Легкомысленные классификации

Sep 21, 2019 22:56


Решали с внучкой задачки по математике. В учебнике десятого класса чётной функцией называется такая, у которой Ф(х) = Ф(-х), а нечётной - у которой Ф(х) = - Ф(-х). Это неудачные названия, потому что побуждают ошибочно думать, что если функция не чётная, но она нечётная, а если она не нечётная, то она чётная. Но это не так. Гораздо логичнее было бы назвать чётную функцию симметричной, а нечётную - асимметричной.

Всегда ценил математику за ясные и однозначные классификации, а тут такое разочарование. Но в математике алогичные классификации редкость, а вот в общественных «науках» они закреплены в словарях, учебниках, законах, включая конституции.

Вот, например, неотчуждаемые или неотъемлемые права. Если есть неотъемлемые права, то возникает ощущение, что бывают и отъемлемые права, права, которые можно отнять. Но если права можно отнять, то права ли они? Ведь права - это то, что нельзя отнять безнаказанно. Говорить о неотъемлемых правах столь же нелепо, как о пищевой еде, транспортном автомобиле или об алкогольной водке. Плеоназмы уместны лишь в шутках или при исследовании языковых ошибок. Но обществоведы используют их торжественно и серьёзно. Просто «права» звучат для них куце. А вот неотъемлемые или неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина - признак «учёной» речи. Но такая речь путает. «Права и свободы» вызывают подозрение, что свободы - не права, а «человек и гражданин», что гражданин - не человек.

Логика подобна цепи. Если хотя бы одно звено не годно, то вся цепь не держит, всё высказывание ошибочно. Поэтому логические цепочки надо постоянно проверять и перепроверять, отвергая ложные. В общественных «науках» проверка одних ложных цепочек осуществляется другими глупостями, что плодит негодные формулы, выдаваемые за доказанные истины.

Необходимо добраться до непротиворечивых основ науки об обществе. Такие основы есть в терминомии - науке о межах, границах или, другими словами, в межевой теории права.

Меня спрашивают: а зачем терминомия, если есть экономика в духе австрийской экономической школы (АЭШ)?

АЭШ - это методологический индивидуализм, означающий бездушность коллективов. Экономика, построенная на принципах индивидуализма, даст совершенно иные рецепты в отличие от коллективистской экономики, которая толкает к социализму или социальному государству. Но поскольку у общества нет души, нет интересов, экономика в духе методологического индивидуализма может давать рецепты успеха только конкретным людям как это делал Ксенофонт в своей экономике. Претендуя на поиск успеха для всех, АЭШ непоследовательна в своём индивидуализме, она создаёт иллюзию того, что эффективность общая для всех, а не индивидуальная для каждого проблема.

Проблемы справедливого общения следует решать в рамках другой науки, нежели экономика. Я называю эту науку терминомией. Её главный вопрос «чьё?», «кто право имеет?». Кто следует межам, тот правый, справедливый человек. Кто преступает межу - преступник. Терминомия - наука о справедливости, общей для всех. В отличие от экономики - науки об эффективности, которая для каждого своя. Эффективность, если мы методологические индивидуалисты, имеет смысл только для конкретных людей, а не для коллективов, не для общества. Экономика для поиска эффективности, которая для всех своя, неадекватный инструмент для поиска справедливости, которая для всех одна.

права, экономика, наука, терминомия

Previous post Next post
Up