Итак, начинаю цикл постов, начать который я обещал уже давным-давно.
Посвящён он будет книге "Священная истоpiя Ветхаго Завета (съ объяснительными примѣчанiями)", издания 1906-го года (у меня репринтное, конечно же), которую я имел счастье приобрести весной и читаю в данный момент с этим самым Ветхим Заветом.
Автор сего замечательного труда -
"Магистръ богословiя, бывшiй Законоучитель Вятской Губернской Гимназiи, потомъ Ректоръ Вятской Духовной Семинарiи,
Протоiерей Николай Поповъ".
Книга эта, какъ учебное руководство, указана въ гимназической программѣ преподаванiя закона Божiя, утвержденной Святѣйшимъ Сѵнодомъ и г. Министромъ Народнаго Просвѣщенiя, и въ программѣ для испытанiя поступающихъ на военную службу вольноопредѣляющимися 3-го разряда, и употребляется въ мужскихъ и женскихъ гимназiяхъ и прогимназiяхъ, въ реальныхъ училищахъ, въ учительскихъ семинарияхъ, въ городскихъ и уѣздныхъ училищахъ и въ другихъ учебныхъ заведенiяхъ.
Основное в ней - краткое изложение Ветхого Завета, однако обратили внимание на фразу "съ объяснительными примѣчанiями"? Так вот, они, в виде сносок, составляют не менее трети текста, а местами занимают чуть ли не целую страницу, осталяя основному тексту всего несколько строчек сверху. И, естественно, читать их гораздо интересней, чем саму историю - они содержат весьма много интересных фактов, описаний древней Палестины и философских размылений. В представлении 1906-го года. Уже после нескольких фраз я понял, что это - настоящий клад. Серию выдержек из этих сносок и будут представлять мои посты.
Заинтересовало? Давайте под кат за первым примером!
Сразу предупрежу - хоть я и буду приводить в основном отрывки, которые вызвали у меня улыбку, это не в коем случае не приглашение к грубому насмехательству над автором сего труда. Улыбайтесь добрей! :)
Итак, скажем, из рассуждения о долговечности до-потопных* людей, которые, как многим должно быть известно, жили чуть ли не до тысячи лет:
При сужденiи о долговѣчности патрiарховъ рода человѣческаго нужно имѣть въ виду, что внѣшняя природа до потопа была богаче жизненными силами; природа человѣческая была менѣе испорчена; не было многихъ болѣзней; люди жили ближе къ природѣ, проще; не употребляли въ пищу и питье такихъ вещевствъ, которыя нынѣ отравляютъ жизнь людей**; не имѣли такихъ развлеченiй, которыя сокращаютъ жизнь. Ещё и теперь жизнь человѣвеская достигает до 200 лѣтъ, и между африканскими арабами даже нерѣдко.*** Извѣстно, что нѣкоторыя животныя, особенно птицы, и теперь живутъ 300-400 лѣт. Поэтому несомненно, что и люди до потопа въ странѣ своего первоначальнаго приисхожденiя, при образѣ жизни, сообразно съ природою и, главное, при помощи Божiей, могли доживать почти до тысячи лѣтъ.
*Разделил специально - прочувствуйте этимологию слова
**И это в 1906-м... А сейчас?
***Тут я смеялся в голос. )
Немного о Палестине (потом будет большое описание, которое мне пока лень перепечатывать):
Мертвое, или соляное море, окружено высокими голыми извѣстковыми утесами. Длина его 77 верстъ, а широта 24 версты. Вода в нем очень соленая, горькая и столько густая, что невозможно въ нее погрузиться. Цвѣтъ ея какъ бы подернутъ мертвенной блѣдностию. Ни въ морѣ, ни по берегамъ его нѣтъ ни животныхъ, ни растенiй. Оно называется еще асфальтовымъ моремъ по множеству асфальта (горной смолы), кусками плавающаго въ немъ и валяющагося на берегахъ его.
***************************************
Шатры, или кущи, устроялись таким образомъ: ставили въ землю столбъ, вокругъ столба на нѣкоторомъ разстоянiи вбивали въ землю колья, отъ вершины столба протягивали къ кольямъ верёвки и покрывали ихъ войлоками или полотномъ, или кожами, или древесными листьями. Внутри палатка раздѣлялась завѣсою на два отделенiя, изъ которыхъ заднее отделенiе назначалось только для женщинъ и дѣтей. Необходимую утварь палатки составляли: коверъ, нѣсколько подушекъ для сидѣнья и лежанья, невыскiй обеденный столъ, часто замѣнявшiйся круглою выдѣланную кожею, необходимая посуда и свѣтильникъ.
***************************************
Когда хотѣли наскоро приготовить хлѣбъ, то не клали заквасти въ тѣсто и пекли изъ него тонкiя круглыя лепешки, которыя назывались опрѣсноками. Хлѣбопекарныхъ печей, какiя дѣлаются у насъ, въ древности на востокѣ не дѣлали. Пекарная печь состояла изъ большого глинянаго горшка или из выдолбленнаго камня, въ которомъ разводили огонь. Достаточно накаливъ стѣнки его, къ нимъ прикладывали хлѣбы, и таким объразомъ пекли. Иногда печь состояла изъ ямы, обдѣланной внутри кирпичем или глиной. Въ ней разводили огонь, и когда стѣнки ея накаливались, къ нимъ поикладывали тѣсто, которое такимъ образомъ и пеклось. Такiя печи употребляютъ и ныне на востокѣ. Иногда же тѣсто просто клали на горячую золу и обсыпали горячимъ пепломъ и угольями. Послѣднимъ способомъ пекутъ хлѣбъ и нынѣ бѣднѣйшiе дители востока. Хлѣбъ этотъ по наружному виду дѣлается чернымъ, какъ уголь, но бываетъ вкусенъ.
Если кого не отображаются яти или ижица - обновите Юникод. Кстати, курсивные яти там неправильные - они должны выглядеть примерно как сербская љ.