По причине отсутствия большинства читателей в минувшие дни, вторую часть нашего путешествия в начале апреля выкладываю только сейчас. В первой части был
рассказ об 11 церквях и трех замках, сегодня будет еще о 16 церквях и прочих интересных местах по дороге, включая и замки.
2. Второй и третий день путешествия отмечены на карте синей и зеленой линиями.
Немного напомню об историко-культурной ситуации на территории нынешней Латвии, которая привела к созданию тех памятников архитектуры, что мы посетили.
В XVI в. сперва дворянство, а затем и крестьянство перешли в лютеранскую веру и только в исторической области Латгалии еще 2 века (до 1777 г.) бывшей провинцией католической Польши, да в отдельных местах Курземе и Земгале крестьяне оставались в лоне католической церкви. Строительство христианских каменных храмов на территории Латвии началось в XII в., но большинство церквей в провинции и в XVI в. представляли собой деревянные постройки с соломенной или иной характерной для данной местности кровлей. Это были одноярусные строения простой планировки, к которым пристраивались такие помещения, как ризница, хоры и др. Колокольни обычно располагали поодаль от здания. Полы были глинобитными или выложенными каменными плитами или кирпичами.
3. Кирпичные полы сохранились и в более поздних церквях, как, например, в Арлаве:
4. В отличие от католичества, лютеранство пропагандировало скромность церкви. Только в Курляндии, где XVII в. знаменуется своеобразным экономическим расцветом (образование мануфактур, кораблестроение, активная внешняя торговля и даже попытки колониальной политики), как старые, так и строящиеся лютеранские храмы приобрели пышные барочные интерьеры - уникальный случай в истории искусства.
5. Кстати, представление о курляндских лютеранских церквях можно получить и в Риге, посетив Этнографический музей, куда в 1935 г. была перевезена из бывшей Рендской волости Кулдигского уезда построенная в 1704-05 гг. лютеранская церковь. Она первоначально находилась на берегу озера Усма, где ныне стоит новая церковь. Служила филиалом лютеранской церкви Рендского прихода. Здание состоит из шести взаимосвязанных частей - помещения для молящихся, в алтарной части - сакристии (ризницы), двух ризниц для свадебных гостей и участников крестин (у входа в церковь), сеней и крыльца, конструкция которого позволяла использовать его как звонницу. Интерьер церкви, резьба по дереву и расписной потолок - образцы народного искусства 18 в. Музицирующие ангелы потолка церкви в Усме - один из немногих образцов т.н. примитивной живописи XVIII в. К сожалению, многие деревянные церкви подобного типа до нашего времени не дожили...
ВТОРОЙ ДЕНЬ ЭКСПЕДИЦИИ, 4 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА
Но переходим к рассказу о путешествии. Начался второй день с того, что под снегопадом и дождем мы отправились в сторону озера Усма, где когда-то стояла деревянная церковь, что на фото выше. Свое название озеро получило из ливского языка и в переводе означает "туман".
6. Усма
Озеро Усма - одно из крупнейших в Латвии, на его берегах расположен заповедник Морицсала, являющийся вторым старейшим (1912 г.) в Европе. В Латвии имеется 4 национальных парка, 21 природный парк, один биосферный заповедник, а также 4 природных заповедника, один из которых - Морицсала, площадью 818 га. На озере среди прочих островов имеется остров Морицсала. Морицсала раньше назывался Рыбным островом, пока в 1727 г. Мориц, прапрадед писательницы Жорж Санд, претендент на трон Курляндского герцога, он же внебрачный сын курфюста Саксонии Августа, со своим отрядом не попытался скрываться в этих краях от русских войск. Это интересная история, подробнее можно посмотреть
тут. Вверху на фото фрагмент панорамы Морицсалы, а ниже - новая церковь в Усме, практически напротив острова:
7. Подобная архитектура за пределами Латвии не нова, можно вспомнить Норвегию или постройки в Татрах. Но в Латвии не часто встречается. Церковь была построена с 1997 по 2007 г. и является интересной с архитектонической точки зрения лежневой постройкой.
8. Ультрасовременный образец интерьера, выполненного из дерева и других природных материалов:
9. Ландзе
Далее пришлось ехать через Вентспилс в окрестности Пилтене. Ландзе - древнее место, населенное в старину народом куршей, в хрониках впервые упомянуто в 13 в. как часть Пилтенского или Курляндского епископства. Расположено в живописном месте на самом берегу Венты. Особо надо выделить рощу старых лип (семь крупных деревьев со свилями, обхват ствола самой толстой липы - 6,4 м). Отдельно отмечу странное расположение туалетной будки - через сердечко виден главный фасад церкви.
