Пару дней назад имел удовольствие воспользоваться финской железной дорогой, путешествуя с велосипедом. Возможность покупки не только "человеческого", но и вело-билета на сайте
Vr.fi появилась лишь некоторое время назад, и воспользоваться новшеством успело не так-то много россиян. Процесс имеет некоторые особенности, рассказываю.
UPD: Начну с того, что билеты на поезда можно купить в кассах-с-кассиршей (где они есть), в билетном автомате-тикет-машине (где она есть) и на сайте. При этом вело-билет в тикет-машине купить нельзя.
UPD: В тикет-машине вело-билет тоже можно купить, но тогда мы этого не знали (см.
ниже). Говорят, до недавнего времени вело-билет нельзя было купить и на сайте, но на сегодня такая возможность обнаружена. В кассах-с-кассиршей можно, разумеется, купить любые билеты, но на многих мелких, а потому заманчивых для велосипедиста станциях нет не только касс-с-кассиршами, но и тикет-машин (напр. Simpele) или есть только тикет-машина (Parikkala).
Покупка на сайте производится не выходя из англоязычного интерфейса (на финский переключаться не нужно). Говорят, лучше пользоваться Internet Explorer'ом, поскольку другие браузеры могут упасть. Совсем короткая ссылка такая:
Shop.vr.fi/onlineshop. Например, едем с велом из Imatra в Parikkala. Картинка становится такой:
![](http://ic.pics.livejournal.com/repovesi/25384819/192246/192246_original.jpg)
Предстоит выбрать один из двух delivery methods: E-mail или Pick up from VR ticket machines. В случае выбора e-mail, на него приходит два PDF-файла: Order Confirmation и собственно Ticket. Предъявлять контролёру в вагоне следует именно Ticket - можно распечатанный дома на принтере, а можно прямо на экране ноутбука. Мы же по неопытности выбрали delivery method Pick up from VR ticket machines, поскольку находились в этот момент на станции Parikkala, где такой вот автомат-тикет-машина была, а кассы с кассиром-человеком не было. Из-за чего немедленно возникла проблема - тикет-машина оказалась сломана ;). Следует отметить, что для особо непонятливых пассажиров имеется телефонная сервис-линия, однако в отличие от аналогичной российской 8-800-7750000, финская не круглосуточная и не бесплатная: 1EUR за соединение + плата за эфирное время общения. Не укладывается в уме россиянина и тот факт, что билеты можно покупать не круглосуточно: в интервале 23:30 - 05:00 сервер продажи почему-то не производит. Отчего выбран такой большой интервал для перехода через сутки не понятно: в ОАО "РЖД" продажи закрываются лишь на 45 минут - с 03:30 до 04:15.
Итак, минут за двадцать до отправления поезда на ноутбуке включённом прямо на улице и соединённым с Internet'ом через prepaid Saunalahti мы (два велосипедиста с "конями") уплатили деньги с банковской карты одного из российских банков и получили PDF с Order Confirmation. По прибытии поезда без билета, который в сломанной тикет-машине получить было нельзя, сели в вагон. С контролёрами встретились в конце поездки: быстро объяснили им проблему (по-английски), они поняли, связались по телефону с процессинг-центром, продиктовали туда номер из Order Confirmation, подтвердили нам, что всё ОК и отстали от нас. Но в дальнейшем я уже принял решение никогда не связываться с бумажной технологией и всё оформлять только в виде PDF-файлов, демонстрируя затем их на экране.
![](http://ic.pics.livejournal.com/repovesi/25384819/192355/192355_original.jpg)
Выше описана обратная поездка - из Parikkala в Joutseno. А по дороге туда мы ехали таким же поездом InterCity из Imatra в Parikkala, но билеты покупали в кассе в Imatra у живой тётушки-кассирши. Интересно, что в середине пути поезда останавливаются в Simpele, а там нет не только кассы, но и тикет-машины, поэтому два PDFa - по-видимому единственный способ сесть там.
