К грядущему столетнему юбилею - несколько фотографий дотрамвайного рельсового транспорта.
Вот, как описывал конку в своих воспоминаниях А.Н.Бенуа:"Способов добраться из города на Кушелевку было несколько: простейший - на извозчике, но это было дорого, а у нас в почете была экономия, два же других способа заключались в пользовании «конкой». К сожалению, та конка, что подходила к самому Кушелевскому парку, тащилась с удручающей медлительностью, так что на сравнительно короткий путь от Финляндского вокзала до нас уходил целый час - час, во время которого приходилось дышать смраднейшим воздухом, терпеть раздражающее дребезжание стекол и душу раздирающий лязг колес; приходилось и застревать по десяти и по пятнадцати минут на разъездах! Другая же конка, отходившая от Михайловской площади доезжала всего только до Смольного, и оттуда приходилось переправляться через Неву на ялике. Последний путь был уже потому приятнее, что новые, только что из Германии полученные вагоны на этом маршруте были чистенькие и даже отличались известным изяществом - так, над каждым окном было вставлено по живописной картинке, и разглядывание этих пейзажиков и натюрмортиков развлекало меня во время пути, длившегося около получаса. Если же я ехал с папой, то мы взбирались с ним на империал и тут открывались довольно интересные виды (Женщинам на империале ездить запрещалось - прим. мое). Особенно я любил переезд через Фонтанку, с видом на Инженерный Замок, а также проезд мимо церкви св. Симеония и тот вид, который открывался на «готическую» Евангелическую больницу и на возвышавшуюся над прудом «круглую» Греческую церковь. А затем было так занятно очутиться под стеной Смольного монастыря, миновать его курьезные башенки и за последним поворотом увидать Неву." (А.Н.Бенуа "Жизнь художника", 2-й том)
В момент своего появления конка воспринималась как символ прогресса - можно вспомнить язвительнейшее стихотворение Апухтина "Плач Юстиниана": "Русь дорогая, тебя ли я вижу?
Что с тобой? Ты не уступишь Парижу.
Есть учрежденья в тебе мировые,
Рельсы на Невском, суды окружные;
Чтоб не отстать от рутины заморской,
Есть в тебе даже надзор прокурорский..."
Еще одна фотография конки - вагон проезжает по наплавному еще Дворцовому мосту (видна, кстати, третья - "добавочная" - лошадь):
(фотография из ЦГАКФФД)
Медлительность конки побудила на окраинах устроить линии "паровой конки" или паровика - в Лесном и от Знаменской площади за Невскую заставу. Этот вид транспорта существовал в 1882(?)-1922 годах. Впрочем, паровая тяга использовалась на трамвайных линиях и позже, во время блокады.
Паровик тоже попал в поэзию:"Паровик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой." (Анна Ахматова)
(Скорбящая - это церковь Божией Матери "Всех Скорбящих Радости", как водится, была снесена в 1932 году, стояла на Шлиссельбургском проспекте).
Описание паровика в книге Льва Успенского "Записки старого петербуржца" (в ней же есть и описание маршрутов):"Более или менее обычный маленький локомотив был как бы обшит некоей прямоугольной металлической коробкой, превращен в нечто похожее на заводские "паровозы-танки". Внутри коробки вокруг котла был проход, по которому гуляли важный спокойный механик и всегда черный, измазанный углем молодой помощник - кочегар. Сквозь боковые и передние смотровые окна без стекол можно было так ясно, как никогда на железных дорогах, увидеть внутри тупой торец котла, и топку, и манометры, и слабо поблескивающий замасленной сталью большой рычаг - "реверс"; созерцание всего этого завораживало меня, и няня подолгу теребила "мальчика" за руку: "Ну идем, Левочка. Ну и что тут смотреть, Левочка?! Ахти-матушки, черные, грязные, как трубочисты какие!" У нее был один угол зрения на мир, у меня - другой."
Еще одна фотография - локомотив крупным планом. Интересно, что их оформляли под вагоны.
Как известно, трамвай в Петербурге не мог появиться довольно долго в связи с тем, что акционерное общество конно-железных дорог владело монопольной концессией на устройство рельсового транспорта на улицах города. Тем не менее, уже с 1895 года стали устраивать трамвайные переправы по льду Невы:
(фотография К. Буллы из коллекции Эрмитажа)
Владельцы конок, надо сказать, тоже не были так уж чужды прогрессу. Например, примерно в 1899-1901 годах проводились эксперименты с газомоторными вагонами, даже сохранилась фотография такого вагона на Невском:
Наконец, 16 сентября 1907 года было открыто трамвайное движение.
(фотография К. Буллы из коллекции Эрмитажа)
Какое-то время трамвай, паровик, конка в городе сосуществовали. Вот, например, маршруты городского транспорта в 1913 году:
http://fragments.spb.ru/transport_1913.html