Наш путь лежал в Балви, небольшой город в 225 км от Риги и в 25,5 км от границы с Россией. В качестве заглавной картинки выбрала старинные фото для передачи связи времен, что были путешествия и в ту пору, когда не было асфальта. Привожу для начала краткий исторический экскурс, кому не интересно, листайте дальше, смотрите фото.
Балви находится на главном историческом пути между Ригой и Псковом, отчего пережил нашествия участников практически всех войн эпох средневековья и возрождения, здесь отметились литовцы и поляки, шведы, немцы и русские. До вторжения крестоносцев окрестности Балви входили в область Атзеле земли Пурнава, где жили латгальские племена. Впервые Балви (Болвен) упоминается в 1224 г. как часть Рижского епископства, созданного немецкими крестоносцами на завоеванных ими после 1204 г. прибалтийских землях. Место по обеим сторонам речки Болупите, соединяющей озера Балву и Перкону посчитали непригодным для возведения замка и он был построен восточнее, на озерном острове в Виляке. В те годы на лесной и заболоченной местности Болвена жили буквально пара десятков человек. В 1501 г. магистр Ливонского ордена Вальтер фон Плеттенберг в письме в Любек указывает, что русские напали и разорили имущество архиепископа в Пурнаве (Purnow), так же как принадлежащий Ордену Лудзенский приход и Алуксне. В 1551 г. рижский архиепископ Вильгельм Бранденбургский передал в лен земли около Болвена своему вассалу рыцарю Майснеру.
После Ливонской войны округ Балви подчинился Польско-Литовскому государству (Речи Посполитой) как Вилякское староство в период между 1562-1772 гг., отчего местное латгальское население не знало лютеранской Реформации и сохранило католицизм. В конце XVIII в., согласно переписи, в Балви находился придорожный трактир и шесть дворов. В 1772 г. после первого раздела Речи Посполитой Болвен присоединен к Российской империи и переходит в собственность короны. В 1802 г. поселение Боловск вошло в состав Люцинского уезда Витебской губернии. Об истории поместья будет чуть ниже. В середине XIX в. здесь придумали интересную стратегию по привлечению людей - стали устраивать четыре ярмарки в год. Около половины населения города в конце XIX - нач. XX в. составляли евреи. В декабре 1917 г. Люцинский уезд вошёл в состав Советской Латвии (Республики Исколата). В феврале 1918 г. занят германскими войсками, в 1919 г. - войсками Латвийской Республики. В 1919 г. село Балви получило статус поселка. В 1925 году поселок вошел в состав новообразованного Яунлатгальского (c 1938 - Абренского) уезда. В 1928 г. стал городом. 2 июля 1941 г. город занят войсками Вермахта. Перед контрнаступлением советских войск 30 июля 1944 г. немцы полностью сжигают город. После войны город заново отстроен. В 1949 г. стал центром новообразованного Балвского района. Сегодня Балви и весь район стали одним из самых экологических районов страны. Здесь не только нет промышленных предприятий, но даже химические удобрения используют крайне мало.
Информация скомпонована из нескольких десятков источников, многое пришлось переводить с латышского языка на русский и на данный момент столь полного единого рассказа о городе в интернете нет ни на русском, ни на латышском языках. Вот карта нашего маршрута 12 сентября 2021 г. Если исключить подход к лютеранской и католической церквям, то все остальное неспешным шагом можно обойти за час. Номера объектов на карте соответствуют номерам фотографий в данном фоторепортаже.
1. В Балви находится одна-единственная гостиница "Балви", в которой имеется 21 номер, на 41 гостя. Номера от одноместных до четырехместных. Бесплатный беспроводной интернет. Есть возможность организации банкета на 60 персон. Выбор ночлега в Балви был продиктован двумя обстоятельствами - в других городах по маршруту все приличные места были раскуплены, а, кроме того, хотелось увидеть некоторые арт-объекты города в вечерней подсветке. И прямо за порогом гостиницы начинается то, что прозвали Латвийским Стоунхенджем. Впрочем, на это уже намекают витрины кафе "В медвежьих лапах" в этом же здании.
