Великая воля

Aug 15, 2016 23:47

Не все мечты одинаковы. Некоторые традиционны, как «материнство и яблочный пирог»*. Они хороши или ничем не плохи, но не обладают энергией, необходимой для перемен. Другие же переворачивают мир. «Ничего нет сильнее своевременной идеи», - сказал Виктор Гюго 150 лет назад. Однако сила, о которой говорил Гюго, остается ускользающей и парадоксальной: нет ничего более личного, чем мечта, но мечты, изменяющие в конечном счете мир, живут самостоятельной жизнью, не имеющей ничего общего с теми, кому они принадлежали.

Устраняет это противоречие трансформация воли, начинающаяся при нашем продвижении через «игольное ушко», находящееся в самой нижней точке петли. Семена этого преображения закладываются, когда мы приобретаем способность смотреть на мир более четко, без предубеждений и сомнений. Когда пытаемся осознать свою роль в реальности, которая нам не по нутру, но, скорее всего, неизменна, мы формируем в себе новое отношение к жизни. С этой минуты мы больше не жертвы обстоятельств. А продолжая двигаться далее - от восприятия того, что нас окружает, к пробуждению, - открываем новые возможности, что неминуемо приводит к вопросу: «Так что же мы хотим создать?» Однако значение «мы» в данной фразе следует толковать расширительно. Образы будущего, возникающие при подлинном пробуждении, происходят из «самоосознающего поля», являются мгновенным результатом обнаружения в себе той силы, которая помогает очертить наше участие в реальности и ответственность за наступающее будущее. Когда мы начинаем движение вверх от самой нижней точки петли, этот масштабный замысел становится для нас досягаемым.

О трансформации воли в результате пробуждения есть от личное высказывание у Бернарда Шоу:
Вот подлинная радость жизни - отдать себя цели, грандиозность которой ты сознаешь; израсходовать все силы прежде, чем тебя выбросят на свалку; стать одной из движущих сил природы, а не трусливым и эгоистичным клубком болезней и неудач, обиженным на мир за то, что он мало радел о твоем счастье.



Кристаллизация замысла

Наиболее удачные идеи возникают на основе кристаллизации масштабных замыслов, когда мы концентрируем на этом всю ту энергию и ту целеустремленность, которые рождаются в результате пробуждения. Мы используем термин «кристаллизация замысла», так как это похоже на то, как кристалл преломляет свет. Кристаллизация замысла предполагает, что человек открывается более высоким идеям и мысленно, доверившись интуиции, строит конкретные образы и планы, определяющие его дальнейшие действия. Во время интервью с нашими собеседниками мы наблюдали такую способность у разных людей и обнаружили, что именно у менеджеров-новаторов и предпринимателей, стремящихся к прогрессу, этот опыт проявляется наиболее ярко. Несмотря на то что многие из них испытывают интуитивное удовольствие от своего продвижения вниз по петле, их внимание все же наибольшим образом сфокусировано на движении вверх, на привнесении нового в существующую реальность.
Ник Ханауэр основал полдюжины весьма успешных фирм и в течение многих лет входил в состав совета директоров компании Amazon.com. Джозеф и Отто беседовали с ним в тот период, когда он вместе с небольшой группой коллег работал над радикальной реформой системы образования штата Вашингтон.
На вопрос о роли замысла в его предпринимательской деятельности Ханауэр ответил так: «Несомненно, очень важно всей душой быть преданным начатому делу. Одно из любимых мною изречений принадлежит Маргарет Мид: „Всегда помните, что небольшая группа людей, всей душой преданных своему делу, может изменить мир. Действительно, только таким это и удавалось". И я абсолютно в этом убежден. Всего пять человек способны совершить все что угодно. Один в поле не воин, но если к нему присоединятся еще четверо или пятеро, то возникает сила, с которой приходится считаться. Внезапно у тебя появляется импульс сделать реальным почти все, к чему ты внутренне готов или о чем руки чешутся. Я думаю, в этом заключена суть предпринимательства - создать приемлемый для всех замысел и обрести силу для его воплощения».
«Вам становится абсолютно ясно, чем вы хотите заниматься в жизни. Почему вы хотите делать то, что делаете? Как это отражает ваши идеалы? Как соотносится именно с вашим предназначением в жизни? Какую общественную задачу вы хотите выполнять? Проанализируйте противоречия и постарайтесь устранить их. Это может занять и неделю, и десятки лет. Таков процесс совершенствования: размышляя над своим
замыслом снова и снова, вы в каком-то смысле оглашаете его. Когда вы таким образом передали идею, вам фактически уже больше нечего делать: сигнал послан, и процесс выполнения замысла запущен. От вас требуется только чуткое отношение к происходящему, терпение и открытость всем возможностям».
Когда мы начинаем действовать с позиции глобальной идеи, стандартная модель рационального принятия решений уступает место другому процессу - мы просто делаем то, что очевидно и должно быть сделано. Элеонор Рош считает действие спонтанным результатом целого.
Майкл Рей иллюстрирует это соображение историей об основателе и генеральном директоре компании Windham Hill Music. Уилл Акерман был студентом, и ему предстояло учиться еще год, когда он подошел к своему профессору, заодно прихолившемуся ему отцом, и заявил: «Я так больше не могу. Я бросаю учебу». «Неплохая идея, - ответил папа. - Думаю, и мне пора это сделать».
Действительно, после того, как сын покинул стены учебного заведения, Акерман-старший тоже ушел с работы. Уилл занял у двадцати приятелей по пять долларов и основал свою компанию. Когда Windham Hill добилась устойчивого успеха, Акерман учредил еще несколько фирм и построил для своего отца небольшой загородный дом в Нью-Хэмпшире. Как рассказывает Рей, однажды вечером отец и сын сидели в креслах-качалках на террасе и обсуждали различные деловые проекты Уилла, и вдруг тот произносит: «Не знаю, отец. Есть у меня строительный бизнес, есть эта музыкальная забава. Что дальше?»  Отец ответил: «Знаешь ли, я в жизни никогда не принимал никаких решений». Первой мыслью Акермана-сына было: «Ну, вот... Помог называется». Но потом он понял: если знаешь, что для тебя правильно, а что нет, не нужно принимать никаких решений. Тогда видишь: решение уже есть, и делаешь необходимое для его осуществления.

