Nov 09, 2013 19:00
Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее - ступени к совершенству, ниже - порок.
Лев Николаевич Толстой
«Справедливость» - слово, которое обозначает что-то важное и притягательное, но неясное. Для прояснения я свяжу справедливость с гранями. Грани - важнейший феномен социальной жизни, который совершенно незаслуженно скользит мимо внимания интеллектуалов.
Грани разделяют ценные возможности на «мои» и «чужие». Своими каждый пользоваться вправе. Чужими - нет. Разделяя возможности, грани соединяют людей, которые их признают. Ведь они - единомышленники в уважении к граням, а среди единомышленников можно быть спокойным за своё, поскольку оно чужое для других и его не тронут. Более того, в уважении к чужому люди достигают солидарности. Солидарность, а не индивидуальный отпор - главное оружие правых людей в защите граней от преступников, от тех, кто преступает грани.
Логика появления граней
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать.
Роберт Пенн Уоренн
Люди ненасытны и эгоистичны. Это не осуждение. Это факт. Ненасытность и эгоизм необходимо приводят к столкновению, к конкуренции людей за дефицитные ресурсы. При этом мечты о том, что дефицит явление временное и будет преодолён техническим прогрессом, когда всего будет вдоволь, несбыточные мечты, потому что к дефицитным возможностям относятся и новинки, и внимание других к себе дорогому.
Проблемы дефицита конкуренты разрешают одним из трёх способов:
1) принуждением,
2) обманом,
3) разграничением.
Первая мысль конкурентов, столкнувшихся друг с другом перед дефицитной возможностью, принуждение. Конкурента следует убить, изнасиловать, побить или пригрозить ему всем этим. Наиболее прямолинейные люди выбирают принуждение, но этот путь опасен, поскольку может натолкнуться на встречное принуждение с сомнительным финалом.
Вторая мысль конкурентов, столкнувшихся перед дефицитной возможностью, обман. Нужно быстренько спрятать ценную возможность, пока конкурент расслабился, или завести его в Поле Чудес и там умыкнуть его добро, когда он пойдёт спать. Но этот путь тоже опасен местью обманутого конкурента.
Чтобы избежать принуждения и обмана, люди идут на компромисс, на разграничение ценных возможностей: пусть я получу меньше, пусть часть получит конкурент, зато мы решим проблему без принуждения и обмана. Согласовывая своё поведение, люди проводят грани или межи, делящие дефицитные возможности на «мои» и «твои». Дальнейшее добровольное изменение граней подарками или торговлей оставляет нас в рамках третьего пути - разграничения. Но нарушение граней, преступление сталкивает нас с третьего пути и возвращает к принуждению или обману.
Следование третьему пути я предлагаю назвать справедливостью, тех, кто ему следует - справедливыми или правыми людьми. Если бы все следовали этому пути, то не было бы принуждения и обмана. Но поскольку есть люди, которые надеются принуждением и обманом достичь большего, чем правыми делами, постольку нельзя вычёркивать принуждение и обман из арсенала правых дел. Нужно лишь помнить, что принуждение и обман справедливо применять лишь к преступникам.
Грани и социализм
Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что, чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.
Блез Паскаль
Коммунисты плохо относятся к граням. Они называют грани уродливой тавтологией «частная собственность» и призывают их уничтожить. Но призывая к уничтожению граней, коммунисты, по сути, толкают нас к принуждению или обману в решении проблем дефицита. Правда, принуждение и обман, которые сопровождают социалистические преобразования, заканчиваются не уничтожением граней, а их перекройкой в пользу организаторов социалистических преобразований. Наивные люди говорят, что у Сталина кроме сапог ничего не было. Но ему принадлежала вся страна.
Сторонники социального государства предлагают не уничтожать грани, а перекраивать их в целях выравнивания доходов и достижения «социальной справедливости». Перекраивать принудительно через налоги. Но принудительная перекройка граней сталкивает нас с третьего пути - разграничения - в сторону принуждения и обмана. От перекройки граней выигрывают не бедные, а организаторы перераспределения.
Для наивных людей социализм и социальное государство выглядят планами построения Рая на Земле. На самом деле это планы хорошо организованного преступления с государством во главе.
социализм,
справедливость,
грани,
конкуренция