«Мышиная нора» или «Мама, я нашёл Метро!»

Sep 25, 2019 08:25

Подземные объекты бывают скучными и заурядными, бывают загадочными и интересными, иногда попадаются сырые и страшные, а иногда даже по-домашнему уютные и лишь изредка попадаются объекты, поражающие воображение, заставляющие долгие минуты стоять с разинутым ртом, не веря своим глазам, объекты, открывающие свои тайны постепенно, не сразу, те объекты, посещение коих, приносит больше вопросов, чем ответов, объекты, которые хочется посещать снова и снова.



Попал в это место я практически случайно. Увидел у знакомых несколько симпатичных фотографий, поспрашивал, поискал информацию и, заинтересовавшись, решил съездить осмотреться на месте. Ехал без всякой надежды, фактически на удачу и удача не подвела.
Описывать «гостеприимно распахнутые двери» объекта не буду, скажу только, что для моих семидесяти шести килограмм это было суровым испытанием. Потом был долгий спуск по мокрой и ржавой вертикальной лестнице на сорок этажей вниз, вдоль бесконечной стены тюбингов. Уже здесь я начал представлять себе размеры объекта, как выяснилось позже, я очень сильно недооценил этого «монстра».



Первое, что бросилось в глаза внизу ствола, это ржавая, заклиненная в направляющих кабина подъёмника. На сколько бы всё могла быть легче, если бы… Хотя не будем об этом, ведь история не знает сослагательного наклонения.



Сказать, что эти подземелья огромны - суть не сказать и доли правды. Девятнадцать огромнейших выработок на глубине ста тридцати метров под землёй, каждая из которых имеет примерно одиннадцатиметровые потолки, длину в несколько сот метров и позволяет без проблем разъехаться двум большегрузным самосвалам.



На стенах видны следы горнопроходческих комбайнов, на разной высоте в породе видны жилы кальцита, блестящего в свете фонаря как драгоценные камни. Завораживающее зрелище.



Если погасить фонари и закрыть глаза, застыв на несколько минут в неподвижности, кажется, что начинаешь на физическом уровне ощущать, окружающую тебя толщу породы. Есть в этом некая магия, что-то атавистическое, оставшееся нам от предков, находивших защиту от врагов, хищников и непогоды в глубине пещер.





Однако меня отпустило и надо двигаться дальше.
*скрип ржавых ригелей



Так что же это за локальный Кхазад-Дум областного масштаба - спросит не искушённый читатель.
Всё просто - это норка одной огромной коммунистической мышки, в которой она прятала свои зёрнышки от других мышек.
А если серьёзно - это действительно бывшее защищённое подземное зернохранилище, созданное в восьмидесятых годах прошлого века на случай глобальных катаклизмов, будь то Война, Чума, Голод или Смерть.



Зерно подвозили на поездах по поверхности и засыпали в специальные отверстия в стилобате дома, играющего так же роль маск-сооружения самого хранилища.



Далее зерно подавалось конвейерной лентой в шнековый желоб, эдакий огромный штопор или, если угодно, детская горка, по которой оно ссыпалось на глубину сто тридцать метров и снова попадало на конвейер, развозивший семена по камерам хранения.



Как я уже говорил выше, камер было девятнадцать штук, каждая из которых смело могла соперничать размерами с любой станцией метрополитена.
Все камеры хранения были оборудованы необходимой инфраструктурой - связь, системы сигнализации и оповещения, вентиляция, освещение и прочее, и прочее.





Между собой, параллельные отсеки хранилища соединялись служебными переходами, для облегчения логистики внутри складов.



В зернохранилище в три смены работали порядка семидесяти сотрудников, отвечавшие за полный цикл хранения стратегического продукта. Расстояние до поверхности преодолевалось тогда гораздо проще - в подъёмной клети и даже на обед сотрудники поднимались на поверхность.



Работу подъёмника обеспечивал огромный механизм, находившийся в отдельном помещении и тянувший трос с клетью через систему блоков.







Некоторые помещения навевают мысли о человеческих жертвоприношениях... По-моему пора выпить своё лекарство.



За систему вентиляции и пылеудаления отвечали огромные вентиляторы, по размерам близкие к турбинам самолёта. Ну а как иначе, ведь воздух надо было подавать на глубину до ста тридцати метров.





Вентиляционные каналы расходятся по всем помещениям хранилища.



Помимо этого из хранилища требовалось удалять грунтовые воды, ведь над ним находится несколько водоносных горизонтов. За это отвечала мощная водоотливная установка, работающая и обслуживаемая и по сей день.











В диспетчерских и прочих служебных помещениях находилась масса самого разнообразного оборудования, необходимого для живучести и функционирования объекта.



















Зону хранения зерна от повреждений, в случае катаклизмов на поверхности, защищали массивные гермоворота с гидроприводом, вполне соответствующие аналогичным в метрополитене.



Ну и куда же при таких объёмах без специальной техники. Были в хранилище и погрузчики и кары и шнековые зернопогрузчики. Была и ремзона для них, а так же станция подзарядки, ведь вся эта техника была аккумуляторной - дымить под землёй выхлопными газами не самая лучшая идея.















Множество технических помещений и мастерских выглядят так, будто их забросили не почти двадцать лет назад, а буквально вчера. Лежат личные вещи и инструменты, разбросаны нарды и упаковки от продуктов. Так и ждешь, что раздастся гудок и клеть начнёт опускать на смену рабочих...

