ЗиС-154

Jan 18, 2013 12:28

Расскажу о самом первом автобусе, с которого всё и началось. Тогда ещё у меня не было свего ЖЖ, и материал опубликовал у себя мой друг djhooligantkв ЗиС-154
Но для начала небольшой фотоколлаж :-)



Итак, 7 мая 2011 г., Саратов, перекресток Миллеровской и Б.Динамовского проезда. Из-за забора частного владения виднелось нечто ржавое....



По широкому "лбу" в общем-то было сразу понятно, что это что-то из семейства автобусов ЗИС, но я никак не предполагал что им окажется ЗИС-154, которых на момент обнаружения этого экземпляра было известно всего два сохранившихся!


Всего было выпущено 1165 таких автобусов в период с 1947 по 1950 г. Автобус являлся почти точной копией американского GMC, включая гибридную силовую установку, сложность использования которой в условиях послевоенной разрухи и привела в конечном итоге к быстрому сворачиванию производства и переходу на более простую модель ЗИС-155.



Про ЗИС-155 у меня ещё будет отдельный рассказ, такой автобус тоже был найден и тоже в черте города! Но об этом позже, а пока вернемся к ЗИС-154.
Кузов сохранился на удивление хорошо, но весь декор к сожалению утрачен.



К счастью, хозяева оказались людьми вполне сговорчивыми, и сразу согласились на предложение выкупить "сарай" по цене металлолома. С разрешения хозяев осматриваем внутренности автобуса. Тут к сожалению мало что сохранилось.
Ступеньки передней двери. Прекрасно видно выемку для открывания двери вовнутрь.



С левого борта была предусмотрена дополнительная дверь - в случае военных действий она предназначалась для погрузки раненых.



Сохранились оба моста - передний и задний.



Вид по правому борту назад. Виден проем задней двери.



Около дверей были нанесены надписи ВХОД и ВЫХОД



Задний мост. Забегая вперед скажу, что он оказался в рабочем состоянии после 50 лет в земле.



После внесения денежного залога за "сарай" начинаем потихоньку откапывать автобус.



С правого борта снесены сараи, где хозяева участка держали коз. Ароматы те ещё, лето, жара, кучи козьего навоза....



внутри сохранились педали и рулевая колонка.



Задняя часть к сожалению утрачена - здесь располагался силовой агрегат, дизель и генератор. Так выглядел автобус сзади, когда мы его нашли. Хорошо видны две бетонные плиты для въезда в "гараж". Их тоже предстояло как-то убрать. В итоге плиты пришлось  просто долбить ломами вручную.



А вот так через 2 месяца. Расчистка автобуса почти закончена. Оставшееся дерево пилить нельзя, в его кроне сложное переплетение проводов. Придется вытакскивать автобус между деревом и забором справа.



Гайка со ступицы переднего колеса. После 40 лет стоянки открутилась без проблем и блестит внутри как новая.



Сам процесс погрузки заснять не удалось, не до того было... Поэтому следующее фото уже после погрузки на трал.


Вид спереди.



Крановщик отцепляет крючки.


Поехали!



Впереди указатель - поворот на московскую трассу. Автобус уезжает на реставрацию в другой город - у нас он оказался никому не нужен, увы.



ЗИС-154 проделал путь более 1000 км и прибыл к реставраторам.



Трал с автобусом подан к разгрузке.



Сгрузили!



Предстоит долгая и сложная работа по реставрации автобуса, прежде всего нужно восстановить по чертежам заднюю часть.



для начала была проведена профилактика ходовой части, чтобы колеса начали вращаться и можно было перемещать автобус.


Далее пост будет обновляться при поступлении новой информации с места реставрации.

А вот каким ЗиС-154 был во времена СССР, когда мы могли его встретить на улицах города:



Автобус оснащался ярославским дизелем ЯАЗ-204, дизель вращал генератор (на фото виден левее дизеля), генератор вырабатывал ток, от тока вращались колеса. Вот такая хитрая схема, эдакая электростанция на колесах )))



Редкое цветное фото ЗИС-154 - он сразу опознается по дверцам моторного отсека в задней части кузова.



Два лючка в передней части рядом с фарами служили для вентиляции салона. Обратим внимание на запасную дверь левого борта - есть мнение, что в случае войны она предназначалась бы для погрузки раненых.



Обратим внимание на количество шпилек колес - их 10, а не 8, как на ЗИС-155. Есть мнение, что за основу был взят американский стандарт колеса, использующийся до сих пор! Другими словами - колесо от современной фуры вполне подходит к ЗИС-154!



На выходе с завода автобус имел красивые декоративные колпаки на колесах, которые конечно сразу же терялись где-то на разбитых дорогах...











Previous post Next post
Up