которой власть во второй славянской стране испарилась и растворилась, побуждают маргинальный элемент к переформатированию всего нашего восточнославянского мира. В России и Белоруссии есть над чем задуматься, вскрывается предельно реалистичная технология сноса популистских режимов. Всё это вовлекает славянскую цивилизацию в анархию и деградацию.

Решая свои задачи по консолидации регионов Украины в галицийско-бандеровской философии, предпринимаются пассионарные призывы к возвращению всех этнических украинских земель. Это касается практически всех соседей - России, Белоруссии, Польши, Молдавии и угрожает напряжением на границах и ещё большему недоверию друг к другу. С другой стороны, претензии рождают встречные контрпретензии, ибо, всему есть причины, размежеванию територий в том числе. Оборонительная позиция в этом вопросе равносильна поражению.


Остановлюсь только на белорусском направлении. Есть опасение, что идеологические представления государственной власти не распространяются дальше святости границ и незыбленности пограничных столбов. Население белорусского Полесья, южнее линии Припяти и Ясельды реально этнически близко украинцам. Это не «страшный секрет», а известен любому, кто, хотя бы, разговаривал с местными людьми по-русски, белмова при всём старании местных учителей, вообще, в этих регонах Брестской и Гомельской областей«отдыхает».

Что же такого есть, что привязывает Полесье к Белоруссии крепче экономики, государственности, политических гарантий, гос.идеологии? Ответ прост, хотя не осознан, не понят теми, кто сегодня отвечает за образование, воспитание и имеет власть - ИСТОРИЯ, а именно, этническая история. Ища истоки белорусской государственности, создавая замысловатые комбинации и мифы, можно родить политическую идеологию для учебника, по которому будут сдавать зачёты, но надо помнить, она не ответит на большинство важных вопросов.

Важные вопросы этнической истории, как всегда просты, КТО МЫ И ОТКУДА? Не хочу останавливаться на критике версий происхождения белорусов, это не продуктивно, они больше сами себя разоблачают, треща по швам, когда сталкиваются в параметрах пространства и времени. Сумбур в головах, от школьников до государственных и научных мужей, заставляет усомниться, что мы вооружены знанием.Версия должна быть одна, укладывающаяся в логику и подтверждаемая событиями в соседних регионах. И, уж точно, не притянутая за уши для обоснования нынешнего статус-кво.

Касаясь нашей темы, о белорусском Полесье, постараюсь начать не слишком издалека, но причины появления здесь славян начинаются в V веке. Это очень динамичный период славянской истории, который начался славянской экспансией в Карпаты, к Дунаю, на Балканы. В середине V века в Причерноморье ворвались авары, разгромили антов и, гоня их перед собой, ушли через Богемию (Чехия) в Паннонию (Венгрия). После их ухода, в северо-западной (совр.) Украине возник сильный Дулебский Союз 13 славянских племён.

К VI в. произошло окончательное обособление дулебов и лендзян по р. Зап. Буг, что привело к формированию отдельных общностей восточных и западных славян в будущем. Расселение дулебов шло с запада на восток до Днепра и на север в бассейн Припяти. Центром Союза считается селение Зимно и другие, на правом берегу Зап. Буга и верховьях р. Турья, притока Припяти. Это важный момент. Именно от этой этнической доминанты берут своё начало будущие белорусы.

В начале VII в. В Центральной Европе произошли события, которые привели в движение цепочку других событий, по принципу «домино». Авары ослабели, что привело к независимости от них Хорватского Союза, в Иллирию из Богемии хлынули сербы, уплотнив славянское население по рекам Сава и Драва. Романское население выдавливалось на Дунай, превращаясь в сплошной поток, двигавшийся в сторону Византии. В середине VII в. Болгарский хан Кувер добавил к этому потоку ромеев, проживаших по р. Тиса в Паннонии. Вся эта латиноязычная масса переселенцев расселилась по левому берегу нижнего Дуная, эта местность стала называться Валахией.

До прихода волохов на Нижнем Дунае обосновался славянский Союз Семи Родов, который не мог противиться экспансии многочисленных и организованных пришельцев, ему угрожала судьба славян Эллады, быть растворёнными. Но вмешались другие обстоятельства, в конце VII в. на Дунай приходит болгарская орда хана Аспаруха, изгнанная хазарами из Причерноморья. Волохам болгары не доверяли, как единоверцам Византии, а словене стали союзной пехотой и были переселены на правый берег Дуная к византийской границе, они и станут потом славянскими болгарами.

Кочевые тюрки-болгары заняли Валахию, а волохов вытеснили на север, в Карпаты. В VIII в. Будущие румыны заселили Олтению (бассейн р. Олт) и Мунтению (Трансильвания), изгнав словен на северные склоны Карпат. Так, будущие украинцы вернулись на свою будущую родину. Дулебский Союз начал разваливаться, а его племена стали попадать в зависимость и ассимилироваться словенами. Центр отходящих на восток дулебов переместился в междуречье рек Случь и Горынь.

