В 1983 году на Дальнем Востоке обострилась военная напряженность с Америкой. В советское воздушное пространство вторгались американские самолеты, выполняли тактические бомбометания по островам Курильской гряды. Американские фрегаты заходили в советские территориальные воды, авианосцы "Мидуэй" и "Энтерпрайз" подходили к Владивостоку. В сентябре сбили южнокорейский Боинг-747, в марте 84-го советская атомная подлодка "К-314" столкнулась с авианосцем "Кити Хок". Президент США Рейган объявил СССР "империей зла". Дело пахло войной…
Зимой 1984 г. личный состав 219-го дальнего разведывательного полка (ОДРАП Ту-16р г. Спасск-Дальний) перевели на постоянное дежурство. Пары разведчиков и танкеров, сменяя друг друга, уходили в Японское море присматривать за американо-корейскими учениями, фиксировать местоположение кораблей и активных РЛС. Экран радиолокационного прицела РБП-4 был забит засветками кораблей и поставленных помех, СПО - как елочная гирлянда, непрерывно мигала, предупреждая о захватах. Американские самолеты A6, F-14, F-15, F-16 буквально «терлись» о фюзеляж Ту-16р, закрывая люки и мешая фотографировать авианосцы, японские F-1 и F-4 были немного спокойней.
Дозаправка Ту-16. Подробнее про самолет расскажет
википедия.
Экипажи советских самолетов-разведчиков единственные, кто решали конкретные боевые задачи в мирное время. Измочаленные дозаправками в воздухе, в хрустящих от выступившей соли комбинезонах летчики возвращались в гарнизон к своим семьям. В пятиэтажках с промёрзшими батареями теперь уже боролись с бытовыми трудностями. Нужно натаскать на несколько дней воды, наколоть для "буржуйки" дров - какой там предполётный отдых.
21 февраля 1984 года экипаж майора Баранова В.А. из 3-й эскадрильи заправщиков вылетел на воздушную разведку погоды по маршруту Спасск-Дальний, далее в направлении Комсомольска-на-Амуре. На высоте 8100 м произошла постепенная разгерметизация передней кабины, лётчики потеряли сознание. Штурман-навигатор Карпова В.Я, видя, что его команды о доворотах, пилоты не выполняют, откатившись в кресле назад, обнаружил, что пилоты потеряли сознание. Он дал команду штурману-оператору старшему лейтенанту Губареву А.: "Подтянуть летчикам кислородные маски!" Пытаясь им помочь, второй штурман, отстегнулся от парашюта и кресла, снял свою маску и пошел к летчикам, но потерял сам сознание и упал в проходе. На 52-й минуте полета самолет сделал большой крен и стал падать. Штурман, сбросил крышку люка и катапультировался. Ту-16, набрав большую скорость, от перегрузок развалился по 12-му шпангоуту в воздухе и упал в тайге примерно в 200 км к юго-востоку от Хабаровска, экипаж погиб. Штурмана подобрали через несколько часов, помогла аварийная радиостанция. Из-за снегопада место падения самолета и тела членов экипажа искали около трех суток.
Тело командира корабля нашли в кресле, от удара о землю сработала его катапульта. Второй штурман лежал почти невредимый в сугробе, как будто уснул. Тела прапорщиков с обгоревшей кормой нашли примерно в километре. Правого летчика старшего лейтенанта Бухарина не нашли. Уставший экипаж потерял бдительность.
На высотах более 4,5 км из-за уменьшения парциального давления кислорода наступает кислородное голодание, которое проявляется у каждого по-своему: у некоторых появляется головная боль, сонливость, снижается быстрота реакции, у других ухудшаются слух и зрение, возникает тоскливое настроение, а иногда, наоборот, беспричинная веселость. Длительное кислородное голодание приводит к обмороку и в конечном итоге к смерти. Но главное, что сам человек не чувствует этого и не осознает того тяжелого состояния, в котором он находится, до момента потери сознания.
Надо сказать, что за несколько лет в этом же полку был точно такой же случай. На месте второго штурмана летел инструктор - штурман полка майор Семушин. Заметив, что курс 'гуляет', и поняв, в чем дело, он отстегнулся, подтянул маски летчикам, перевел самолет на снижение, потом летчики оклемались и полет завершился благополучно.
В 219 ОДРАП с комиссией приехал генерал-лейтенант (из 30ВА, фамилию я забыл), он говорил о том, что самолет Ту-16 "архинадежный", предыдущая катастрофа самолета в полку была ещё в 60-е годы во время дежурства в Анадыре. Показывали схемы, таблицы, заслушали спасателей, спасшегося штурмана. Объявили причину катастрофы - перепускной клапан в системе регулирования давления и нарушение инструкции экипажа.
