Идея этой поездки зрела уже давно, под впечатлением некоторых разговоров о недооцененности страны, о том, что не все о ней известно, и чуть было не состоялась в конце прошлого года. Помешала длина светового дня и некоторые организационные сложности. После чего было принято решение отложить экспедицию до весны. Весной программа была расширена по сравнению с первоначальной, охватив значительно большее количество историко-культурных объектов бывшего Курляндского герцогства, а ныне Курземской части Латвии. Под катом вы увидите, в частности, много сакральных объектов, их интерьеров и образцов т.н. курляндского барокко и других стилей.
Сначала немного предыстории о том, что вы увидите ниже.
После упразднения средневековой конфедерации ливонских государств, на территории нынешней Латвии в ее западной и южной частях в 1561 г. образовалось вассальное Польше Курляндское и Семигальское герцогство, первым герцогом которого стал Готард Кетлер, бывший до того последним магистром Ливонского ордена. Этот портрет герцога вы потом увидите в интерьере церкви в Нурмуйже. Принятие лютеранства позволило бывшим рыцарям Ордена снять с себя свои католические обеты и обзавестись семьей и недвижимым имуществом. Смена веры имела и другие последствия для истории и искусства края. Обо всем в рамках поста не рассказать, но один аспект рассмотрим.
2.
В последней четверти XVI в. и до середины XVII в. в Курляндии, сохранявшей тесные связи с Германией, Голландией и Польшей, дошли веяния т.н. Северного Ренессанса и проявились тенденции стиля маньеризм; в стилистическом отношении получился один из интереснейших периодов в истории искусства Латвии, подготовивший почву для возникновения барокко и других классических стилей. Сочетания этих стилей породили со временем своеобразные архитектурные ансамбли, как церковь в Злекас, например (будет ниже).
Распространившийся в конце XVII - начале XVIII в. интересующий нас стиль получил впоследствии название курляндского барокко. Это было особое явление, время расцвета архитектуры и декоративно-прикладного искусства в Курляндском герцогстве. В эпоху герцога Екаба, внука вышеупомянутого Готарда, расцвела экономика края, Курляндия стала страной с заморскими колониями. Из того же Версаля долетали веяния "красивой жизни" и курляндские дворяне состязались друг с другом в деле строительства и убранства храмов в своих имениях. Не все из этого великолепия сохранилось, погибло затем в войнах... Но многое и осталось.
3. Фотографии роскошного убранства церкви в Лестене. Частично было перевезено из разрушенной во Вторую мировую войну церкви в Рундальский дворец-музей:
В эпоху барокко расцвет декоративной резьбы по дереву больше наблюдался именно в Курляндии. Характерные стилистические черты говорят о том, что в то время существовало несколько мастерских резьбы по дереву. Наиболее известная мастерская находилась в Вентспилсе - целая семья во главе с отцом и сыном, оба Николаусы (Николаи) Сефренсы. А вот, например, в Видземе (за исключением Риги) не сложились крупные центры резьбы по дереву. О Стельмужской школе в Латгалии и Литве - разговор отдельный. Надо тем не менее подчеркнуть, что религиозная аскеза лютеранства не приветствовала роскоши в храмах, но в Курземе был уникальный случай - здесь лишь не позволялось внутреннему убранству выплеснуться на фасады церквей, которые строились строгой и подчеркнуто простой формы, с минимумом декора. Самое интересное у этих церквей - внутри.
4. Это старое фото Липайкской церкви в Турлаве как пример строгого фасада с небольшим неоготическим декором:
Осмотру шедевров курляндского барокко и некоторых других стилей в основном и была посвящена эта наша поездка. Даже в рамках трех дней все осмотреть было невозможно. Изначально было решено оставить за рамками лиепайские храмы и северные приходы. Да, должна сказать, что все церкви в поездке, за исключением одной - были лютеранские. Лютеране - одна из трех крупнейших религиозных конфессий в Латвии. В Евангелическо-лютеранскую церковь Латвии входят 292 прихода, в основном в Курземе, Земгале и Видземе. Церковь является также одним из крупнейших владельцев земли и зданий в стране - в настоящее время вместе с приходами ей принадлежит более тысячи объектов собственности стоимостью несколько сотен миллионов евро. Многие лютеранские церкви являются важными архитектурными памятниками и хранилищами сакрального искусства. История лютеранских церквей соприкасается с историей католических и православных. В разные эпохи во многих церквях поочередно были приходы всех трех конфессий - менялась власть, и в зависимости от официальной религии менялась и поддержка той или другой церкви, побуждения перейти в другую веру и т.д.