Начинается с малоrо

Природа подлинного замысла великолепно раскрывается в истории, рассказанной Дебашишем Чаттерджи, автором известных работ о лидерстве, сотрудником Индийского института управления и Гарвардской школы государственного управления имени Джона Кеннеди. Чаттерджи однажды спросил Мать Терезу, что подвигло ее на великие дела. «Она сначала удивленно посмотрела на меня, как будто силилась понять, о чем я говорю. Затем довольно просто ответила: „Мы не можем совершать великие дела. Мы способны только к очень малому, но делаем это с великой любовью"».
Замысел - это не высокие слова или призывы к действию, а инструмент практического свойства. В самом прямом смысле слова это означает просто образ того, что мы хотим создать. Превосходство одной цели над другой зависит не от эмоций, а от ее источника я нашей способности постоянно поддерживать связь с этим источником. Замыслы, обладающие реальной силой, отражают глубокую целенаправленность происходящих в данный момент действий. Подобно тому, как насадка на конце шланга усиливает струю воды, так и ясная цель фокусирует волю и энергию, возникающие в результате пробуждения.

Осуществление замысла

Когда мы работаем над воплощением какого-то большого замысла, нас переполняет сознание того, ради чего мы живем. Алан Веббер описывает свою работу над «Fast Company» следующим образом: «Журнал - это вовсе не интервью и награды. Это встречи с замечательными людьми, которые потрясающе делают свое дело, и публикация их историй на страницах журнала для того, чтобы другие могли больше знать обо всем этом. Когда замечаю, что меня начинают волновать какие-то мелочи или ненужные мысли, например, являюсь и я успешным человеком или неудачником, я знаю, что это говорит вражий голос. Дружественный голос напоминает мне о диалоге, начатом много лет назад: то, чтодействительно имеет значение и подлинно важно, начинается с большой буквы - Работа. Само представление о ней коренится в фантастической смеси причин, благодаря которым мы и пустились в этот путь».
Работа ради воплощения замысла, основанного на какой-то высокой цели, естественным образом переключает внимание руководителя с производственных результатов на поощрение совершенствования сотрудников, от которых зависят результаты. Старший сотрудник компании Intel Дэвид Марсинг* однажды пережил сердечный приступ, едва не ставший для него роковым. Свою способность вести людей за собой он относит к чувству целесообразности, которое появилось у него вследствие этого сердечного приступа: «Там, в приемном отделении
скорой помощи, я пережил клиническую смерть. К счастью, меня вернули к жизни. Лежа уже на каталке в реанимации, я отлично понимал, почему попал сюда: причиной сердечного приступа стал мой образ жизни. Я всегда знал, что рабочая
обстановка в компании Intel была исключительно тяжелой и стрессовой, но почему-то считал, что меня это не коснется. У меня всегда было атлетическое здоровье. И я проработал там много лет. Был напорист. Но был также и слеп. Не замечал, как обстановка, которая сложилась благодаря моим усилиям, влияет на здоровье людей, в том числе и мое. Лежа в реанимации, я увидел все это довольно ясно. Теперь я точно знал, что восхождение вверх по служебной лестнице Intel на самом деле не представляло для меня особой важности.
В больнице и в последующие месяцы я открыл для себя, что моим настоящим предназначением в жизни является помощь людям: я знал, что их возможности гораздо выше, чем они себе представляют, и мне хотелось, чтобы они поняли это. Я сознательно вернулся в привычную напряженную обстановку, но с совершенно другими намерениями и иным потенциалом - сосредоточенным на своем опыте созерцания и духовного возрождения. Мне было необходимо создать такую среду, которая помогла бы людям раскрыть в себе настоящие большие задатки. Я также хотел защитить их от типичных, характерных в стрессовой ситуации реакций организма, наносящих огромный вред здоровью, а это я испытал лично на себе».

Когда Марсинг вернулся на работу, он во многом стал действовать иначе и ввел для сотрудников практику спокойного размышления и обдумывания текущего момента на еженедельных совещаниях. «Сначала люди не могли понять, серьезно я говорю или нет. Многие сомневались, что эта практика окажется жизнеспособной. Но с течением времени они стали находить, что даже временное сдерживание бешеного темпа, более внимательное отношение к климату в рабочем коллективе и открытость могут быть весьма полезными». В результате деятельность Марсинга - введение новой практики отношений и нового подхода к методам руководства - привела компанию к огромному успеху. Марсинга назначили на должность главного управляющего Fab И - крупнейшего в мире завода по производству полупроводников, когда он еще только строился и вводился в эксплуатацию. Fab 11 в рекордные сроки прошел путь от экспериментального до полномасштабного производства, позволив компании Intel окупить капиталовложения в размере 2,5 миллиарда долларов не за несколько лет, как предполагалось, а всего за пять коротких месяцев.

Цитаты из книги
Сенге Питер - «Преображение. Потенциал человека и горизонты будущего»

Менеджмент, Цитатник

Previous post Next post
Up