2. Самым популярным местом в Балви был и остается Медвежий Сад (Lāča dārzs), который за обилие причудливо сложенных валунов прозвали Латвийским Стоунхенджем. С первой половины XIX в. напротив центрального входа в господский дом Балвского имения был заложен фруктовый сад. Границы сада обозначили земляным валом, а в центре выкопали пруд с небольшим островком и беседкой на нем. Остров Уединения позже стали называть островком Любви. В саду был построен домик садовника и не сохранившийся до наших дней яблочный дом для хранения фруктов. Позднее владельцем сада стал полковник Карлис Лацис, по фамилии которого и стали называть этот место - сад Лациса, Лача. Фамилия на русский переводится как "медведь". Есть местная байка, что название парка идет от дрессированных медведей, которых держали хозяева усадьбы Балви.
В начале 1990-х гг. на месте бывшего сада решили разбить парк отдыха. Для того, чтобы облагородить это место, городские власти, несмотря на протесты горожан, приняли решение вырубить около двухсот старых деревьев. Для оформления парка и придания ему индивидуальности были приглашены скульпторы, которые установили в саду Лача своеобразную коллекцию камней. Гигантские валуны для парка собирали по полям всего района и составили в 23 огромные композиции. Причем скульпторы Г.Булс, В.Раудсепс и В. Рубулис изобразили не медведей, а посредством камня постарались передать философию развития Времени и Силы.
2а. Всего в саду около 50 валунов (в разных источниках их число варьируется от 43 до 49) и многие из них имеют свою историю. Так, к примеру, валун, использованный для гигантского Кресла уединения, раньше находился около здания балвской мелиорационной конторы и уже тогда его называли креслом. Со временем в парке разбили красивые клумбы и оборудовали хорошую детскую игровую площадку. В результате обновленный сад Лача стал достойным конкурентом старинному парку Балвского имения с его близостью к озеру и открытой летней эстрадой.
Но отсутствие в Медвежьем саду медведей не давало покоя местным жителям, и в 2007 г. Эрик Канавиньш - владелец мастерской старинных ремесел, расположенной в бывшем домике садовника, подарил саду целую медвежью семью в виде четырех деревянных скульптур. Балвское общество ремесленников реализовало проект "Легенды возвращения медведя в сад Лача" с привлечением долевого финансирования ЕС. Но сейчас этих медведей там нет, причем даже местные жители не знают, куда они девались. Зато появились контуры медведей из металла. Один медведь возле центральной группы камней, и парочка на перилах у моста через пруд. В 2015 году в Дни города в саду можно было увидеть и других животных - проходила необычная демонстрация домашних животных, которых, к сожалению, в деревнях становится все меньше. Организаторы приглашали сельчан прийти со своим домашним скотом - с козами, овцами, коровами, лошадьми, индюками и прочей живностью.
3. Балвский краеведческий музей на ул. Brīvības 46. Мы сначала подошли к нему со стороны Медвежьего сада. Музей был основан 1 января 1989 г. и несмотря на то, что для размещения экспозиций были найдены подходящие помещения в Стекинтаве (Steķintava), в бывшей спасательной станции на берегу озера Перкону, все мечтали о том, чтобы он находился в одном из сохранившихся зданий Балвского имения - большом сарае-клети в стиле ампир. В 2004 г. появилась возможность это сделать, и в 2010 г. после полной реконструкции музей переселился на новое место. В фойе музея есть стенд с фотографиями, запечатлевшими этапы реконструкции. Музейный фонд насчитывает 25 000 экспонатов, которые отображают историю, культуру, местные ценности. В 2014 г., в год открытия новой экспозиции, музей был награжден Призом года "Золотая пыль `2014" Латвийского общества музеев. Затем ее официально признали одной из лучших экспозиций в Европе.
3а. Внутри можно увидеть старинные своды, 200-летние деревянные двери, мебель, изготовленную местными мастерами. Согласно концепции, пять экспозиций музея отражают характерные для северной Латгалии темы, включая этнографию, традиционную музыку, фольклор, обычаи, псалмы, Майские пения, орудия труда и др. местные ценности. Элементы интерьера музея (аутентичные предметы, экспонаты) в экспозиции комбинированы с современными художественными средствам выражения и технологиями - видеопроекциями, инновационным графическим дизайном и сенсорным экраном. Разработкой мультимедийной экспозиции занималась рижская фирма "Dd studio", с целью создать современный музей, в котором по максимуму использованы мультимедийные технологии, чтобы новая экспозиция была бы интересна людям разных поколений и интересов. Фото взяты из рекламы музея.
