По мотивам спектакля
Пожары театра Et Cetera не пост, а целый роман или диссертацию можно написать... Это было мощно и злободневно, хотя - не сказать, что легкий для просмотра спектакль.
Но, как говорил Николай Заболоцкий - не позволяй душе лениться.
Если на первом действии было немного тяжко от достаточно сложного драматургического решения, то во втором все свернутые пружины развернулись, спектакль начал просто бить фонтаном смыслов, проблем, дилемм. А снайперский расстрел из автомата быстренько разбудил даже того, кто задремал на спектакле, и уж точно из зала никто не выходил равнодушным.
Вот много ли людей знают о
подробностях гражданской войны в Ливане в 70-х годах прошлого века? Я тоже раньше не задумывался, но так как в спектакле напрямую затрагиваются эти события, а автор пьесы Важди Муавад - этнический ливанец, живущий в Канаде, то пришлось углубиться в тему.
Происходило там вот что. В ходе формирования Израиля огромное количество арабов-палестинцев бежало в окружающие страны, в том числе - почти полмиллиона человек оказалось в соседнем Ливане. А так как это были не самые богатые слои населения, то, оказавшись в соседней стране, они не растворились в ней, а так и остались лагерями в приграничной полосе, при этом с оружием в руках. Фактически, создав новую "мини-Палестину" со всеми бедами - нищетой, преступностью, терроризмом... Работы у них не было, поэтому для добычи средств к существованию грабили ливанское население, а политики решили использовать эти силы для влияния на политику Ливана.
Вскоре ливанцы поняли, какой ящик Пандоры открыли, пустив своих единокровцев... Палестинцы фактически взяли под контроль часть территории страны, и пришлось с ними вести вооруженную борьбу. Население Ливана - это в основном христиане и мусульмане, между которыми тоже возникло противоборство. Сами мусульмане тоже неоднородны - есть сунниты и шииты, есть радикальные и умеренные группировки. Хотя еще есть друзы, армяне и алавиты. Наконец, были левые партии и правые. Масла в огонь подливало то, что на ситуацию в стране активно влияли Сирия и Израиль, а потом еще и Иран. В общем, достаточно быстро наступил полный бардак, какой позже мир увидел на примере ситуации в Югославии и Ливии.
Итог был плачевный - мелкие конфликты перерастали в грандиозную резню. Хороший пример прямо из спектакля: мальчишки закидали камнями чей-то дом, противники в ответ избили одного из них; в ответ убили двоих, кто избил; в ответ изнасиловали трех девушек; в ответ повесили пятерых детей; в ответ вырезали целую улицу; и вот наконец уничтожают весь город, людей сгоняют в тюрьмы и лагеря.
Ну а история героев спектакля - вообще леденит душу... Мать, умирая, оставила завещание своим взрослым детям: найти своего отца и найти старшего брата. Обоих те никогда не видели.
И дети, поначалу нехотя, но в итоге выполнят завещание, найдут... Вот только встреча будет для них полным шоком, эдаким не то что ведром, но водопадом воды... Придется опросить многих людей, восстановить такие детали недавней истории, что волосы дыбом встают...
Спектакль "Пожары" прекрасно препарирует суть межнациональных и гражданских конфликтов во всех странах мира. Авторы ставят очень тяжелый, жуткий по сути вопрос - надо ли мстить, когда твоих близких, родственников, друзей преследуют, насилуют, убивают; виновны ли в преступлениях те, кто имеет ту же веру, кровь, убеждения, что и преступники? Почему, если человек пострадал от кого-то с зеленым цветом глаз, то он не бежит мстить всем зеленоглазым; но готов мстить всем, у кого тот же цвет кожи или кто молится тем же богам, что и враг? В чем-то идея пьесы перекликается с толстовским непротивлением злу насилием; видимо, он тоже в своих раздумьях пришел к выводу, что надо как-то разрывать этот замкнутый круг, иначе можно прийти только к уничтожению всех и вся...
А решение тоже подсказывает автор. Научись читать, писать и говорить, догони современное общество, и тогда не нужно будет жить в нищете и добывать хлеб с помощью автомата... Но ох как непросто это сделать.
Мир в Ливане все-таки наступил, в 1990 году. Но, видя, что происходит в соседних Сирии, Ираке, Палестине, понимаешь, что он остается весьма хрупким. Кстати, в зловещем слове ИГИЛ буква Л - это как раз Ливан...
Конечно, успех пьесы - это заслуга не только драматурга, но и канадских постановщиков, и превосходного актерского ансамбля. По окончании постановки многие зрители вставали с моих мест перед аплодисментами - кто-то потрясенный, кто-то в шоке, кто-то в ворохе мыслей, но никто - равнодушный! Зал, кстати, был абсолютно полон, и это несмотря на то, что премьера была еще в 2007 году.
Так что - еще раз спасибо Et Cetera и
ryjik_donya за приглашение!