5. Условные обозначения на этой карте я делала для себя, чтобы оценить масштаб того, с чем иметь дело. Тут не только церкви, но потом от многого пришлось отказаться:
Главная сложность состояла в том, что обычно многие храмы открыты лишь раз-два в месяц, и синхронизировать их посещение был еще тот квест. Но в пасхальные дни почти все они открываются, можно было попытаться их объехать. Изучив информацию о днях и времени открытия церквей в период богослужений, я свела ее в общую карту (см. выше). Было понятно, что одновременно в несколько мест попасть никак не удастся. Но по опыту других поездок я помнила, что перед праздниками церкви открывают для того, чтобы прибраться и украсить. Пришлось брать телефон и побеспокоить большое количество пасторов, чтобы спросить их о дополнительной возможности посещения их храмов. Пасторы сообщили либо свои приемные часы, либо дали телефоны смотрителей церквей. В результате многочисленных переговоров вырисовалась окончательная картина. Не во все церкви удалось дозвониться, в частности, пришлось отказаться от Лестене, Яунпилса, Циравы и др. Если бы дни и часы были бы иными, можно было бы упростить и укоротить маршрут, но не все было в наших силах.
6. Красная линия - первый день путешествия, синяя - второй и зеленая - третий. Еще в конфигурации маршрутов сыграло свою роль наличие асфальтовых дорог - иногда было проще сделать лишних 20-30 км по асфальту, чем ехать по дорожке, истово молотящей камнями в днище автомобиля.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЭКСПЕДИЦИИ, 3 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА, ПЯТНИЦА
7. Стразде
Выехав из Риги на рассвете, прибыли в поселок Стразде. В хрониках Стразде впервые упоминается в 1291 г., в XV в. исторические источники упоминают латышский поселок и священную дубовую рощу. Символ Стразде - самая маленькая каменная церковь в районе, т.н. “Белая церковь”, построена в 1591-96 гг., перестроена в 1872 г. Ниже вы также можете прочитать о церкви с инфостенда. А по этой
ссылке можно посмотреть и послушать ее орган.
8. Чуть ближе к Риге с другой стороны дороги расположилась усадьба Стразде, кроме упомянутых ниже ее достопримечательностей там имеется еще старинный спиртозавод (1886 г.).
9. А вот водяную мельницу со шлюзами и искусственным островком мы сами не нашли, указателя к ней не было, пришлось обращаться за справками в кафе возле церкви. Кстати, отметила там новую интерьерную моду в общественных туалетах - фотообои вместо плитки (и это был не единичный случай, что позволило говорить о моде). Вообще заметна рука дизайнера в интерьере кафе, тут не просто стулья расставили:
10. В обновленных зданиях водяной мельницы и электростанции ныне располагается гостевой дом Ūdensdzirnavas, можете посмотреть его интерьеры на букинге, а красоты территории я еще покажу в отдельном посте. Расстояние до поселка Стразде отсюда составляет 2 км, а до города Кандава - 11 км.
11. Мельничный сторож:
12. Талси
Визит в Стразде был всего лишь разминкой в начале пути, а теперь уже серьезная поездка, начавшаяся с осмотра церкви в городе Талси. Об истории города много написано на моем сайте
1 и
2. Данная церковь построена в 1567 г. по распоряжению первого герцога Курляндского Готарда Кетлера. Много раз перестраивалась и ремонтировалась. Около 1712 г. была построена каменная колокольня. Такой, какой мы церковь видим сегодня, она была создана в 1888 г. Еще в XVIII в. перед церковью стоял позорный столб, у которого по воскресеньям секли провинившихся жителей. 4 декабря 1905 г. церковь была повреждена двумя пушечными выстрелами карательного отряда. Первый орган в церкви появился в 1762 г., нынешний, работы мастера П.Б. Фелкнера, установлен в 1904 г. Характеристики органа
тут.