Посетители могут, например, посмотреть две интерактивные экспозиции "Нематериальное наследие северной Латгалии" и "Вклад северной Латгалии в независимость Латвии", экспозицию, посвященную Валдису Матису, бригадному генералу сухопутных сил, ректору восстановленной Латвийской Национальной академии обороны, Латвийскому военному атташе в США, Канаде и России. Фотографии, документы, праздничные и повседневные мундиры, награды и другие уникальные материалы подарила музею его супруга Ириса Эльвира Матиса.
4. Балвская усадьба напротив музея на ул. Бривибас, 47. Ансамбль имения начал создаваться в 1760 г., когда жена Вилякского бургомистра Констанция Хильзен создала у Балвского озера фольварк (так в Речи Посполитой называлось помещичье хозяйство). Почему-то в одном источнике говорится, что в 1765 г. польский дворянин, староста Мариенгаузенского тракта Констанций Хильзен(?) возводит в поселении деревянный костел и имение. Господский дом имения построен во второй половине XVIII в., в 1760 г., по др. сведениям в 1769 г., а через сто лет его перестроили в стиле ампир (иногда причисляют к неоклассицизму).
Когда после раздела Польши в 1772 г. Латгалию присоединили к Российской Империи, поместье Балви попало в состав земель короны. Императрица Екатерина II пожаловала имение своему советнику Ивану Перфильевичу Елагину. После его смерти в 1794 г. вся его недвижимость перешла по наследству к дочери Александре, в замужестве Бутурлиной. Ее муж в 1806 г. продал имение семье Горожанских, владевшим Боловском до 1876 г., когда он стал владением прибалтийского немецкого рода Транзе-Розенек.
Поместье еще несколько раз меняло хозяев: им владели Тработты, в 1904 г. имение Боловск от помещика перешло во владение крестьянского поземельного банка. С этого года при содействии банка сюда стало переселяться в качестве хуторян много русских из Псковской губернии, так что приход стал латышско-русским. Последней владелицей имения с 1911 по 1920 гг. была княгиня Анна Владимировна Щербатова. Стоимость имения Боловск составила 370 000 рублей, причем 52 000 Щербатова сразу выплатила банку, а остальную сумму она должна была выплатить постепенно в течение нескольких лет. У княгини была возможность купить имение в любом месте Европы, но ей хотелось "только в России", как позднее написал в воспоминаниях ее сын Алексей.
Господский дом имения дважды горел: в 1920 и 1944 гг. С 1930 г. в нем располагалась гимназия, в советское время здание приспособили для нужд школы. Послепожарные перестройки лишили усадебный дом портика с колоннами и круговой лестницы заднего фасада.
4а. В здании нынче располагается одна из лучших школ Латвии согласно рейтингу Фонда Дружественного призыва (Draudzīgais aicinājums). В 2010/2011 учебном году Балвская гимназия занимала 7-е место, в 2014-м почетное 2-е место следом за Сигулдской Государственной гимназией. В зале имения также одна из лучших акустик в Латвии и потому здесь ежегодно проводится Балвский фестиваль камерной музыки.
Как всякое уважающее имение, Балвское без легенд тоже не обходится, тут и призрак Белой Дамы, и мистическая Тайная Комната, за нахождение которой якобы обещан приз в миллион раньше латов, нынче евро самой Организацией Объединенных Наций (инфляция, однако!). Только учтите, что здание много раз перестраивали, а потом оно еще и горело в нескольких войнах, так что какие там тайные комнаты, сказки это для туристов.
5. Вековой дуб (Quercus robur) на ул. Бривибас, 48 рядом с детским садом, видел еще времена имения и якобы помнит появление обитающей в имении Белой Дамы. На табличке было написано, что в 2014 г. его окружность составляла 1,30 м, а высота 5,35 м. Или это ошибка и имелся в виду диаметр, или дуб значительно разросся за минувшие 7 лет. Но визуально похоже, что он сейчас около 4 м в окружности.
6. Дуб с предыдущих фотографий стоит между детским садом "Sienāzītis" ("Кузнечик", "Кузнечишка") и Балвским детским и юношеским центром BBJC "Dinamīts". В городе, кстати, есть еще один детский сад - "Pīlādzītis” ("Рябинушка").
7. Эстрада и клумбы. Парк имения создан в конце 19 в. и является излюбленным местом отдыха горожан.