Племена берзичей и дреговичей, теснимые словенскими лучанами уходили на север к Припяти, восточнее оставался только Древлянский Союз племён. Сегодня в нижнем течении Горыни стоит белорусский город Столин, само название которого обозначает у славян столицу. На другой стороне реки, невдалеке, деревня Хотомель, где археологами раскопан холм с многочисленными артефактами VI-X вв. Ещё ниже по течению Горыни перед впадением в Припять, укреплённый холм Давид-Городка.

Далее, на Припяти стоит город Туров, столица одноимёного княжества с X в., которое можно считать началом белорусской государственности. В состав княжество входила Дубровица, контролировавшая слияние Горыни и Случи, ныне находящаяся на територии Украины. То есть, всё течение Случи и Горыни относится непосредственно к истории дреговичей, которые были не ассимилированы, а вытеснены на север. Стоит добавить, что именно дреговичи назвали северный приток Припяти напротив, Случью, на которой выше по течению стоит город Слуцк.

Что же происходит дальше? Динамика ассимиляции и вытеснения остатков дулебских племён продолжается, бужане переходят в словенскую доминанту и становятся известны как волыняне. Известна история исхода древлян после убийства князя Игоря, его жена, княгиня Ольга, силой Киевского государства уничтожала древлянские поселения по рекам Тетерев и Уж. Таким образом, к XIII в. размежевание словен и дулебов примерно соответствовало нынешней границе между Украиной и Белоруссией.

Начиная от монгольского завоевания, лесисто-болотистая местность южных притоков Припяти стала убежищем для славян Украины. Татарско-литовские, польско-турецкие войны, казацкие восстания последующих веков были причиной продолжения продвижения будущих украинцев до Припяти и Ясельды. Туров перестал быть этническим центром дреговичей, их важные центры смещались на северные притоки Припяти (Клецк, Копыль, Слуцк), бассейн Немана (Слоним, Волковысск, Новогрудок, Гродно), бассейн западных притоков Днепра (Заславль, Минск, Логойск, Друцк).

С приходом российской государственности, периодом СССР и в настоящее время, этническая ситуация стабилизировалась. Вариантов дальнейшего развития видится три:

1. новое объединение восточных славян

2. ассимиляция титульной национальностью в рамках существующих государств

3. новое размежевание с переносом границ.

Останавливаясь на третьем варианте, нельзя не учитывать, что такие ситуации, со всплеском националистической и антинационалистической активности, его и провоцируют. Выглядят естественными попытки украинских националистов оказать влияние на полешуков Белоруссии. Государственная машина, обычно, аппелирует к соблюдению законов и Конституции, но нацию ничего не сплачивает больше, чем внятная этническая идеология. Готовы ли мы её представить - вопрос ...

Для любого баланса необходимо равновесие. Я бы не называл этническую историю белорусов встречными претензиями к Украине. Но полешуки Белоруссии должны понимать, что при всём украинском влиянии на культуру Полесья, её основу составляет дреговичско-древлянская этническая суть древних дулебов. Об этом говорят все древние городища и могильники, памятники и артефакты материальной культуры полутора тысячи лет. Полесье для исторического сознания белорусов важно, как Косово для сербов, Днепр для украинцев, Волга для русских.

Украинцы должны понимать, что территориальные претензии не только вредят добрососедству, но и призывают к переделу общего «учебника истории», перераспределению его страниц, которые являются общим достоянием восточных славян. Что история далёких предков белорусов начиналась при отсутствии словен в верхних течениях Зап. Буга, Стыра, Случи и Горыни. И это нам так же важно для понимания кто мы и нашего места в истории. Любое отступление от истоков и корней ведёт к потере себя.

В истории наступают различные времена, как общности, так и дробления, однако, Великим запоминается только то, когда мы были вместе и были способны к большим делам. Междоусобицы всегда досадны и достойны сожаления. Но всё несёт свой урок, в том числе, как повторять не надо и что ведёт к нашему ослаблению, когда теряем много, а приобретаем мало. Нашим ослаблением обязательно воспользуются наши настоящие недруги, примером чего является распад Югославии с потерей Косова из славянского мира.

Соблазны были и будут, амбиции пассионариев сиюминутны и не всегда уместны, а их ошибки исправляются веками. Наша земля, она общая, терпит нас много тысяч лет. Можно вкапывать новые столбы и их переносить, ради этого, поливать эту землю своей кровью, как это происходило. А можно стремиться к единству, усваивать уроки и не позорить своих предков, которые этот путь давно прошли.

Previous post Next post
Up