10. Нынешняя церковь в Ландзе построена в 1701 г. В ней служил священником Иоганн Август Теодор Кальмейер (1809-1859), который здесь же и похоронен, на старинном кладбище к юго-востоку от церкви. Кальмейер в 1828-1832 гг. изучал теологию в Дерпте и Санкт-Петербурге. В 1837 г. вернулся в родное селение Ландзе, занимался также историческими и филологическими изысканиями. Опубликовал статью "О латышской народной песне", в 1853 г. участвовал в подготовке издания "Ливонской рифмованной хроники". Подготовил обзор "Евангельские церкви и священники в Курляндии", опубликованный уже после его смерти. В Ландзесском поместье провел детство балтийский немецкий поэт и переводчик Карл Хугенбергер (1784-1860 гг.).
11. Знаменитый резчик из Вентспилса, о котором было рассказано в предыдущей части, Николай Сефренс, в основном ваял деревянные скульптуры, а подмастерья делали орнамент. В церкви в Ландзе можно увидеть работы Сефренса - выполненные в стиле барокко алтарь, кафедру и место дьячка. Изначальная окраска не сохранилась. С правой стороны видна эпитафия M. Хенкена 1733 г. После церкви в Ландзе Сефренс начал работы в Вентспилском замке, которые закончил его приемный сын Иоганн Мертен. Орган с шестью регистрами изготовлен в Лиепае в 1852 г. мастерами K. Битнером и В. Бауэром:
12. Пилтене
Старинный городок в северной части Курземе, около старого русла реки Вента в 22 км от Вентспилса. Известен тем, что с конца 13 в. и до 16 в. был центром Курземского епископства. Недалеко от развалин замка расположилась церковь, для перестройки которой предположительно брали камень из развалин. Первое здание церкви построено в 1557 г. Во время Северной войны начало разрушаться, в 1708 г. приход решил построить новый храм. В 1710 г. началась Великая чума, и строительство остановилось, а в 1717 г. после эпидемии в 34 поместьях Пилтене в живых остались всего 257 крестьян. Тем не менее, в 1719 г. на месте старой церкви завершилось строительство нынешнего каменного здания.
13. Гордость Пилтенской церкви - позолоченные деревянные алтарь и кафедра, орган, деревянные образы апостолов 12 в., скамьи на 222 места, отдельные ложи с резцовыми петельными дверьми, резные элементы 16 в. Церковное убранство сохранилось от предыдущей церкви и было изготовлено в разное время, например, кафедра, выполненная в стиле барокко, относится к 1719 г., а алтарь (рококо) к третьей четверти 18 в. На месте деревянного образа Христа, стоявшего в старой церкви, в новом храме появилась алтарная картина - копия работы Яна Розенталя (19 в.). Вдоль кафедры были размещены 12 апостолов.
14. Стиль рококо в декоративной деревянной резьбе церковных интерьеров распространился в середине и второй половине XVIII в. Алтарные скульптуры из церкви в Пилтене (1770 гг.?) связывают с именем мастера Иозефа Славичека или кругом его мастерской. Аллегорические фигуры добродетелей выразительны, особенно их лица с большими, широко поставленными глазами и тонкими высокими дугами бровей. Автором проспекта церковного органа с девятью регистрами (1722) предположительно был известный лиепайский мастер по дереву Иоахим Крейцфельд (именуемый в некоторых источниках как Крейцберг).
15. Априки
Курляндские церкви, располагавшиеся в маленьких местечках, славились редчайшим «голубым барокко» - когда не только резной декор интерьера голубой с позолотой, но и в росписях потолка голубой соседствует с золотым. Вдали от городской суеты в Айзпутском крае находится небольшая Априкская церковь, которую за ее великолепный интерьер называют курземской жемчужиной. Снаружи ее изящный облик не сильно отличается от других церквей, но внутренний интерьер поражает своей красотой, признан одним из ярчайших примеров стиля барокко и рококо в Прибалтике. В его создании принимали участие местные художники, плотники и резчики по дереву. К ранним предметам убранства относятся созданные в 1710 г. хоры с органом. Хоры держатся на двух синих колоннах, украшены фигурами Христа и апостолов, в нишах располагаются 14 вырезанных из дерева фигур апостолов и святых высотой 1,2 м:
16. Ложа для господ богато украшена резьбой по дереву, покрашена в синий, белый и золотой цвет. Особенной является созданная в стиле рококо кафедра, она украшена вырезанными по дереву цветами и листьями аканта, на поднятых руках ее держит ангел. По обе стороны распятия в центре алтаря находится обвитые цветами четыре коринфские колонны, между которыми расположены скульптуры св.Марии и св.Магдалины. Роскошь интерьера подчеркивают потолки - изображения аллегорических фигур добродетелей, находящихся в облаках.