8. Эта скульптурная композиция в бывшем парке имения, со стороны ул Партизану, арт-объект городской среды "Воздух" ("Gaiss"), является результатом сотрудничества сразу пяти латгальских самоуправлений, их проект "Loba daba" - подарок людям к 100-летию Латвии, для ощущения единения с природой. Автор - архитектор Дидзис Яунземс. В Виляке на берегу озера вы уже видели композицию под названием "Вода". В Балви в рамках этого проекта установлена композиция в виде символического дерева, где множество металлических трубок, соединенных воедино, издают мелодичный звон при малейшем движении воздуха, чуть ветерок - и звенят они колокольчиками.
8a. Объект "Воздух" состоит из 324 ветровых труб и 48 ветровых колоколов, на которых изображены гербы латгальских самоуправлений. Явлается самым большим ансамблем ветровых колоколов в мире, есть более крупные и длинные подобные объекты, но в таком количестве колоколов нет. Был открыт 5 августа 2017 г.
9. Памятник солдатам Латгальского партизанского полка на перекрестке улиц Brīvības и Partizānu. Балви считается единственным городом Латвии, где имеется улица с понятным без перевода названием - Partizānu. Даже в советские времена улица не меняла своего названия, и каждый мог сам для себя решать, о каких именно партизанах идет речь. В 1919 г. большевики пытались вернуть Латвию в состав России и повели наступление на Ригу, но у них в тылу развернулись партизанские отряды, выступавшие за независимость страны.
Уже 5 июля 1919 г. в Балви для этого был сформирован Латгальский партизанский полк. Памятник установлен примерно 200 бойцам, павшим в борьбе в 1919-1920 гг. Идея памятника возникла в 1927 г., под него быо выделен участок в городском парке. Были собраны пожертвования и в 1933 г. заложили основание памятника. Образ "Сторожащего партизана" создал в бронзе скульптор Карлис Янсонс. Памятник высотой 4 м и весом 3 тонны был отлит в Финляндии. Постамент высотой 5 м был сложен из полевых камней, взятых в тех местах, где полк воевал.
Первый раз памятник открыли 14 августа 1938 г., во времена Первой Республики, в присутствии генерала Яниса Балодиса, освящение провел армейский пастор П. Апкалнс с ассистентами Гриваном и Кнапсом. При советской Латвии 5 апреля 1941 г. памятник был снесен, однако скульптуру партизана схоронили в погребе здания Балвской милиции. Во время немецкой оккупации в 1943 г. памятник под руководством К. Янсонса восстановили, однако в 1944 г. советские солдаты вновь снесли памятник. Бронзовая фигура, предполагается, была расплавлена. Он был восстановлен 11 ноября 1993 г., скульпторами стали И. Фолкманис и Андрей Янсонс (сын К.Янсонса). 15 декабря 2020 г. начаты восстановительные работы. Фигура партизана, которого в народе называют балвским Станиславом, была снята и пока что (в сентябре 2021 г.) еще не возвращена на место. Пишут, что винтовка в руках памятника - русская трехлинейка Мосина, и шинель на нем российского образца.
10. Храм Успения Пресвятой Богородицы на ул. Brīvības 49 и 51. В 1834 г. из села Мариенгаузен (ныне г. Виляка) в Боловск была перенесена старая православная церковь со всей утварью. Здесь для нее было приспособлено одно из строений, находившихся при доме помещика П.С. Горожанского, и поэтому храм скорее походил на обыкновенный дом; колокольня была устроена тут же на двух столбах. Первым настоятелем церкви в Боловске был Матвей Лавровский. Пели в церкви дворовые люди. В 1842 г. Боловская церковь из домашней помещичьей была преобразована в приходскую, и при ней положен причт с содержанием из казны. Число прихожан в это время увеличилось до 450 человек. В 1863-1867 гг., при настоятеле прихода Алексее Попове из католичества в православие присоединились более 900 человек. В 1865 г. в Балви на 3250 рублей казенных средств была начата постройка новой церкви, завершенное в 1871 г. В 1882 г. причт был наделен 36 гектарами земли, а в 1886-1894 гг. для причта возведены постройки. К 1894 г. число прихожан было 1191 человек. Одна из дочерей владельцев имения князей Щербатовых - Ольга - родилась в августе 1913 г. и была крещена в Балвской православной церкви. В 1985 г. здание этой церкви сгорело. Странно, что архитектор Клещнина и инженер-конструктор Арнис Асис не захотели восстанавливать красивый исторический облик церкви, как на старинном фото ниже, а предпочли нечто, напоминающее сборную деревянную игрушку, никак не вписывающуюся в контекст местной архитектуры, даже и православной.
