На 1 июля назначено общероссийское голосование за поправку в Конституцию России. Конституционный Суд РФ 16 марта уже признал, что эта поправка соответствуют главам 1, 2, 9 Конституции России. И теперь, если поправку одобрит большинство участников голосования, то она вступит в законную силу.
На самом деле предложено много поправок в разные статьи Конституции, начиная с 67-ой. Но главная поправка содержится в части 3.1 статьи 81: она позволяет не учитывать президентские сроки до поправки, «обнулить» их. Если поправка будет принята большинством голосующих, то Путин сможет избираться Президентом ещё на два срока.
Быть или не быть Путину Президентом? Тем, кому этот вопрос важен, важно и голосование за поправку. Мне этот вопрос не важен. Мне гораздо важнее иметь осмысленную Конституцию, которая по-настоящему защищает наши права - принадлежащие каждому из нас ценные ресурсы: жизнь, здоровье, имущество.
Нынешняя Конституция больше похожа на религиозный текст, наполненный плеоназмами, оксюморонами и другими словами, которые не держат смысл и разными людьми понимаются по-разному. И это не только российская беда, это мировая проблема. Вот, например, как звучит первая статья Всеобщей декларации прав человека - документа мирового уровня, принятого Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года:
«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Значат ли эти слова, что богатые должны делиться с бедными? А если не делятся, то вправе ли бедные равнять с собой богатых в достоинстве и правах? Декларация прямо не призывает к принудительному выравниванию, но и не запрещает этого.
От закона ждут ясности: так - можно, а так - нельзя, запрещено. Декларация вместо этого говорит о свободе, равенстве, братстве, достоинстве, совести. Такие слова провоцируют к покушению на чужое.
Я привёл в пример лишь одну статью из тридцати. А они все без исключения, по меньшей мере, спорные. При этом Декларация - один из самых популярных в мире правовых документов. Она, как и религиозные тексты, написана с таким пафосом, с такой торжественностью, с такой серьёзностью, что над её глупостями почти никто не смеётся. Разве что Хайек в книге «Право, законодательство и свобода» написал: «Концепция всеобщих прав, гарантирующая крестьянину, эскимосу и, предположительно, даже снежному человеку «оплачиваемый периодический отпуск» показывает абсурдность всей затеи. Если бы у авторов этого документа была хоть толика здравого смысла, они бы поняли, что права, декретированные ими как всеобщие…, совершенно недостижимы, а формальное провозглашение их правами является безответственной игрой с концепцией «прав», которая может привести только к утрате уважения к ней» [2006, с. 273].
Уже плеоназм «права человека» в названии Декларации вызывают недоумение. Зачем говорить «права человека», когда права бывают только у человека. Ведь не говорим же мы «наука человека», потому что другой науки, кроме человеческой, не бывает. Декларация способствует порче языка, выдавая ошибки за эталоны речи о праве и политике. На основе глупостей Декларации написаны многие конституции, включая Конституцию России, в которой плеоназм «права человека» вырастает до «прав и свобод человека и гражданина».
Если за поправку в Конституцию России проголосует большинство, то Путин сможет избираться в Президенты ещё на два срока. Если нет - то не сможет.
Но в любом случае Конституция России останется поэтичным и путаным текстом, когда государственные начальники, трактуя его глупости в свою пользу, получают огромную власть. И большие сроки власти - не самое страшное. Страшно когда преступники властвуют над правыми людьми, когда они сажают и даже убивают за правые дела, например, за торговлю, руководствуясь преступными законами.
Существует подход, на основе которого можно создать Конституцию, защищающую частное. Конституцию, при которой равенство в правах не обязательно, но права - это защищённое частное. Конституцию, при которой каждый, включая государственных начальников, кто не уважает частное, преступник. Конституцию, при которой единственным общим делом остаётся защита частного от кого бы то ни было. Я называю такой подход «терминомией» или «межевой теорией права» (МТП).
Подробнее о МТП можно почитать в моей книге:
https://www.ozon.ru/product/tsifrovaya-kniga-mezhevaya-teoriya-prava-nachala-terminomii-172496793/или на сайте Term.Wiki:
https://term.wiki/