17. Зиемупе
Небольшой поселок на берегу моря, неподалеку от Лиепаи, с населением менее двухсот человек. С 2006 г. здесь латвийская резиденция...
деда Мороза, куда ему пишут письма местные жители.
Но мы приехали посмотреть на необычную церковь. Среди других церквей Курземе местная выделяется скромными размерами, всего 25х11 м, и архитектурной простотой. Построена без колокольни, т.к. в свое время было запрещено строить высотные ориентиры на берегу моря, вводящие в заблуждение мореходов. Изначально церковь была построена из дерева, каменная появилась в 1748 г. Колокол над входом напоминает старые традиции деревянных церквей Курземе:
18. Алтарь создан в 1684 г. и является одним из самых ранних образцов декоративной скульптуры, что заметно в его архаической композиции. Когда-то в церкви находился орган, но был сброшен вниз солдатами части советской армии, расквартированной неподалеку. В интернете пишут, что ныне в церкви находится музыкальный инструмент, произведенный самой знаменитой в Латвии фирмой по изготовлению органов лиепайчанина Юриса Бокумса, который по сей день служит Зиемупской общине. Но мы увидели только пустой шкаф на хорах.
19. Вецпилс
Когда мы были в августе 2014 г. на городище Вецпилс, где находился первый средневековый замок Дурбе, памятный столб стоял на месте, а ныне валяется спиленным у подножия холма. О замке подробнее
тут, а теперь поговорим о церкви.
Церковь св. Лаврентия в Вецпилсе - единственная католическая среди данной подборки лютеранских храмов. Принадлежит Лиепайскому римско-католическому приходу св. Язепа. На башне снаружи кованые железные буквы с годом основания церкви "А 1700" и с каждой стороны башни т.о. выполненные буквы. Слева от года основания буквы "O, E, R, G, M" (Otto Ernst Rappe General Major), справа "A, E, R, G, K" (Anna Elizabete Rappe geboren (урожд.) Korf). Здесь место упокоения семьи основателя церкви Отто Эрнста фон Раппе. Сын и наследник Отто Эрнста, носящий то же имя, перешел в католическую веру и в 1726 г. пожаловал две церкви - в Илмае (1626 г.) и Вецпилсе католическому приходу. Был полковым ротмистром и квартирмейстером польской армии. После его смерти рыцари Курляндского ордена начали борьбу за возвращение обоих храмов в лоно лютеранской церкви. В 1782 г. это удалось с Илмайской церковью, но в Вецпилсе осталась католическая.
20. Немного разбавлю суровую серость фото того дня. Так церковь выглядела в августе 2014 г. Во дворе церкви, в южной стороне у колокольни находится серый каменный крест на постаменте - установленный в годы Первой Республики памятник похороненному здесь священнику Дауге. Вместо остроконечного шпиля у церкви бароккальный кивер:
21. В интерьере церкви находятся уникальные художественные работы в стиле барокко - деревянные изделия Стельмужской школы мастеров (алтарь, кафедра, основание крестильной чаши, отделка органа). Это интересный момент - церковь в самом сердце Курляндии отказывалась от услуг местных резчиков, приглашая мастеров совсем с другого конца Латвии, зато католиков. В Стельмуже в 17-18 вв. сложилась неофициальная школа латвийских церковных резчиков, оформлявших интерьеры окрестных костелов. Сейчас Стельмуже на территории Литвы, под Зарасаем. В Вецпилской церкви три алтаря. В большом алтаре образ св. Лаврентия и над ним вырезанный в дереве рельеф - молитва Христа в Гефсиманском саду. Боковой алтарь с евангелической стороны посвящен св. Анатолию, с лекционной стороны алтарь Богоматери. Потолки из неструганых досок и на полу - квадратная плитка из обожженной глины. Хоругви вывешены по случаю Пасхи, обычно их здесь нет:
22. На этом программа второго дня была завершена и возвращаясь к месту нашего ночлега, проехали поле, где кормилась огромная стая лебедей (крупнее показывала ранее):
ТРЕТИЙ ДЕНЬ ЭКСПЕДИЦИИ, 5 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА
23. Яунлутрини
Близ поселка расположена Лутриньская лютеранская церковь. Трудно поверить, что между солнечным весенним фото (сверху) и суровым зимним (ниже) прошло всего два дня. Но к семи утра воскресенья выпавший ночью снег изменил ландшафт. Первая Лутриньская церковь была деревянной, построена в 1630 г., в 1665 г. разрушилась. В 1691 г. построили новую церковь с башней, однако в 1708 г. в нее ударила молния. Люди восприняли это как предупреждение о грядущем суде за их грехи. Через пару лет на край обрушилась чума. Восстановленная церковь также грозилась развалиться и была взорвана. Новую построили в 1774 г., но и она разрушилась. Нынешняя, пятая по счету церковь была построена в 1827 г. и это заметно по ее архитектуре в традициях классицизма. Перестраивалась в 1868, 1873, 1927 и 1936 гг.