10а. После пожара 1985 г. службы проводились в бывшем причтовом доме (фото внизу), переоборудованном под храм. В декабре 2005 г. Митрополит Рижский и всея Латвии Александр Кудряшов благословил строительство новой церкви в г. Балви. При содействии посла РФ Александра Вешнякова была получена финансовая помощь, посредством которой удалось возвести перекрытие нижнего храма. До ноября 2010 г., благодаря пожертвованиям, были выполнены работы по строительству нижнего храма, помещения воскресной школы и притвора церкви. 3 мая 2012 г. делегация Псковской области во главе с губернатором Андреем Турчаком передала главе Латвийской Православной Церкви сертификат о дарении г. Балви деревянной церкви, а 25 октября пятью фурами из России сруб новой церкви был доставлен на место строительства. Сруб изготавливался из отборного леса в деревне Захарово Великолукского района Псковской области. В России плотники подготовили материалы для строительства внешних стен. В августе 2013 г. были установлены купола церкви. 5 мая 2015 г. состоялось освящение и водружение крестов на куполах церкви. Храм - двухэтажный, с двумя престолами. Внизу небольшой крестильный храм и помещение воскресной школы. Наверху верхний деревянный храм, рассчитанный на 200 мест. В ночь на 19 августа 2017 г. церковь была обворована.
11. Объект городской среды "Города-побратимы" возле городского сквера со стороны ул. Бривибас. Открыт в мае 2013 г., представляет собой столб со стрелками, направленными в стороны городов-побратимов Балви, с указанием расстояния до них на двух языках - латышском и языке города. Я в коллаж еще включила некоторые интересные детали городской среды. Понравилось обилие сов - и у аптеки и книжного магазина. Почти Хогвартс :-)
12. Пожалуй самой интересной достопримечательностью города стал фонтан "Plaukstošā ūdensroze" в городском сквере недалеко от православной церкви. Как только его название не пишут в интернете! И "Водяная лилия" и "Кувшинка" и еще как-то. На туристическом сайте города он именуется “Pасцветающая водная лилия”. Он особенно красив ночью, когда этот стальной цветок расцветает и расцвечивается разными красками. Я специально приурочила приезд в город к тому времени, когда включается подсветка фонтана и потом на следующий день пошла взглянуть на него при свете дня. Пишут, что фонтан появился в тот год, когда Латвия официально вступила в ЕС, значит, в 2004-м. Но меня гложут сомнения, что именно вместе с фонтаном была проведена реконструция всей улицы и в порядок приведен близлежащий сквер на деньги, выделенные Евросоюзом, т.к. известно, что деньги были выделены в 2012-м. Автор идеи фонтана художник Иварс Вецанс. Технологическое решение для реализации идеи и проект фонтана разработан компанией “Akvedukts”, для изготовления фонтана использовалось профессиональное оборудование для фонтанов немецкого завода “OASE”. Фирма "Valdis" оборудовала насосную, построила сам бассейн и смонтировала систему труб. Гидротехнические работы выполнила фирма "Balteco Venta", электротехнические работы выполнил создатель фонтана в Алуксне и энтузиаст своего дела Алвитс Гривниекс. Рядом с фонтаном площадка с особой акустикой, которую гиды любят показывать туристам. Достаточно хлопнуть в ладоши, чтобы обнаружить эффект многократного усиления звука.
13. Дом культуры, ул. Бривибас 61. Здание построено в сталинские времена, несколько раз реставрировалось. На площади перед ним каждую вторую субботу месяца устраивались базарчики т.н. деревенских благ. Традиционное место для главной городской ёлки. Вокруг здания установлены городские часы с электронным табло, цветочные композиции и несколько белых мостиков, идеальных для фотографирования тех же свадеб.