13. Кстати, вот каким я это место застала еще в 2002 году - как видите, местность вокруг изменилась. Что доказывает пользу неоднократного посещения одних и тех же мест:
14. В церкви служили многие выдающиеся священники, в том числе К.Ф. Аменда, друг композитора Бетховена. Между окном и кафедрой на фото ниже заметен круглый белый медальон с рельефным изображением пастора Аменды работы А. Берзиньша, 2002 г. Алтарная живопись принадлежит кисти дрезденского художника Шенхерта (1876 г.). Потолочные светильники и кафедра относятся к 17 в. Интерьер тут не бароккальный, но посмотреть было интересно, раз уж мы успели заехать за полчаса до начала богослужения.
15. С высоты церковного холма открываются красивые виды на холм Кенинькалнс (Королевская гора) с памятником "Играющий на кокле" (здесь он за деревьями слева). В конце 19 в. на этом холме находился Городской сад, а в 1996 г. здесь установили памятник павшим борцам за свободу Латвии в виде юноши, играющего на кокле. Автор - скульптор Карлис Земдега (1894-1963), в камне памятник высек скульптор Вилнис Титанс. Напротив церковных дверей сохранен памятник барону Эдмунду фон Хану (1813-1879) и его супруге Лине фон Хан, урожденной фон Мантейфель (1818-1886).
16. Пузе
Церковь в Пузе построена в 1692 г., во времена владельца поместья Пузе Эммериха фон Мирбаха. Согласно преданию, барон выбрал девушку, которую замуровал в стене церкви во время строительства. Церковная башня построена после пожара в 1806 г. Над входом четыре каменных герба рода Мирбахов (1692 г.). Церковь начали реставрировать в 1986 г., приход восстановили в 1988. В реставрацию церкви вложил свои средства мэр Вентспилса Айвар Лембергс. На кладбище при церкви похоронен ученый-энтомолог Иоганн Генрих Кавал (1799-1881), бывший пастором этой церкви с 1835 г. Очень необычная ограда в виде приземистых толстых столбиков:
17. Орган мастера Германа из Лиепаи (1844 г.) был восстановлен в 1990 г. Алтарную икону «Снятие Христа с креста» написал К. Вебер в 1879 г. Оформление алтаря выполнено в неоготическом стиле. Сейчас прихожане свободно располагаются в своей маленькой церкви. А в старину в церквях было иначе: мужчины должны были сидеть справа, а женщины слева. Каждая семья садилась соответственно своему общественному положению.
18. Угале
Еще одна курземская жемчужина - построенная в конце 17 в. Угальская лютеранская церковь (в 27 км от Вентспилса). Это характерный для Курземе храм с массивной башней, увенчанной остроконечным шпилем и пристроенной в конце алтаря ризницей. Церковный алтарь, кафедру и исповедальную скамью в стиле барокко создал еще в 1698 г. рижский мастер Иоганн Даниэль Шауа. И это первый образец курляндского барокко в нашем путешествии - эти черно-золотые жемчужины стиля трудно спутать с чем-либо:
19. Мастерская Николаса Сефренса Младшего (1662-1710) получила заказ на изготовление органного проспекта для церкви в Угале. Он был выполнен Михаэлем Марквардтом из Вентспилса, зятем Сефренса, работавшим в мастерской тестя резчиком по дереву. Объемные пластические аканты, гирлянды цветов, дополненные сочными фруктами и музицирующими пухленькими ангелочками - все это отражает наивысшее совершенство стиля барокко и художественную индивидуальность автора. Сам уникальный инструмент с 28 регистрами (1697-1701, II/P/28, включая рюкпозитив), старейший на территории Прибалтики орган, сохранивший свой первоначальный облик, был изготовлен Корнелиусом Ранеусом (1671-1719) из Кулдиги - наиболее известным местным мастером в это время. Надо сказать, что и поныне крупнейшая мастерская в Латвии, единственная, где создают новые органы и шарманки, располагается в Угале, в бывшей конюшне пастората. В 2004 г. начата обширная реконструкция мастерской, в т.ч. ее расширение, что не может не радовать.
