Владимир Полищук, получивший в этом году «Оскар» для иллюзионистов, рассказал «Республике», почему не выступает в цирке и как украл служебное удостоверение у сотрудника ГАИ
Алексей Вакуленко
фото: Юрий Лашов
У него пристальный взгляд: лукавый и одновременно располагающий. Широкие плечи и массивные ладони выдают бывшего боксера. Поначалу кажется: такими ручищами можно делать что угодно, но только не показывать фокусы. Нелепую мысль прерывает вопрос: «Вы не против, если к концу беседы ваш диктофон исчезнет?». Секунда недоумения - и вот мы оба хохочем, погружаясь в атмосферу шуток и «честного обмана». Так называет мастерство фокусника Владимир Полищук - крымский «волшебник», который в этом году получил престижную международную награду «Мерлин», а вместе с ней титул лучшего иллюзиониста планеты.
«Фокусы - это мое призвание»
- Вы говорили журналистам, что любите разыгрывать людей, используя свое искусство. Расскажите такой случай.
- Остановил меня как-то гаишник. Скажу сразу: если меня останавливают по всем правилам и не придираются, то я веду себя хорошо. Тогда я ехал со скоростью не более 60‑ти километров в час, а мне инспектор ГАИ заявляет, что скорость была якобы под 80. Ну, я и попросил его удостоверение предъявить. А он хотел, но не мог - не нашел. Обшарил все карманы - нет удостоверения. Помучился немножко, но потом я ему вернул «ксиву». А он меня отпустил.
- Как стали фокусником?
- Это моя судьба. Пришло ниоткуда. Просто нравится - и все.
- С какого возраста нравится?
- С пяти лет. А что это мое призвание, понял позже, когда фокусы стали вытеснять из моей жизни все остальное. На стройку устроился работать, а меня выгнали оттуда, потому что стройка остановилась. Однажды я показал фокус каменщику, каменщик попросил показать еще кому-то, и еще, и еще… В конце концов они все выстроились вокруг меня, наблюдали за фокусами. Крановщик остановил свой невысокий кран (мы строили двухэтажку), спустился к нам. В итоге стройка стоит, ни один кирпич не положен, раствор не перемешивается, кран не работает, а толпа строителей смотрит фокусы. Прораб приехал, тоже посмотрел немножко - и выгнал меня, чтобы не портил ему бизнес.
- Достичь успеха в боксе тоже помешали фокусы?
- Ну да. Я любил бокс, хотел добиться высоких результатов, но творчество всегда вмешивалось. Меня даже другие спортсмены, с которыми знакомился на соревнованиях, называли фокусником, потому что я постоянно им фокусы показывал.
«За границу меня пока не тянет»
- В этом году вы получили «Оскар» для фокусников - премию «Мерлин». Что вы чувствуете?
- Доволен собой - все-таки жюри выбрало меня из семи десятков претендентов со всего мира. Это большое достижение! Глава Международного общества иллюзионистов Тони Хассини, вручая статуэтку, приглашал меня переехать в Лас-Вегас. Но я пока не знаю, как поступлю. Я родину люблю: людей наших, глаза наши, душу нашу. А иностранцы - я даже не знаю, как они будут на шутки реагировать: например, если сниму со зрителя ремень, часы, галстук. Так что за границу меня пока не тянет.
Статуэтка «Мерлин» - это фокусник, который достает из цилиндра за уши кролика. Я ее получил - и ровно через три дня умер мой кролик Пушок. Я с ним работал семь лет, мы всех победили, взяли гран-при и первые места на многих конкурсах. Так что «Мерлин» стал своего рода памятником Пушку.
- Для вас существуют авторитеты среди всемирно известных иллюзионистов?
- Кумиров нет, а профессионалы, которых уважаю, конечно, есть. Во‑первых, это мой учитель, знаменитый фокусник Виктор Добровольский, с которым я объездил всю нашу страну. Во‑вторых, Дэвид Копперфильд - он великий мастер своего дела, и это видно по его выступлениям. Иллюзионист Тони Хассини, который вручал мне «Мерлина». Виталий Лузкарь, победитель шоу «Україна має талант!».