13а. О памятнике, которого уже нет на площади перед Домом культуры. В 1960-е гг. в республике был проведен конкурс на лучший проект памятника Ленину в Балви. В жюри заседали члены Госстроя Латвийской ССР, союза художников, союза архитекторов и министерства культуры. Рассматривалось 18 предложений. Победил совместный проект скульптора Юриса Мауриньша и архитектора Ивара Бумбиериса, который и был реализован. Памятник был установлен 7 ноября 1973 г. и в свое время включен в список охраняемых исторических памятников. Композиция памятника была своеобразной - Ильич изображен в позе оратора, трибуна также служила постаментом. Памятник высотой 7 м был высечен в карельском граните. После демонтажа 25 августа 1991 г. был перевезен в Стекинтаву где в бывшей спасательной станции на берегу озера Перкону уже 2,5 года работал исторический и художественный музей Балви. После переселения музея на ул. Бривибас памятник так остался во дворе станции, которая ныне в частной собственности.
14. Памятник жертвам коммунистического геноцида Абренского округа на углу улиц Берзпилс и Бривибас. Памятник открыли в центре Балви 23 августа 2006 г. По замыслу скульптора Матиаса Янсона камень в форме контура Латвии символизирует расколотую болью землю. Второе символическое сечение символизирует отколотое от Латвии Абрене и шесть волостей. Табличка на памятнике гласит "Единственная святость на земле - жизнь". Памятник посвящен высланным жителям Абрене, которые были депортированы во время больших депортаций или же были арестованы, уничтожены, пострадали в другие советские времена. На карте ниже я показываю, где находится Балви, а где Абрене, которое нынче называется Пыталово и расположено на территории России.
В качестве курьеза - где-то в районе памятника в одном из общественных зданий Балви в 2018 г. была обнаружена змея - вызов поступил с улицы Бривибас. Спасатели изловили пресмыкающееся и выпустили на волю.
15. Католическая церковь св. Троицы на ул. Baznīcas iela 3. В 1769 г. Констанция Хильзен построила для местных католиков деревянную церковь напротив нынешней каменной, на кладбищенском пригорке. Первоначально в ней служили священники из соседних приходов. С 1780 г. здесь появился постоянный священник Мартин Шимановский. Время постройки в разных источниках отличается. Упоминается 1780 г., 1782 г., 1797 и даже 1804 г. Храм считается одним из шедевров религиозной архитектуры Латгалии 18 в. Он построен из камня на пожертвования местных прихожан, наибольшую долю внес Иван Перфильевич Елагин (1725-1794), видный государственный деятель времен Екатерины II. Храм закончили строить уже после его кончины, в 1797 г. О Елагине и его деятельности в России и Латвии есть интересная статья тут:
https://gorod.lv/novosti/297772-po-elaginskim-sledam Русские мастера, нанятые Елагиным, активно взялись за работу. Строительство церкви шло такими темпами, что местный священник Шимановский, уехавший на время в Рим, вернувшись домой, увидел, что центральный купол католического храма строители возвели по православным канонам, с куполом над средней частью церкви. Его решено было не ломать, а пристроить к ней две характерные католические башни. В правой башне священник предусмотрел нишу для своего погребения и в 1809 г. его там похоронили. История может быть апокрифом, но оригинальная конструкция, смешивающая религиозные стили, является фактом. Священник Б. Скринда с 1914 по 1923 г. построил перед церковью красные кирпичные ворота, перестроил хохзяйственные постройки и возвел новую плебанию.
Большие реставрационные работы произошли в 2002-2005 гг. В 2004 г. внутренняя часть купола была расписана фреской "Божий глаз". Автор росписи - местная художница Анна Мурашова. Божий глаз, вписанный в треугольник, смотрит с небес, в какой бы точке зала человек не находился. Говорят, что раньше на месте росписи был витраж. В храме находится созданная в 18 в. деревянная скульптура св. Иоанна Непомука и два круцификса. Памятник культуры государственного значения. Возле католической церкви также есть памятный камень репрессированным.
16. Парк с красивыми клумбами и местом для скейтбординга. Необычное новшество для провинциального городка.
17. Пишут, что Балви - единственное место в Латвии, где находятся сразу два памятника партизанам. Но это не так - в Виляке тоже два памятника партизанам разных режимов. В Балви памятник советским партизанам (1941-1945) из песчаника был открыт в городском сквере 11 июня 1961 г. Авторы - архитектор А. Холцманис и скульптор Л. Кристовскис. В другом источнике почему-то дата 1979 г. Со временем буквы на памятнике стали нечитаемы, часть из них осыпалась, и в 2004 г. в городе начались дискуссии по поводу того, насколько хорошо этот памятник выглядит в восстановленном сквере. Городская дума в том году распорядилась обновить основание памятника, а осенью 2006 г. работники фирмы "SAN-TEX" отчистили памятник от мха. Также были восстановлены все каменные плиты и надписи. Средства для изготовления букв предоставило Российское посольство.