20. Злекас
Церковь в Злекас построена в 1645 г. и благодаря своему роскошному интерьеру раньше именовалась Злекским собором. В ее архитектуре наблюдаются поздние формы готического стиля и раннего барокко. В частности, церковная башня построена в 1834 г. в неоготических традициях со ступенчатыми мощными контрфорсами. Под алтарем находится гробница рода злекских баронов фон Бер.
21. Богатый и ценный с точки зрения искусствоведов интерьер церкви считается одним из самых ярких образцов маньеризма в Курземе, особенно алтарь работы скульптора Хофеншета из Бремена (около 1650 г.). Алтарь украшают две композиции - «Тайная вечеря» и «Христос в Гефсиманском саду», а в его верхней части стоит икона «Поругание Христа». Алтарь по старинной традиции был обложен деревянными пластинами. Спустя два века (в 1875 г.) некая баронесса подарила два прекрасных вышитых покрывала черного и красного цветов, которые находятся в церкви до сих пор. Первый орган Злекской церкви изготовил знаменитый мастер Ранеус старший. Инструмент до наших дней не сохранился. Нынешний орган (1875 г.) изготовил лиепайский мастер К. Херманис.
22. В деревянной резьбе церкви в Злекас (1652 г.) использован типичный маньеристический орнамент в форме ушной раковины и декоративных масок. Вообще мы сфотографировали очень много такого рода деталей убранства. Показывать потом?
23. А вот здесь заметны черты поздней готики: своеобразная роспись и резьба. Слева от алтаря стоит богато расписанная древнейшая сохранившаяся в Латвии исповедная скамья (конец 16 в.), справа - исповедная скамья 17 в.
24. Айзпуте
В Айзпуте, одном из старейших городов Латвии (права города с 1378 г.) и старинном ганзейском городе мы были проездом и остановились на пять минут. В XIII в. на правом берегу р. Тебра находился замок куршей Бейда, в конце XIII в. в Айзпуте появилась резиденция капитула Курляндского епископства. Приличествующая этому церковь (1252-1254 гг.) и замок епископа были возведены на куршском городище Базницас-калнс высотой около 15 м. Церковь многократно перестроена (1773, 1887), от старой церкви сохранились только две главных стены. Внутри алтарь второй половины XIX в. и орган, изготовленный в 1904 г. (В. Зауэр). Церковный колокол отлит в 1589 г. из польского оружия. К сожалению, церковь не действующая и с 1999 г. пока не могу туда попасть (правда, пока не особо старалась).
От променада, проложенного у подножия церковного холма, виден замок Ливонского ордена, который как укрепленный пункт существовал уже в последней четверти XIII в. Неоднократно расширялся и перестраивался, но сохранил средневековую основу плана типа кастеллы: две смежные стороны двора (36х33 м) ограничены жилыми и служебными флигелями простой и суровой архитектуры, две другие - крепостной стеной. В конце XVI-XVII в. флигеля были перестроены, ворота и надвратное помещение были украшены со стороны двора квадрами и виртуозно исполненными (вероятно, по мотивам композиций С. Серлио) орнаментальными поясами, процарапанными по штукатурному слою. Так и стояли друг напротив друга два замка в Айзпуте на разных берегах Тебры, два заклятых друга - Орден и епископ взирали друг на друга из средневековых бойниц:
25. Дурбе
Самый маленький город Латвии, получивший права города (в 1893 г.). Он примечателен кроме знаменитой битвы при Дурбе и развалин замка еще и своей лютеранской церковью, освященной в 1651 г. Находится в 385 м от развалин замка. Церковь многократно перестраивалась, сохранились изготовленные ок. 1720 г. алтарь и кафедра. Орган изготовлен в 1834 г. К сожалению, расписание позволило нам приехать только к началу богослужения, отчего много пофотографировать не удалось:
26. Липайки - Турлава
Село Липайки расположено в 20 км от Кулдиги. Липайки как Турлава первый раз в исторических документах упомянуты уже в 1230 г. В 14 в. в округе Турлавы образовалось множество куршских свободных поселений. Их поселенцы, т.н. куршские князья были какое-то время вассалами Ливонского ордена. Возможно, что они стали куршскими феодалами. В Кулдигском краеведческом и художественном музее много материалов о них и их обычаях. Липайкская лютеранская церковь построена в 1567 г. В церкви, как пишут, уникальные витражи с гербами куршских князей. Один из витражей (не тот, что на фото) относится к 1664 г.