24. В церкви установлена памятная плита в честь павших в Освободительной и I мировой войнах сынов местного прихода. Также при входе находится надгробная плита 1710 г. Алтарь установлен в 1837 г. и по облику более схож с видземскими, чем с курземскими, алтарная картина создавалась в 1852 и 1887 гг.
25. Ване
Чтобы попасть в Кандаву, было решено ехать через селение Ване. Церковь здесь построена с 1654 до 1663 г., восстановлена в 1789 г. Известна уникальными для местной истории искусства живописными настенными росписями 17 в. в стиле барокко, которые долгое время были скрыты от людей, поскольку в церкви несколько раз делался ремонт. Росписи хорошо сохранились и заметны на достаточно большой площади. Но церковь, к сожалению, была закрыта. О празднике напоминало это яйцо:
26. В здании поместья Ване (19 в.) ныне размещена школа. Во времена баронов наряду с Айзпуте тут было одно из крупнейших имений в округе. В 16 в. здесь последние дни жизни провел Соломон Хеннинг (1528-1589), летописец ливонских хроник, секретарь и доверенное лицо курляндского герцога Готарда Кетлера. Во время революции 1905 г. здание было подожжено, и восстановлено лишь для основания школы в 1936-1940 г. Вокруг сохранилось немало старых построек.
27. Кандава
Въезжаем в город Кандава, привлекательный своим историческим центром. Здесь есть разноуровневые улочки со старинной брусчаткой, на которых здания имеют разное количество этажей с каждой стороны. Пожарное депо (на фото) построено после больших пожаров, бушевавших в Кандаве в 1872 г. Вплоть до 1920-х гг. депо служило также центром общественной жизни. Затем здание было перестроено в связи с приобретением пожарных машин. Большая часть места на фото с панорамой ниже, ранее была заболоченной и непригодной для застройки. После 2011 г. здесь создана площадка для отдыха.
28. В городе много интересного, например, старейший каменный мост в Латвии, переживший основательный ремонт в 1997 г. До 1873 г. через Абаву действовала паромная переправа, а для пешеходов были устроены мостки. Мост из булыжников через реку был построен по инициативе Карла фон Фиркса. Длина моста с четырьмя арками составляет 66 м. Строительство происходило на суше. Затем для Абавы прорыли новое русло, а старое засыпали.
Строительство нынешней церкви на ул. Базницас 5, закончено в 1736 г. Возле церкви находится кладбище с часовней и сложенным из камней забором. Здесь похоронены родители и сестры выдающегося латышского языковеда Карла Миленбаха и другие известные жители города.
29. Внимание посетителей привлекает старинная резьба по дереву (от 17 в.), алтарная картина (сер. 19 в.), орган (1864), две люстры (сер. 19 в.) и работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Как уже говорилось, приемный сын Сефренса Иоганн Мертен продолжил традицию вентспилской школы резьбы по дереву. Именно он создал в Кандавской церкви кафедру и исповедальню. Орган можно посмотреть
тут.
30. Пару слов о древней истории города. На месте этого холма на перекрестке ул. Абавас и Пузургравас был замок куршей, один из центров земли Ванема, впервые упомянутый в договоре от 1231 г., когда курши дали обещание принять крещение. Был в Кандаве и замок рыцарей Ливонского ордена. Подробнее об укреплениях в Кандаве на моем
сайте. Ныне от замка остались небольшие развалины и Пороховая башня, названная так потому, что при герцоге Екабе тут хранился порох. Макет замка работы Зигмунда Пинькиса у подножия замкового холма был установлен в 2010 г.