Поезда InterCity вчерне напоминают наши Сапсаны и Аллегро и содержат крайне мало мест для велосипедов: в каждом поезде их ровно три. Места имеют номера (333, 444 и 555), и вело-билеты (равно как и билеты для человека) - номерные. Это означает, что максимальная компания велосипедистов, которая может воспользоваться одним поездом на одном участке маршрута - только трое, причём только если вело-места ещё не выкуплены другими пассажирами.
Финские платформы разбиты по всей длине на зоны, обычно их четыре - A, B, C и D. До прибытия поезда на электронном табло рисуется какую позицию займёт состав после остановки:
![](http://ic.pics.livejournal.com/repovesi/25384819/192743/192743_original.jpg)
Здесь видно, что третий вагон расположиться в зоне C, слегка ближе к зоне B. Верить ли такой электронной карте? Включите русскую соображалку!! Конечно нет :)
По дороге туда в Imatra поезд остановился чётко как заявлено, по дороге обратно при посадке в Parikkala он проскочил вагона три, и пришлось резко "брать в педаль", чтобы долететь до нужного широкого вело-тамбура. Обманутые пассажиры-пешеходы могут не волноваться - можно сесть в любой тамбур и пройти по вагонам до своего места. А вот инвалиды-колясочники, для которых тоже приспособлен отдельный тамбур (не велосипедный, а соседний с велосипедным) вероятно, смогут и посудиться с финской ж.д. из-за небрежно поданного состава.
При движении туда и покупке билетов через кассиршу человеческие и вело-места оказались в одном вагоне, при дороге обратно из-за спешки в internet-бронировании мы согласились с первой версией, выданной сайтом, в итоге велосипеды ехали в 3ем вагоне, а мы в 7ом. Часть велорюкзаков с особо ценным грузом в этом случае приходилось снимать с "коней" и тащить по узким проходам через четыре вагона, а затем назад - не самая удобная процедура.
Вело-места же представляют из себя чудо инженерной мысли.
![](http://ic.pics.livejournal.com/repovesi/25384819/192988/192988_original.jpg)
Сразу не разберёшься как вешать коня, есть специальная пиктограммка-инструкция:
![](http://ic.pics.livejournal.com/repovesi/25384819/193141/193141_original.jpg)
Такой вот подпружиненный "кран" нужно с усилием тянуть вниз, чтобы в нижнем положении подцепить на него велоруль. Зато наверх он утащит весь велосипед, придав ему вертикальное положение:
![](http://ic.pics.livejournal.com/repovesi/25384819/193283/193283_original.jpg)
Затем заднее (нижнее) колесо следует завести за крюк-держатель и дело в шляпе. Велосипед крепится к вело-месту замком, ключ которого высвобождается опусканием монетки в 50 евроцентов. Подобная система встречается в некоторых финских супермаркетах для разблокировки тележек для покупателя и замков автоматической камеры хранения. Эти 50 центов по окончании поездки следует не забывать в поезде.
![](http://ic.pics.livejournal.com/repovesi/25384819/193658/193658_original.jpg)
Ключ к вело-месту индивидуальный, он не подойдёт к велосипеду соседа:
![](http://ic.pics.livejournal.com/repovesi/25384819/193862/193862_original.jpg)
Но и тут русская соображалка понадобиться: ключ с номером 444 подходит к замку веломеста 333, а не к какому-либо другому ;)
![](http://ic.pics.livejournal.com/repovesi/25384819/194081/194081_original.jpg)
А в общем, кататься на финских поездах одно удовольствие, хотя и не такое дешёвое. Удачных вам поездок.
UPD: в тикет-машине вело-билет покупается пошагово следующим образом:
![](http://ic.pics.livejournal.com/repovesi/25384819/194438/194438_original.jpg)
Спасибо Александру Канавину, Хельсинки за
разъяснения.