Sep 30, 2012 22:51
Студенты. Учатся на экономистов и финансистов. Пятый курс. Наша первая встреча.
Выясняю у них, что полное название нашего семестрового курса - «Правовые основы регулирования сделок в РФ».
Спрашиваю: «Что такое сделка?».
Студентка отвечает, что это соглашение на определённых условиях.
Говорю, что сделка - более широкое понятие, чем договор или соглашение. Для договора нужно не меньше двух сторон, а сделки бывают односторонними. Но всё равно хвалю студентку и говорю, что в Гражданском кодексе сделка определена, пожалуй, хуже. Открываю ГК и зачитываю статью 153:
«Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей».
В чём неудачность определения из ГК?
Во-первых, из-за плеоназма «действия граждан и юридических лиц». Граждане и юридические лица - всегда люди. Поэтому лучше сказать «действия людей». Ещё лучше сказать «дела людей», потому что «дела» короче «действий». А ещё лучше сказать просто «дела», потому что только о делах людей писаны законы.
Во-вторых, из-за плеоназма «гражданские права». Если гражданин - это вольный, свободный человек, не раб, то где гражданин - там и права. Тогда бесправный гражданин или негражданские права - это оксюморон, а гражданские права - плеоназм.
В-третьих, даже исправленное определение: «Сделки - дела, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей» - побуждает считать сделками то, что ими не является.
Допустим, вы пообещали сделать табуретку и даже получили за неё деньги от заказчика. У вас обязанность перед заказчиком, и чтобы прекратить её, вам нужно изготовить табуретку. Само изготовление табуретки - дело, направленное на прекращение обязанности перед заказчиком, но сделка ли это?
***
Предлагаю сделкой называть добровольное принятие на себя обязанностей сделать что-то для кого-то. Для добровольного принятия на себя обязанностей есть даже слово - обещание. Думаю, если бы мы говорили обещание вместо сделки, то мы бы лучше понимали друг друга.
Договор - это обещания сторон друг другу. Сколько сторон в договоре, столько и обещаний. Но бывают односторонние сделки, односторонние обещания, когда обещает лишь один без встречного обещания других людей. К числу односторонних сделок ГК относит завещания. Наследодатель обещает наследникам своё имущество, которое они получат после его смерти.
Однако ГК в главе 32 требует оформлять подарок в виде договора, а не в виде односторонней сделки. Это странно. Ведь обещает только даритель. Одаряемый ничего не обещает по договору дарения, иначе это будет не дарение, а обмен. Договор дарения - не единственная странность законов, по которым мы живём, и надеюсь, что мы ещё поговорим об этих странностях в других постах.
сделка,
подарок,
обещание,
студенты