ОМ

Nov 01, 2009 03:33



Вернулся из «путешествия по ту сторону восприятия, реальности и мнения», т.е. вернулся из Калифорнии, точнее, из Сан-Франциско, города хиппи, геев и нью-эйджа J, где проходила конференция «Наука и недуальность», организованная Центром исследований сознания (Center for Consciousness Studies, University of Arizona).

Конференция была посвящена, прежде всего, исследованию особого сознательного опыта восприятия реальности - того опыта, который различные религиозные и мистические практики, например, такие как адвайта или дзен, описывают как опыт недуального восприятия реальности. И вообще, в целом, на конференции обсуждались различного рода дуалистические модели, выработанные в западной культуре, и способы их преодоления. Конечно, прежде всего, акцент был сделан на обсуждении дуалистических теорий сознания. Как это может быть заметно из постера, основной идеей конференции было - обсуждение феномена недуальности не только как он представлен в классических восточных и западных мистических практиках, но и как он может быть представлен с позиции современных научных исследований в различных областях, прежде всего, в квантовой физике и нейронауках. На постере представлены что-то вроде знаменитой формулы Эйнштейна ОМ=мс2 и рисунок микротрубочек, составляющих каркас нейронов.
В каком-то смысле эти изображения задают общее направление обсуждения природы сознания. Дуализм можно критиковать с позиции материалистического монизма. Однако на конференции критика дуализма велась преимущественно с позиции нейтрального монизма - позиции, согласно которой, материя и сознание - лишь аспекты, проявления какой-то единой реальности, которая в своей основе не материальна, не идеальна (не является субъективной реальностью). Этот взгляд представлял на конференции один из ее организаторов - Стюарт Хамеров (Stuart Hameroff), известный ученый, врач, разрабатывающий совместно с Пенроузом теорию, согласно которой, сознательные процессы следует искать на уровне микротрубчатой структуры нейронных клеток, функционирование которых описывается языком квантовой механики.




Иначе говоря, общая идея этого подхода заключается в том, что процессы на квантовом уровне не являются исключительно материальными. Они, скорее, ближе к тому, чтобы быть представленными в качестве особой сознательной реальности. Конечно, эта сознательная реальность не является чем-то подобным индивидуальному сознанию, которым, например, обладают люди. Скорее, наличие индивидуального сознания, Я, субъективности, оказывается возможным благодаря тому, что в своей основе реальность может быть представлена как сознательная реальность (mind-like). Согласно Хамерову, именно таким образом представлена реальность в адвайта-веданте: существует единая реальность (Брахман), из которой возникают как материальные состояния, так и индивидуальные сознания (Атман).

Подобную идею, что реальность на квантовом уровне организована, скорее, как сознательная реальность (mind-like), высказал на конференции Генри Стапп (Henry Stapp), ученый, пытающийся объяснить природу сознательных процессов с позиции квантовой физики. В своем докладе «Квантовая недуальность» он попытался показать, каким образом картезианский дуализм оказал влияние на формирование детерминистских представлений классической физики о реальности, как о чём-то в своей основе материальном (matter-like). Вместе с тем, Стапп отметил, что вероятностная природа квантовых процессов, скорее, предполагает описание квантовой реальности как чего-то подобного сознательным процессам (mind-like).



(Хамеров и Стапп)

Несомненным успехом пользовались выступления индийского физика Амита Госвами (Amit Goswami) и представленный его студентами документальный фильм, рассказывающий о его идеях. Однако, как мне кажется, этот индийский физик слишком уж далеко зашел в своих выводах. Его идеи напоминали некое нью-эйджевское учение. Впрочем, возможно, именно поэтому он пользовался такой популярностью. На конференции было предостаточно народа, ориентированного именно на обсуждение проблематики недуальности в духе нью-эйджа (все-таки Калифорния J). 

image Click to view


Из серьезных выступлений я выделил бы также выступление когнитивного психолога, нейроученого Бернарда Баарса (Bernard Baars) «Высшие состояния как переключения «объект-фон» между «Я» и миром объектов». Также мне понравился доклад «Серьезное отношение к нон-дуализму: квантовая механика, йога, квалиа и необходимость эмпирических данных» философа Джонатана Шира (Jonathan Shear), известного, прежде всего, тем, что под его редакцией была выпущена знаменитая антология «Объяснение сознания - трудная проблема», посвященная обсуждению статьи Чалмерса “Facing up to the problem of consciousness”. Забавным показалось мне выступление Томаса Рея (Thomas Ray) «Дуальность, недуальность и системы рецепторов нейротрансмиттеров», в котором докладчик попытался представить опыт переживания дуальности и опыт переживания недуальности как два противоположных состояния, между которыми мы можем выделить иные промежуточные состояния, соответствующие различным видам опыта, в том числе религиозного. Каждое состояние мы можем связать с активностью определенной системы рецепторов нейротрансмиттеров. Например, активность системы серотонин-2 сопровождается наличием опыта «Я», эго. Подавление этой системы ведет к другим состояниям опыта.  Активность системы серотонин-7 связана, наоборот, с опытом недуальности.

 
(Баарс, Хамеров, Рэй)

Я также выступил на этой конференции с докладом «Дуализм и феноменология ощущений», в котором попытался показать: если мы принимаем определенные феноменологические интуиции, то мы даже в принципе не можем помыслить позицию дуализма субстанций. Тезисы моего доклада и других участников конференции можно прочитать здесь: http://www.scienceandnonduality.com/abstracts/C3.pdf

P.S. На конференции можно было встретиться и с таким «чудом». Это какой-то держатель секретного знания племени масаев.

 


Previous post Next post
Up