18. В Балви есть художественная школа. Это чувствуется по отношению к городскому убранству, муралам (настенным росписям), арт-объектам. И нигде нет стихийных граффити!
19. Лютеранская церковь на ул. Bērzpils 17, памятник культуры государственного значения. Первый камень в основание был заложен еще в 1914 г. Церковь была построена в неоготическом стиле на 500 мест в 1915 г. из полевых камней и кирпича на пожертвования местных жителей. Кроме денег, каждый домохозяин выделил определенное количество камней для строительства. Работами руководил тогдашний пастор Карлис Ирбе. Церковный колокол весом 530 кг изготовлен в Германии.
В саду лютеранской церкви есть памятный камень, где высечены имена четырех шведских друзей города, которые 28 сентября 1994 г. погибли на пароме "Эстония" в Финском заливе. Они были членами Векельсонгского прихода в Швеции, дружественного Балвскому приходу и в ту ночь возвращались домой после гостевания в Балви. Такая же табличка была уставлена в шведской церкви.
20. Разные городские мелочи, от указателей до флагштоков.
21. Несколько видов городских улиц. К слову, летом 2012 года был начата реализация проекта Европейского регионального фонда развития "Реконструкция улиц города Балви для обеспечения достижения стратегически важных объектов", в рамках которого к июню 2013 г. прошла реконструкция улицы Райня, в участке от улицы Бривибас до улицы Партизану, и улица Пилсоню, в участке от улицы Бривибас до улицы Райня. Проект "Реконструкция улицы Бривибас от административной границы города до улицы Парка" для отрезка длиной 2,236 км был разработан к ноябрю 2012 г. В августе 2013 г. началась реализация этого проекта, было отфрезеровано асфальтобетонное покрытие на перекрестке улиц Бривибас и Берзпилс. При реконструкции асфальтобетонного покрытия использовалась литая горячая битумная эмульсия и был насыпан гранитный щебень. Затем предусматривалось реконструировать проезжую часть ул. Бривибас, построить велодорожку и тротуары, построить дождевую канализацию, установить уличное освещение, а также построить водопровод, канализацию, реконструировать инфраструктуру связи, установить дорожные знаки, нанести разметки и благоустроить территорию.
На верхнем фото в коллаже автостанция, совмещенная с торговым центром. В торговом центре даже эскалатор есть.
22. Отдельные городские сооружения, встретившиеся по пути. В городе есть даже казино (видно вдали на фото в среднем ряду слева).
Другие места, которые не довелось осмотреть:
- Воинский мемориал с братскими могилами 1979 г. перекресток ул. Берзпилс и Райня.
- Памятный камень жертвам коммунистического режима возле железнодорожной станции Балви в Кубули. Открыт 14 июня 1995 г. Автор - Петерис Кравалис. 11 ноября 2014 г. добавили новую табличку, сообщающую, что со станции Балви в 1949 г. были вывезены 634 человека, из Абренского округа депортированы 446 человек, а из Вилякского округа в 1949 г. - 1696 человек.
- Центр сакральной культуры на ул. Базницас 7. Центр открыт и освящен с 2008 г. Здесь организуются лекции на религиозные темы.
- Современный стадион с новыми трибунами на 800 мест.
Во время сбора информации для данной фотопрогулки попалась смешная заметка в местной хронике:
"Неизвестные в простынях прыгают на машины и пугают пешеходов - в Балви разбушевался призрак, сообщают жители этого города Латгалии.
На самом деле за простыней скрываются молодые люди, которые в таком своеобразном виде разминаются перед Хэллоуином. Чтобы поймать нарушителей, муниципальные полицейские Балви дежурят на городских улицах даже после работы. Местные рассказывают, что горожан пугают на окраине города, на улице Бривибас. Судя по всему, под белой тканью скрываются разные молодые люди. Они встречаются в баре, потом один наряжается в костюм призрака, а остальные смотрят, как он бродит по улице и пугает жителей. Затем все разбегаются по переулкам".
Полезная ссылка: Balvu reģiona kultūrvēstures datu bāze
http://balvurcb.lv/kb/index.php?View=files