31. Пуре
В десятке с небольшим километров от Кандавы местечко Пуре. Господский дом имения Пуре построен в первой половине 18 в. в стиле классицизм. Этот типичный курляндский господский дом затем был перестроен, добавлены боковые флигеля, а позднее веранда. Отсюда открывается красивый вид на р. Абаву.
Церковь в Пуре построена в 1805 г., нынешний вид получила после перестройки в 1858 г. В это время также создан алтарь, кафедра и др. убранство. На фасаде сохранились только две башенки, средняя была снесена. В церквях в Пуре и Земите в 1967 г. снимались кадры фильма "Когда дождь и ветер стучат в окно" ("Kad lietus un vēji sitas logā").
32. То, что церковь построена столетием позже других, заметно по ее убранству. Алтарь и исповедальная скамья выполнены уже не в стиле барокко, а в неоготическом, получившем распространение в Латвии во 2-й половине 19 в. В окнах также неоготические витражи, но часть из них была восстановлена позднее.
33. Обратила на себя внимание более изящная конструкция отопительного котла по сравнению с другими церквями, где интерьер уродуют примитивные цилиндрические баки.
34. Старые баронские надгробные памятники были перенесены во двор церкви. В церкви видна памятная плита барона Ренне:
35. Нурмуйжа
Церковь в Нурме или Нурмуйже (1594 г.) благодаря основателю церкви Георгу фон Фирксу и его потомкам считается самой выдающейся во всей северной Курземе. Представляет собой своеобразный вариант трехнефного зального протестантского храма, прямоугольного в плане. Перестроена в 1673-1687 гг. От первоначальной постройки сохранились лишь массивные, лишенные декора наружные стены, тектонически не связанные с внутренними опорами. Аскетичный наружный вид здания отличается своеобразием пропорций (высота крыши в два раза превышает высоту стен) и динамизмом силуэта западной башни, увенчанной стройным пирамидальным шпилем. В 1870-е гг. к башне был пристроен неоготический портал, и к северной стене хора - сакристия (ризница); в 1899 г. шпиль возобновлен после пожара.
36. Полукруглое апсидальное окончание относительно большого хора и формы сводов (расчлененные люнетами, цилиндрические в среднем нефе и в хоре, крестовые - в боковых) характерны для архитектуры барокко Латвии. Мелкий шаг простых столбов, разделяющих нефы, и небольшая высота сводчатых перекрытий, декорированных скромными тягами, придают внутреннему пространству некоторую интимность. В 1674-87 гг. церковь приобрела роскошное убранство, резное по дереву и дополненное росписями. В интерьере выделяются маньеристическая надгробная плита донатора церкви Г. Фиркса с реалистическим портретным изображением фигур покойного и его супруги (ок. 1600 г.); каменные эпитафии XVII в.; богато украшенные орнаментами и скульптурой барочные резные ретабло и кафедра и живописные филенки ограждения органного хора (1680-е гг.). Орган можно послушать
тут.
37. В подземелье церкви - родовые гробницы семейства Фирксов, при входе гербовая плита и во дворе - перенесенный сюда в 1994 г. надгробный памятник фон Фиркса из родовой часовни в Лиелвирбе.
38. Игене
Церковь в Игене одно из немногих деревянных культовых сооружений, которое, будучи возведенным в 1757 г., до сих пор действует. Была построена на средства владельца усадьбы Игене Александра фон Бринкена. Церковь четырежды (в 1995, 1999, 2005 и 2006 гг.) участвовала в днях Европейского культурного наследия.
39. В церкви запрещено проводить электричество на случай возгорания. И не спрашивайте меня на тему пожароопасности свечей! В интерьере интересные старинные росписи. В 1930-е гг. они были закрашены в черной с золотом гамме, позднее усилиями реставраторов были расчищены.
40. Орган можно послушать
тут. Вообще фотографий церковных органов и их деталей набирается на отдельный пост.
41. Валдемарпилс
Город впервые упоминается в 1582 г. как Сасмаккен (нем. Saßmacken). Тогда Сасмака представляла собой деревню из 10 домов и с населением около 100 человек. К 1834 г. население достигает 600 человек, и Сасмака получает статус местечка в составе Курляндской губернии, а в 1917 г. статус города. В 1926 г. в честь столетия со дня рождения общественного деятеля и публициста, лидера движения младолатышей и национального возрождения Кришьяна Валдемара город, в котором он некоторое время работал, был переименован в Валдемарпилс.