«Хочу создать свой цирк»
- Вы не работаете в цирке. Почему?
- Знаете, душа не лежит: никогда не мечтал, не хотел там работать. Вот создать свой цирк, со своей труппой - это да. У меня в планах на будущее есть такой пункт. И еще в планах - провести в следующем году в Ялте международный фестиваль иллюзии «Творим чудеса вместе». Именно на таком фестивале мне вручили «Мерлина». Тони Хассини мне пообещал, что если фестиваль состоится в Крыму, сюда в качестве члена жюри обязательно приедет Копперфильд. Но что из этого выйдет, пока не знаю.
- В вашем арсенале есть фокусы, которые во всем мире выполняете только вы?
- Почти. Я владею карточным приемом «невидимый вольт», который доступен лишь нескольким иллюзионистам. Меня научил Виктор Добровольский - он, кстати, единственный в СССР выполнял этот фокус правильно. Суть фокуса вот в чем: я кладу карту в середину колоды, а потом она загадочным образом появляется сверху. Я разучивал этот фокус целый год, а потом выиграл с ним не один международный конкурс.
Кстати, благодаря картам я даже познакомился со своей женой Викторией. Мне было двадцать лет, я тогда еще серьезно фокусами не занимался. Общались, она спросила, есть ли у меня особенная способность? Я достал колоду карт, стал показывать фокусы, а потом увидел ее глаза - восторг, удивление, как у ребенка. Смотрю, девушка веселая, искренняя - и решил: все, будет моей женой. Вот уже десять лет мы вместе.
«Для успеха нужно жить мечтой»
- Среди фокусов, которые вы видели, есть такие, которые бы вы не могли разгадать?
- Нет. Разве что вначале может быть непонятно, а потом минуты две-три подумаешь - и все становится ясно. Если какая-то очень сложная версия, надо посидеть, подумать, но в итоге все равно разгадываю.
- В детстве верили в чудеса?
- Да. И до сих пор верю. Смотрю вокруг - деревья, люди, небо, море. Их же кто-то придумал, создал! Для меня это чудо. И в судьбу я верю. Бывает, едешь на машине и хочешь пойти на обгон, а что-то не пускает. Остаешься в своем ряду, а через пару секунд навстречу на большой скорости вылетает машина. Это, по-моему, тоже чудо.
- Продолжаете придумывать новые фокусы?
- Да, но по большей части комбинирую из уже существующих. Свой уникальный трюк придумать очень тяжело. Я подсчитал такую вещь: человеку дается максимум 36 тысяч дней - это если проживешь сто лет. Если отнять детство и юность, когда ты определяешь, кем быть, вычесть время на сон, отдых на пенсии, то на развитие, в лучшем случае, останется семь тысяч дней. А фокусов - более миллиона.
- Фокусы приносят достаточно денег?
- На жизнь хватает. Но если человек становится фокусником из-за денег, то он рано или поздно иссякнет. А успеха добьются те, кто живет мечтой. Я вспоминаю Сашу Усика (боксер Александр Усик, олимпийский чемпион. - «Р»): бокс был его мечтой! Он, чтобы развивать выносливость, кросс бегал - из Симферополя в Саки и обратно! Как-то встречаю его, а он говорит: «Ой, Вован, пришлось на автобусе назад ехать - кеды, блин, порвались». Фанатизм, запал - вот что главное! А деньги приложатся.
«Оскар» для фокусников
Премия «Мерлин» с 1968 года ежегодно присуждается Международным обществом иллюзионистов за достижения в области иллюзионного жанра. Вручает ее президент общества Тони Хассини, наставник самого известного фокусника современности Дэвида Копперфильда. Награда считается аналогом киношного «Оскара», музыкальной премии «Грэмми» или телевизионной «Эмми». Свое название премия получила в честь легендарного волшебника Мерлина.
Лауреатами премии становились многие известные иллюзионисты, в том числе и Дэвид Копперфильд.