Вадим Новиков (
v_novikov) сторонник конкуренции, как указано на его страничке в Forbes, написал очередную статью
"В защиту конкуренции..." За пару недель до этого там же была его статья
"Почему в России бессмысленно создавать комиссии по защите конкуренции"Защита и развитие конкуренции - это глупый штамп. Об этом и пост
(
Read more... )
Comments 42
Такой вопрос: если договор (или, как говорят, сговор) о ценах между продавцами большинством (почти единодушно) признаётся недопустимым, становится ли такой договор преступным?
Второй вопрос: верно ли, что категория прав/неправ всё-таки производная от категории хорошо/плохо? Ведь преступник - тот, кто нарушает грань, а грань - это то, что признаётся большинством, т.е. то, что большинство считает чем-то хорошим.
Reply
Reply
Reply
И тебе - тоже пять.
Я как-то пропустила этот перл :)
Reply
Вот только в оправдание "экономистам" могу заметить: в конечном счете прав/не прав определяется ничем иным, как хорошо/плохо, причем для того хорошо, кто имеет силу отстоять это хорошее (обычно для себя)! Т.е. грани устанавливаются по принципу оптимальности для того, кто сильнее.
Разве нет? И надо сильно постараться, "всем миром навалиться", для того, чтобы "прав" означало "хорошо" именно для большинства (чтобы было как вы пишите - "почти единодушно"). Но если так и случается, то всегда ли это действительно хорошо (т.е. правO)? Ведь, как известно, меньшинство бывает прАво, большинство почти никогда...
Нет ли здесь есть еще одного поля деятельности для ...государства (помимо ночного сторожа) - быть беспристрастным и мудрым судьей (а исполнение этой функции правые люди с радостью бы оплатили)? Или это не его дело?
Ни на чем не настаиваю, хотел бы услышать ваше мнение.
Reply
Reply
Reply
Ваши вопросы требуют обстоятельного ответа, поэтому долго не мог собраться.
Давайте обсудим становление граней, их динамику.
Представим себе небывалую, выдуманную ситуацию, когда нет граней, нет запретов. Люди, как одинокие волки, бродят по лесам. Встречаясь, они мечтают убить и сожрать другого, но не торопятся, потому что не уверены в победе. Лучше выждать момент, когда противник будет не готов, например, будет спать, и только тогда убить его и съесть. За убийство никто не будет наказывать, потому что нет запретов, все абсолютно свободны (идеал для либертариацев), в том числе в убийствах. Убитый сам виноват, потому что оказался менее расторопным, чем убийца ( ... )
Reply
Reply
Reply
А отсутствие понимания этого приводит к поддержке госвмешательства.
Reply
Неплодотворное деление человеческих дел на естественные и искусственные провоцирует государство на вмешательство в частные дела, а не защищает от такого вмешательства. Вообще любая неграмотная речь - удар по справедливости.
Reply
Я чего-то не понял: если не количество голосов, поданных "за" и/или "против" определяют, преступно ли то, или иное, то что?
Есть какая-то Высшая Справедливость, записанная, допустим, на Скрижалях и там точно указано, что преступно, а что нет?
Reply
Преступно то, что нарушает грани, а грани - единодушно поддерживаемые запреты. Эти запреты не определяются голосованием. Они прививаются с детства. Кто не преступает грани, тот правый человек, а кто преступает - преступник.
Reply
Вот с этого момента - поподробнее.
Кем прививаются? на основании чего прививаются? Откуда прививающий знает, что нужно прививать именно эти запреты, а не другие?
Или эти запреты в виде вирусов витают в воздухе и попадая в организм ребенка, вызывают у него стойкий иммунитет?
Кто решает, что вот это - запрет и его надо прививать?
Голосовать за или против конкуренции, когда никто не понимает за что он голосует - вообще странно.
Странно отвечать на не заданный вопрос, по моему мнению :-) Типа, как в анекдоте о студенте, выучившем строение блохи.
Reply
Про незаданный вопрос я не понял. Речь в статье Новикова шла о ВЦИОМ и ФОМ, которые спрашивали у респондентов, как они относятся к конкуренции. Многие относились к конкуренции плохо, и Новикова это, по-моему, удручало.
Reply
Большинство не принимает ссудный процент. Большинство считает спекуляцию неправильной. Но если эти действия и не являются полезными, то полезной (наилучшей из существующих) является система, порождающая эти явления в качестве издержек.
Reply
Reply
Я хочу сказать, что раз нет позитивной теории права, то и нельзя говорить, будто "прав/не прав" - является абсолютной шкалой человеческого поведения.
Вот как применить вашу шкалу к у гипотетическому случаю? Собираются 100 человек и образуют государство, в котором запрещено нарушать "грани". Все 100 человек считают, что убийство - это грань. Все хорошо, вопросов нет. Но существуют разногласия в вопросе прелюбодеяния: 50 считают это грехом, 50 - нет. Если кто-то совершает прелюбодеяние, он прав или нет?
Reply
Теории права трудно быть не норматитвной. Право - это грани, запреты, отличающие правое поведение от преступного. Но это не произвольные запреты законодателя, а единодушно принимаемые запреты. И даже единодушие не произвольно, а именно такое, какое позволяет существовать группе, придерживающейся этих запретов. Вообще без запретов группа не может существовать. А человек не может долго существовать вне группы.
В нормативности права нет произвола, и в этом, можно сказать, позитивность права. Произвол законодателя разрушает группы, где действуют противоправные законы.
В вашем примере, прелюбодеяние не преступление, потому что нет единодушия в его оценке. Нужно конкретнее описать поведение человека, чтобы определить преступное оно или нет. Даже некоторые виды смертоносного поведения могут быть всеми оценены как правое поведение.
Reply
Leave a comment