27. Здесь пастором также одно время был Карл Фердинанд Аменда. Нынешний пастор, человек весьма обширных взглядов и интересов, служит также в церкви в Эдоле. Алтарь и проспект органа созданы в 1780-е гг., кафедра в конце 18 в.
28. В районе Турлавы
Удивительным образом, всякий раз, когда мы подъезжали к церквям, тучи расступались и позволяли нам сфотографировать здания, залитые солнечным светом, после чего смыкались вновь.
29. Клостере
Это местечко, о котором вообще мало кто слышал. В 1591 г. в церковных записях упомянуто, что у Айзпутского прихода есть филиал, какая-то церквушка недалеко от Пилтене, на орденской территории, хотя и принадлежащая Айзпуте. Деревянная церковь в Клостере была построена в 1692 г. на склоне холма у пересечения большака с дорогой в имение Ямайки. Освящена в честь св. Петра. Некий крестьянин из округа Клостере-Айзпуте пожертвовал на ее строительство 500 далдеров, прочее собрали крестьяне из Клостере, Ямайки и Кикури. В 1792(1762?) г. пристроили нынешнюю каменную башню. Весной 1862 г. при помощи К. фон Мантейфеля, барона из Казданги, церковь была отремонтирована. В 1902 г. была закрыта как неиспользуемая. В 1906-08 гг. на средства К. фон Мантейфеля была построена новая церковь на 200 мест по проекту архитектора Лео Рейнира (Reynier), тогда же башню нарастили примерно на 6 футов. Освятили новое здание 26 октября 1908 г. С 1969 по 1994 г. приход был расформирован.
30. Эту церковь нам открыли специально, по звонку, но пришлось подвезти смотрителя почти от дома и обратно. В 2005 г. церковь была зарегистрирована в Земельной книге. Сейчас в церкви новый орган в разобранном виде - его недавно в подарок прислали шведы с острова Готланд. Здесь же можно увидеть старого, изъеденного временем и непогодой петуха, некогда венчавшего шпиль церкви:
31. Эдоле
А вот вам пример того, что солнце давали только на церкви. Замок в Эдоле в их число не попал. О замке см. ниже текст с инфостенда или на моем сайте:
http://www.castle.lv/latvija/edole.html 32. Зато когда перебрались к церкви, яркое солнце на фоне темного неба создало драматический пейзаж. Однонефная церковь в Эдоле возведена в 1648 г.; перестраивалась в 1697 г. Имеет обычную для лютеранских храмов Курземе объемную композицию; вместо пресбитерия восточное окончание церкви замкнуто полигональной стеной (мотив, характерный для деревянных храмов). Облицованные кирпичом аскетические фасады оживлены архаичными деталями, среди которых выделяется западный перспективный портал, трактованный в готическом духе.
33. Интерьер поражает пространственным единством, тактичным использованием ордерных форм и легкостью пологого сводчатого перекрытия, которое в чисто декоративной манере воспроизводит позднеготическую конструкцию свешивающегося (сталактитового) свода. Яркими образцами декоративного искусства переходной поры являются ретабло и кафедра (середина XVII в.), в которых перенасыщенный маньеристический декор примечателен сочетанием хрящевидных орнаментов (кнорпельверк) с круглой скульптурой. Во 2-й половине XVIII в. созданы покрытые рокайльной резьбой исповедальня, проспект органа и ограждения балкона с вкомпонованными в них барочными живописными филенками (3-я четверть XVII в.). В 1786 г. в церкви был установлен богато декорированный орган Кристофа Вильгельма Бравелейта (1752-1796) из Лабиау (ныне Полесск Калининградской области, Россия), ученика Адама Готтлоба Каспарини (1715-1788). На инфостенде он, правда, назван мастером из Тукумса. ;-)
На фото выше виден фрагмент той самой библиотеки К. Валдемара в гардеробной церкви (читайте текст с инфостенда).