Ну и куда же без курьёзов. Где же ещё можно встретить пятерых знакомых из твоего города как не в соседней области на глубине нескольких сотен метров, решивших посетить именно этот объект именно в это же время :) Хорошо хоть прятаться и бегать друг от друга не начали.

Ну что же, а теперь настало время неожиданного продолжения, которого я точно не ожидал.

Из вымышленного...
"Шёл восьмой час под землёй. Изрядно нагулявшись по тёмным штрекам, мы решили выбираться на поверхность.
Завернув в тоннель, ведущий к стволу подъёма, мы неожиданно ощутили сильнейший порыв ветра.
"-Эммм, что за хрень? Откуда сквозняк?" - подал голос Сергей.
"-А что не так?" - спросил я.
"-Мы тут восемь часов шляемся и ни разу ни ветерка, а сейчас с ног чуть не сшибло!" - мы молча переглянулись.
Поиск источника сквозняка в огромных залах весьма увлекательное занятие. И вот спустя каких-то сорок минут, в течении которых мы носились по залам как сумасшедшие, слюнявя пальца и пытаясь поймать ветерок, мы оказались в противоположном от спуска конце хранилища перед неприметной технической дверкой... Весом в три тонны... Со штурвалом по центру...
"-Тох, а помнишь план хранилища в диспетчерской?" - негромко протянул Серый.
"-Ну?" - чуть нервно ответил я.
"-Гну! Там никаких дверок не было, от слова совсем." - сказал Серёга и повернулся к герме.
В этот момент вновь задул лёгкий майский ветерок и начал нежно трепать трёхтонную дверь, заодно неся в себе тонны мелкой колючей пыли.
Когда этот райский бриз изволил закончиться, мы хорошенько откашлялись и переглянулись с Серёгой.
"-Заглянем?" - спросил он.
"-Ну раз не боишся, что тебя этой дверкой расплющит, то действуй, не смею препятствовать!" - заржал я.
Серёга заглянул в щель между дверью и бетонной стеной.
"-Ну, что там?" - нетерпеливо поинтересовался я.
Сергей обернулся ко мне, в его глазах была ядерная смесь шока и восторга.
"-Б***ь! Там метро!" - шёпотом ответил он.
"-П****ц!" - подумал я, "-Знатно у него колпак поплыл."
Конечно же, когда мы попали за дверь, выяснилось, что никакое это не метро, а двухпутная электрифицированная узкоколейка, но нашего восторга это не умаляло - всегда приятно находить что-то новое.



Решили идти вправо. На встречу нам несся довольно сильный поток воздуха, наполненного пылью и песком. На стенах попадались старые надписи, сделанные краской по трафарету, сообщавшие, что мы на пути к старым выработкам и предупреждавшие о возможных взрывных работах. Так мы поняли, что мы в руднике.



Миновав три или четыре пикета, мы увидели по правую руку провал и естественно зашли в него.



"-Ты понял что это такое?" - спросил меня друг.
"-Ага, это же вторая зернохранилка, точь в точь... Только проходы не забутованы и оборудования нет... И всё породой завалено." - ответил вполголоса я.
"-Я кажется понял где мы..." - испуганным шёпотом прошелестел Серёга, "-И дальше мы не пойдём! И, кстати, тут повсюду на полу следы обуви. Давай-ка свалим отсюда по быстрому!"
В любом случае пора было на поверхность ибо под землёй мы провели уже около десяти часов и пора было возвращаться домой."



Ну, что я хочу сказать от себя - Серёга был прав, делать им там было нечего. По сути вся та местность, где находится зернохранилище, это одна огромная шахта. Залежи гипса были обнаружены в этом районе ещё в двадцатых годах прошлого века. Добыча началась в сороковых годах, после войны. Рядом был построен огромный комбинат по переработке гипса для нужд СССР. К настоящему времени данный рудник является одним из крупнейших в Европе, суммарная длина его выработок превышает длину московского метро и составляет более пятисот километров. Площадь месторождения примерно 25 квадратных километров. Гипсоперерабатывающий комбинат принадлежит ныне одной известной европейской строительной кампании.
Если бы ребята из моей истории прошли дальше по старым выработкам, то скорее всего попали бы к действующему, не заброшенному
и это было бы печально для них, а если бы они пошли по рельсам в противоположную с торону, то попали бы на Гипсокомбинат и там им тоже вряд ли бы обрадовались. Ну или они могли заблудиться в пятисот-километровых выработках, или попасть под взрывные работы. В общем умнички мальчики, приходите к нам ещё.

Получается, что зернохранилище и соседний объект - это всего лишь вторичное использование старых горных выработок в огромной горнодобывающей зоне. Пришли дяденьки из ОбКома, выгнали шахтеров и сделали мышиную норку, да не одну :)

Ну и на прощание вот вам грустная картинка...



"-Бендер, Бендер, что же сделали с тобой эти кожаные у*****и?!"

Ну а теперь пора снова принять этого вкусного галоперидолу, ибо фантазия расшалилась... До новых встреч!



P.S. Прошу прощения за: "шевелёнку", шум, лишний текст, заваленный горизонт, вагинальный гингивит, больную фантазию (нужное подчеркнуть) - это всё от того, что: у меня кривые руки, плохой фотоаппарат, нет штатива, я торопился, мать не кормила меня грудью, я ленивая попа (нужное подчеркнуть).

дигг, подземное, хранилище

Previous post
Up