Почему «свобода» - урезанный политический лозунг?

Jul 04, 2019 14:11


Свобода - популярный политический лозунг. А для либералов и либертарианцев (от лат. liberalis - свободный) - свобода превыше всего, ведь свобода у них уже в названии политического движения.

Свобода - это отсутствие запретов. Но нельзя освободить человека от всех запретов - полной свободы не бывает. Поэтому нельзя провозглашать свободу вообще, не уточняя - кого и от каких запретов ты собираешься освобождать.

Нельзя освободить человека от законов природы, которые запрещают многие желанные события. Эти запреты непреодолимы, их нельзя нарушить, даже если очень хочется. Например, нельзя вернуться в прошлое, чтобы подправить его. «То, что случилось уже, нельзя неслучившимся сделать», - сформулировал запрет на исправление прошлого философ Феогнид ещё в VI веке до н. э. О путешествиях в прошлое, которые изменяют настоящее, можно лишь фантазировать.

Кроме природных запретов есть и человеческие запреты. От них, в отличие от природных запретов, в принципе можно освободить. Но надо ли? Человеческие запреты принято называть обязанностями, за невыполнение которых наказывают. Нельзя освобождать людей от всех обязанностей. Свобода, как отсутствие обязанностей перед другими людьми, может быть на необитаемом острове, где кроме тебя никого нет. Свобода от обязанностей возможна и при общении, но с бесправными людьми. Это экзотика в современном мире - люди без прав, перед которыми нет обязанностей, как нет обязанностей перед скотиной. Свобода от обязанностей возможна и при общении с любимыми, о которых заботишься не по обязанности, а по любви.

Во всех остальных случаях обязанности при общении неизбежны. Нельзя координировать свои дела с другими, если не принимаешь на себя обязанностей. Ведь координация - это согласование дел, а согласие на дело - это добровольное обременение себя обязанностями. Если свобода - это свобода от всяких обязанностей, то утверждение Ленина, что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества [ПСС, 5-е изд., т. 12, с. 104] близко к истине. Только общение с бесправными и любимыми не обременяет тебя обязанностями, оставляет свободным. Во всех других случаях общение обременено обязанностями, запретами и, в этом смысле, несвободно.

Совсем бесправных людей трудно вообразить в современном мире, а любимых мало, наперечёт, поэтому в подавляющем большинстве случаев люди общаются в условиях несвободы от обязанностей. И в этом смысле общающиеся люди почти всегда несвободны. Они несвободны не только от законов природы, они несвободны и от человеческих запретов постольку, поскольку они несвободны от обязанностей перед другими людьми.

Все ли обязанности справедливы? Для ответа на этот вопрос нужно различать обязанности, которые ты берёшь на себя:
1) добровольно, без принуждения от
2) недобровольных, принудительных обязанностей.
Первые обязанности справедливы, не нарушают твоих прав, так как ты берёшь их на себя по доброй воле. Вторые обязанности несправедливы, если ими обременяют правых - людей, которые не нарушают прав. Но они могут быть справедливыми, если ими обременяют правонарушителей, преступников и если эти обязанности не чрезмерны.

Человек не может быть свободен от всех запретов, но он может быть свободен от принуждения. Эта свобода справедлива, когда освобождают правых, и преступна, когда освобождают преступников. Наоборот, принуждение преступников справедливо, если это принуждение адекватно преступлению.

Итак, если и провозглашать свободу, то только свободу правых от власти, от принуждения. Но эта свобода невозможна без несвободы преступников, без власти над ними, от которой открещиваются многие поборники свободы, провозглашая свободу для всех.

свобода, либерализм, либертарианство

Previous post Next post
Up