42. Каменная церковь в Валдемарпилсе построена в 1646 г. и является старейшим строением в городе. На церковных колоколах даты 1653 и 1676 гг. Церковь неоднократно перестраивалась. В 1996 г. приход отметил 350-летний юбилей. Добавила сюда наши солнечные фото 2011 г.
43. В 1809 г. перестроены хоры с органом. Орган
тут. Алтарная картина неизвестного автора. Под церковью устроены гробницы, которые большей частью были разорены в 30-е годы 20 в. В церкви есть памятная плита К. Валдемара, установленная в 1934 г. (видна на фото справа):
44. Арлава
Церковь в Арлаве считают гордостью Северной Курземе, является одной из самых больших сельских церквей. Первые письменные свидетельства о ней относятся к 1383 г. Деревянная церковь была построена во второй половине 17 в., в 1728 г. вместе с пасторатом еще находилась в хорошем состоянии, а в 1777 г. обрушилась, о чем сообщается в протоколе визитации. Строительство новой церкви в Арлаве завершилось в 1793 г. Нынешний неоготический облик церковь получила после перестройки 1862-1863 гг.
45. Культурно-историческими памятниками признаны кафедра, орган и алтарь 19 в. Отличительной особенностью церковного интерьера является кессонированный цилиндрический свод. Орган смотрите
тут. Здесь был крещен сам Кришьянис Валдемарс.
46. Возле церкви устроена инсталляция из скрученной ветром жестяной крыши. От урагана в январе 2005 г. пострадало более 30 лютеранских церквей в Латвии, когда были сорваны часть покрытия башен и крыш, разбиты окна и произведены другие разрушения. Сильнее прочих пострадали церкви в Дурбе и Арлаве, о чем и призвана напомнить эта "абстрактная скульптура", созданная природной стихией:
47. Сати
Церковь построена в 1778 г. Снаружи кажется маленькой деревенской церквушкой, это единственная церковь в Тукумском районе, у которой сохранилась пара входных ворот. Особую ценность церкви придает монограмма курляндского герцога Петра Бирона над входом. В церкви снималось кино, в частности, кадры кинофильма известного режиссера латышского кино Яниса Стрейча "Наследство Рудольфа" ("Rūdolfa mantojums"):
48. Проспект органа в конце 19 в. построил Янис Бетиньш. Орган слушайте
тут. Цифра 236 - это сколько лет церкви. Ежегодно обновляется. Под хорами устроен детский уголок. Но на что я обратила внимание - в лютеранской церкви установлен такой же ангел, как возле католической церкви св. Альберта в Риге, только там он служит
памятником нерожденным детям.
49. Аннениеки
Деревянная церковь здесь была построена в 1711 г. на месте, где после эпидемии чумы были захоронены жители ближайших окрестностей. Нынешняя, уже каменная церковь на 300 сидячих мест построена в середине 18 в. Действует как Яунпилсская вспомогательная церковь. В 20 в. проходили восстановительные работы под руководством П. Кундзиньша. 28 сентября 1990 г. восстановлен и освящен церковный шпиль с позолоченным петухом, а старый нашел покой внутри церкви. Как говорят лютеранские пасторы, петух должен напоминать пастве о словах Христа. В Евангелии от Матфея (26:34): "Иисус сказал ему (Петру): истинно, истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня". Церковные петушки были также флюгерами и делились на два типа - рельефные и плоские. Рельефные петушки глядят против ветра. К хвосту петушок утолщается. Хвост самая широкая и тяжелая часть петуха.
50. В 2000 г. выпускники отделения художественной обработки дерева Рижской Ремесленной средней школы восстановили интерьер церкви. Даже есть табличка с их именами. Об этой
школе я уже рассказывала. Богослужение с освящением церкви проходило в Летний праздник, 10 июня, с участием архиепископа Яниса Ванагса. Очень приятный цветовой колорит в интерьере:
51. Рига
Вот и закончилось наше трехдневное путешествие. По дороге домой заехали в "Лидо", что в торговом центре "Спица", посмотреть в первый раз, как оно там выглядит, и перекусить, ибо сил на готовку уже не осталось.
Хочу еще сделать отдельный пост, где можно будет посмотреть разные детали крупным планом, скульптуры, скамьи и пр., ибо в рамках этого репортажа для них уже нет места...