Нет приемлемого ответа на этот вопрос.
Его нет даже в самом распространённом, самом растиражированном документе о правах - во Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. ВДПЧ переведена более, чем на 500 языков. В ней много эмоциональных слов в защиту свободы, равенства, достоинства, братства и против варварства, тирании, угнетения, рабства. Но в ней нет определения права - главного принципа, на основе которого должны общаться люди. Когда в мире нет понимания должного общения, уже меньше удивляешься многомиллионным убийствам в революциях и мировых войнах, где каждая воюющая сторона считает себя правой.
Казалось бы, вправе - значит, осуществляй своё право. Но нет. Тебе может быть запрещено осуществлять своё право. В статье 29 ВДПЧ запрещено осуществлять свои права и свободы, не признавая и не уважая
• прав и свобод других людей,
• справедливых требований морали,
• общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе,
• а также, противореча целям и принципам ООН.
Получается, что правоведы сначала создают неправые права, которые позволяют не признавать и не уважать права, свободы, мораль, порядок, благосостояние в демократическом обществе, цели и принципы ООН, а потом спохватываются и запрещают права, которые позволяют всё это нарушать.
Но зачем изначально называть правами преступления, почему бы сразу не создать права, осуществляя которые нельзя совершить преступление, нарушить ненарушимое.
Для этого надо определить НЕНАРУШИМОЕ, и только его и не нарушать. Надо создать концепцию непротиворечивых прав, вместо того оксюморона, при котором право есть, но его нельзя осуществлять. Оксюмороны недопустимы ни в теории, ни в законах. А тут самый главный принцип нашего общения - право - оказывается оксюмороном: вправе, но чревато преступлением.
Я предлагаю межевую теорию права. Право - это межи, которые делят ценные ресурсы, превращая их в права. Межи - не для улучшения людей. Межи - это признание того, что люди - опасные существа, должны придерживаться определённых правил, чтобы не уничтожить друг друга. И таким универсальным правилом является требование: не преступай межу, которая отделяет твои ценные ресурсы от чужих. Не покушайся на чужое!
Люди ненасытны (сколько бы ни было, хочется больше), корыстны (своя прибыль на рубль перевешивает чужие убытки на миллионы) и завистливы (их мучают чужие успехи). Они мало кого любят: только немногим они готовы делать подарки. Более того, они ханжи, которым трудно признаться в своих перечисленных выше качествах. Подробнее смотри «Десять аксиом о душе»: (
https://repin.livejournal.com/96274.html).
Люди, обладающие перечисленными выше качествами, сталкиваются между собой в попытке завладеть как можно большим количеством отчуждаемых дефицитных возможностей - имущества. Это столкновение принято называть конкуренцией. Чтобы тебя не убили и не покалечили в конкуренции, приходится идти на взаимные уступки: я не трогаю твои ценные возможности (ресурсы), ты не трогаешь мои, а вот межа, которая отделяет моё от твоего. Межа и есть то ненарушимое, что следует называть правом, а размежёванные ценные ресурсы становятся правами, которые ты можешь осуществлять, не нарушая ничьих прав.
Итак, право - это межи, которые нельзя преступать. Когда межи изменяются с согласия всех правообладателей, то право не нарушается. Оно нарушается, когда межи изменяются против согласия хотя бы одного правообладателя. Те, кто нарушают право, преступают межу становятся правонарушителями, преступниками. Адекватный отпор этим преступникам - правое дело.
Право делит людей на две группы: правых и преступников. Для господства права, когда право - межи, нужно не равенство, которое провозглашает парадное право, нужно неравенство, нужна власть правых над преступниками. А быть тебе правым или преступником ты выбираешь сам. Даже если ты преступник, это не навсегда: заплати по своим долгам, раскайся в своих преступлениях - и ты опять правый.