Все, о чем нам было известно, что в 1984 году на водоразделе между р. Кабули и р. Сукпай разбился военный самолет ТУ-16. Также нам удалось раздобыть фотографии места крушения из личного архива Гердо Александра Геннадьевича (нач.гр.АО 2АЭ,ТЭЧ) с сайта www.odrap.ru.
Остатки кабины, вид с г.Цафактай (02.1984 г.)
Памятник экипажу м-ра Баранова. Обломок кабины на вершине г.Цафактай (03.1984 г.)
Все, что мы знали о месте падения - это западный склон горы
Цафактай и весьма неточные координаты.
В сентябре 2011 года были проведены первые поиски. Вторая попытка состоялась спустя год и увы, опять безуспешно. О том как проходили предыдущие поиски можно почитать
тут И вот, в сентябре 2013 года мы отправились в третью поисковую экспедицию на гору Цафактай. Выезд из Хабаровска в пятницу вечером, всего собралось четыре экипажа.
1. Автомобили весьма колоритные.
2.
3. Заполночь мы уже были у подножья горя, быстрый ужин и спать - через несколько часов начнется штурм. Утро было весьма пасмурным.
4. Питьевая вода прямо под ногами.
5. С утра планировали маршрут
6. Кто-то бегал с фотоаппаратом
7. Главный организатор экспедиции Юрий (Гюрза)
8. Дмитрий (Mail Robot). Чемпион Хабаровского края по велоориентированию. Догнать в лесу его просто нереально.
9. Олег (Потаскун). Владелец аццкого Патриота
10. Блогеры повсюду, это
cvarnou 11. Дорога, кстати, вполне нормальная
12. Ну, началось. Заброска группы к подножию горы. Едем по старому "волоку".
13. "Дорога" кончилась. Готовимся к подъему.
14. Навигатор самая главная вещь в лесу. Также очень выручали рации.
15. Ваш покорный слуга )
16. В путь. Впереди весь день и почти 12 км. порой совершенно непроходимых зарослей
17. Пока всем весело )
18. Чем выше поднимаемся, тем чаще перекуры.
19. Очень живосписно.
20. Я, кстати, в качестве GPS-треккера брал iPad2, конечно неудобно, но пока не разрядилась батарея он исправно писал трек, как вывод, iPad mini может быть отличным навигатором.
21. Почти вершина
22. Начинается совершенно непролазный бурелом
23. Двигаться все тяжелее
24. Вершина, 1200 м.
25. Блогеры знают свое дело )
26. Иногда приходилось просто сказать по поваленным деревьям, через так называемую "расческу". Очень опасно. Особенно когда между ног оказывается острая ветка, а под деревом еще 2 метра до земли, а ты как канатоходец идешь по стволу.
27. Я хотел бы такой вид из окна
28. На вершине радость сменилась усталостью, а ведь не прошли еще и половины пути.
29. Уже не до фоток, сюда бы
sergeydolya со своей мобильной фотостудией )))
30. И вот так большую часть пути.
31. Лес конечно красив
32.
33.
34. Перчатки нужны, чтобы не поранить руки о колючки и иголки хвойных
35.
36.
37. Мы разделились и стали искать место падения. Было уже очень тяжело. Фотографировать не было сил. Мы искали место падения самолета и последующего пожара.
38. По идее, хоть и прошло 30 лет, должны были остаться следы на склоне ввиде поваленных деревьев. Да и диаметр фюзеляжа самолета почти 3 метра, остатки должны быть видны.
39. Время подходило в концу, нам надо было возвращаться в лагерь. Хотя самые отчаянные предлагали заночевать на горе и продолжить поиски, но поскольку решили идти налегке, спальники никто не брал и решено было вернуться в лагерь.
40. Да, к сожалению и в третий раз не удалось найти самолет. Позже оказалось, что мы просто прошли по кругу место падения и вернусь назад. Теперь у нас есть точные координаты и в следующем году успех неминуем. Говорят, мама лейтенанта Бухарина, которого так и не нашли, до сих пор не верит, что сын погиб...
41.
42.
43. Пора возвращаться
44.
45. Интересный талисман на пороге Патриота, прошел огонь и воду.
46. На обратном пути мы столкнулись с последствиями
наводнения в Хабаровске.
47. Даже такая техника бессильна перед стихией
Вот так пишет треки iPad. От Хабаровска до нашего лагеря у горы. Пеший трек по горе полностью записать не удалось, по причине разрядки девайса. Но я его дорисую.
Вот трек нашего пешего маршрута, спасибо
cvarnou Спасибо за внимание, добавляйте в друзья, впереди много интересного )