Sep 09, 2019 12:03
Люди ненасытные и завистливые эгоисты, которые мало кого любят. Но даже без любви они мирно сотрудничают, когда уважительно относятся к чужому: чужой жизни, чужому здоровью, чужому имуществу. Для этого они проводят межи: вот - твои возможности, а вот - мои, в которые тебе лезть запрещено. Иногда межа груба и зрима - это забор, стена, запертый сейф. Но межа - не всегда физическое препятствие, это может быть моральный запрет, диктуемый традициями. Разделённые ценные возможности превращаются в права, а сам феномен разделения, размежевания ценных ресурсов - это и есть право.
Право как межи, которые разделяют ценные возможности, превращая их в права - основа цивилизации. Но люди до сих пор пытаются усовершенствовать право разрушением межи. Особенно здесь преуспели коммунисты. Они, следуя дезориентирующей традиции, называют межи тавтологией «частная собственность» и провозглашают её уничтожение (К. Маркс, Ф. Энгельс, Манифест коммунистической партии). Но уничтожение межи - это уничтожение цивилизации. Чем интенсивнее коммунисты обобщают ценные возможности и уничтожают межи, тем в большую дикость они скатываются, о чём свидетельствуют все коммунистические эксперименты.
Не только коммунисты плохо понимают, что размежёванные ценные возможности основа цивилизации. Современные правоведы видят в правах не столько ценные возможности, сколько разрешения заботливого государства. Если бы правоведы понимали жизнь как ценную возможность, то они говорили бы «право (возможность) жить», а не «право на жизнь». А в «праве на жизнь» слышится разрешение на жизнь. И это касается не только «права на жизнь», но и других прав: на неприкосновенность, медицинское обслуживание, образование, жилище… У тебя может не быть жилища, но у тебя есть право (разрешение) на жилище без самого жилища. Когда права не ценные возможности, а всего лишь государственные разрешения иметь эти ценные возможности, то государству легко объявить равноправие. У тебя нет миллиона долларов, но у тебя есть право (в смысле разрешение) на любую сумму. В этом плане мы все равноправны: и бомжи и миллионеры. У каждого есть разрешение помечтать о том, чего нет. Но возможность помечтать не является ценной возможностью. Называя её пра
вами, правоведы всех вводят в заблуждение.
Однажды мне студентка объясняла: когда у неё нет денег, то это не означает, что у неё нет права сходить в ресторан. Право у неё есть. Возможности нет. Понимая права не как возможности, а как разрешения, она рассуждает верно. Но когда мы низводим права до государственных разрешений, мы оказываемся беззащитными перед государством, которое может наделять нас пустыми разрешениями, лишая при этом ценных возможностей.
Кто бы ни преступал межу, кто бы ни нарушал права, он должен быть наказан, даже если этот преступник, правонарушитель - государство. И тем суровее наказание, чем опаснее преступление. Законы, устанавливающие ответственность за преступления, государство должно принимать с учётом того, что если преступники - государственные люди, то это отягчающее для них обстоятельство. А вот наказывать преступников по этим законам могут и частные суды, и частные исполнители.
права,
право,
государство