34. Кулдига
Город Кулдига считается жемчужиной Курземе, в моем журнале было много фотографий разных лет, покажу еще парочку. Бывшая столица Курляндского герцогства потихоньку реставрируется и возрождается. Подробнее на моем сайте тут
http://www.castle.lv/latvija/kuldiga.html 35. Особенно знаменита церковь св. Екатерины (по-латышски Катрины), воздвигнутая в честь покровительницы города. Трехнефная каменная зальная церковь с прямоугольным хором и западной башней размещена неподалеку от старой ратушной площади на месте деревянного храма, выстроенного в 1567 г. Начало строительства каменного здания точно не установлено. Стены церкви, как и хор, имеют готические детали: характерны размещенный в южной стене перспективный портал стрельчатой формы и над ним - круглая ниша с рельефным изображением св. Екатерины. Эти части относятся предположительно к постройке начала XVII в. (упоминается в 1606 г.), созданной, когда в Кулдиге находилась резиденция Курляндского герцога (1596-1616) и когда в североевропейском искусстве ненадолго возродилось увлечение средневековыми мотивами. В 1645 г. построена каменная западная башня вместо двух сгоревших (в 1615 г.) деревянных. В 1672 г. после очередного пожара церковь была отремонтирована, вновь восстановлена башня. В 1866 г. последнюю снова перестроили в неоготическом духе и завершили пирамидальным шпилем.
36. Использованные в интерьере формы Ренессанса лишены классической строгости: каждая из четырех стоящих на высоких постаментах тосканских колонн несет подпружные арки, не совпадающие ни по форме (полукруглые и эллиптические), ни по ширине, покоящиеся на них куполообразные своды архаически расчленены нервюрами, консоли и колонны украшены призматическими рустами и пр. Еще в этой церкви висит огромная черная каменная плита, где на немецком языке записано для потомков, как в церкви отмечался переход в новый век, то есть новый 1900 год. По сути встреча того нового года ничем не отличалась от встречи 2000-го, только поздравительные речи (практически с одинаковым текстом) произносил епископ, а не президент.
37. От первоначального убранства интерьера (ранее стены имели росписи, своды оформлены кессонами) сохранились: раннебарочные резные ретабло и кафедра (1660-1663), изготовленные родоначальником вентспилсской школы резчиков по дереву Н. Сефренсом-старшим; орган (1712-1715, органный мастер К. Ранеус-младший из Лиепаи); ограждение певческого хора, украшенное живописью XVIII в. Здание реставрировано в 1967-1968 гг. (архитектор Т. Витола).
38. Вот здесь уместно поговорить о семье резчиков Сефренсов. Наследием отца, почившего в 1694 г., стали резные алтарь и кафедра церкви в Кулдиге, выполненные в стиле позднего маньеризма. А его сын стал автором шедевров т.н. Вентспилсской школы резьбы по дереву. Но его основная деятельность была связана с убранством герцогских морских судов - для развернутого повелителем Курляндии корабельного строительства нужна была мастерская резчиков. И таковая появилась в Вентспилсе. Ведь суда в то время были роскошно отделаны деревянными фигурами, гербами и прочим декором. А убранство церквей было как бы «побочной» деятельностью Николая. У входа в церковь выставлены макеты кораблей, как бы напоминающие об этом, но кроме того, это реальные корабли герцогского флота - военный 36-пушечный "Кулдигская св. Катрина" и торговый 22-пушечный "Гамбия и Тобаго". Последний несет в своем имени названия курляндских заморских колоний в Африке и на Карибах.
39. Но вот наш первый длинный день закончен. Движемся в сторону ночлега, по дороге фотографируем облака в лучах закатного солнца. Впереди два еще не менее интересных дня.
Продолжение следует.