- Нет, брат мой, вы дали неправильный ответ, - возразила Консуэло. - Разве вы не видите, что я явилась сюда в одежде новобрачной, а не в платье вдовы? Возвестите о приходе графини Рудольштадт.
Жорж Санд, "Графиня Рудольштадт"
Эта цитата выше, по-моему, удачно иллюстрирует мои размышления на тему выбора женского образа для вчерашней
записи. Так кто же - Стелла или Ванесса? Впрочем, это вопрос к
Свифту. Наш вопрос - Эгле или Бирута? Два разных женских образа в культуре Литвы. Многие догадались, что показанное вчера фото было сделано в Литве, но решили, что та девушка - Эгле. Но Эгле, королева ужей - вот она:
2. Оба скульптурных женских образа неразрывно связаны с городом, где они установлены - Палангой. Как место - она впервые встречается в письменных источниках в 1161 г. Датой основания считается 1253 г. - когда Паланга была упомянута в хрониках Тевтонского ордена. С 1824 г. Паланга принадлежала семейству графов Тышкевичей. В административном отношении Паланга считалась местечком Гробинского уезда Курляндской губернии. Впрочем, сегодня поговорим не об истории города как такового... Паланга на карте Литвы:
3. Оба памятника - Эгле и Бируте - находятся в парке близ бывшего дворца Тышкевичей, ныне известного как музей янтаря (с 1963 г.). Здание построено в стиле неоклассицизма по проекту немецкого архитектора Франца Швехтена.
4. Вот карта парка, сфотографированная мной пару лет назад. Палангский Ботанический сад (ныне называемый парком Бируте) считается одним из самых красивых парков стран Балтии, более того, одним из лучших сохранившихся парков английского стиля в Восточной Европе. Парк был основан в 1897 г. графом Ф. Тышкевичем, пригласившим для создания парка знаменитого французского ландшафтного архитектора и ботаника Эдуара Франсуа Андре (1840-1911). Прибыв из Парижа, где он был главным садовником в 1860-68 гг., вместе со своим сыном,
Андре около трех лет создавал жемчужину Паланги. Парк пострадал во время обеих мировых войн, но в 1954 г. его начали восстанавливать, а в 1960 г. парку был дан статус Ботанического парка. Территория парка ныне превышает 100 га, здесь произрастает около 300 видов растений.
На карте внизу справа под номером 4 - скульптура Эгле, 13 - Бирута (возле круглого объекта вверху в центре - горы имени Бируте):
5. В рунете Эгле известна больше, чем Бирута. Не в последнюю очередь благодаря лучшей работе скульптора Роберта Антиниса-старшего. Изваянная им в 1960 г. скульптурная композиция «Эгле, королева ужей» стала одной из главных достопримечательностей парка.
6. У меня в журнале были две записи про Эгле, но давно, почти 8 лет назад. Можете посмотреть на образ Эгле в произведениях
искусства и прочитать текст
произведения Саломеи Нерис.
7. Выше и ниже показаны старые открытки с видами Паланги. Эгле - практически символ города, узнаваемый далеко за его пределами:
8. Есть и открытка со скульптурой Бируты, но видно, что до мощи произведения Антиниса она здесь не дотягивает... Слева от ее скульптуры - часовня на вершине горы Бируты. Впрочем, об этом чуть ниже.
9. В моем детстве была красивая книга (иллюстрации из нее можете посмотреть по ссылке выше) - "Ель - королева ужей". Вкратце история такова: в стародавние времена девушка по имени Ель (Эгле) после купания в море не смогла найти свою одежду, оставленную на берегу. Платье девушки утащил уж, который согласился его вернуть лишь при условии, что она станет его женой. Уж оказался прекрасным принцем подводного царства по имени Жильвинас. Они поженились, у них родились три сына и дочь. Поскольку Эгле тосковала по дому, муж ее с детьми отпустил к родным с условием, что никто не узнает его имени. Братья Эгле не хотели ее отпускать обратно и сурово допытывались у детей, как им найти их отца. Сыновья не проговорились, а маленькая дочь все рассказала. Выманили тогда братья Эгле ужа на берег и убили его. Узнав об этом, Эгле от горя превратилась в ель, сыновья в ясень, дуб и березу, а дочка - в дрожащую осину.
10. История по сути своей не просто печальная легенда, она хтонична. Как пишет В.Я. Пропп в «Исторических корнях волшебной сказки» (1946 г.) - хтоническое в представлении древних греков - олицетворяющее собой дикую природную мощь земли, относящееся к подземному царству и т.п.; подземное. Хтонический змей связан с царством мертвых. Когда Эгле выходила замуж за Жильвинаса, для нашего мира она умерла. Свадьба вообще раньше воспринималась как обряд инициации, перехода из одного качества в другое, смена имени - смерть для своего прежнего рода и возрождение в роду супруга. В общем, на эту тему много написано, не буду повторяться. Подводя итог, можно сказать, что история Эгле слишком трагическая, чтобы напоминать о ней в праздничный день...
11. Что же Бирута? У этой юной девушки тоже есть своя история. По старому преданию, именно в Паланге жила
Бирута (лит. Birutė), вайделотка - то есть жрица, охранявшая священный огонь, служа литовским языческим богам, подобно весталкам Древнего Рима.
12. Ее против ее воли выдали замуж за литовского князя Кейстута (Кястутиса), сына Гедимина. Бирута стала матерью великого князя литовского Витовта (Витаутаса), прозванного Великим. После ее смерти (в 1382 г.) в Литве и особенно в Жемайтии развился сильный культ Бируты. Среди местных жителей она почиталась как богиня или языческий аналог святой. В наши дни стала своего рода символом свободной Литвы.
13. На фото - образ Бируты-жрицы, юной девушки, запечатленный в 1965 г. скульптором К. Тулене, называемой в других источниках К. Пятрикайте-Тюлене. Первоначально скульптура была деревянной.
14. На табличке у ног скульптуры можно прочесть ее название «Tau, Birute» («Тебе, Бируте»). Установлена скульптура у подножия холма Бируте:
15. Кстати, с Бирутой вы уже знакомы - в середине января этого года у меня был рассказ о местечке Биржай в Литве, где я упоминала о двух скульптурных образах
Бируты как Свободы или Независимости Литвы. Тот, что слева - биржайский, справа - из города Рокишкис. Оба - работы самого знаменитого литовского скульптора Роберта Антиниса, как и Эгле в Паланге. В 1929-1931 гг. скульптор создал три памятника в честь независимости Литвы. Один из них в 1931 г. был установлен в Рокишкисе, на площади Независимости, и в советские времена не был снесен. Этот памятник для жителей Рокишкиса не только реликвия прошлого, но и символ национального возрождения. Биржайский памятник был взорван в 1945 г. и восстановлен в 1980-е годы сыном скульптора, тоже Робертом Антинисом.
16. Завершая историю Бируте, надо упомянуть, что на территории парка находится гора Бируте. Согласно преданию, именно тут на холме находилось языческое святилище жрицы Бируте. Пишут, что она всю жизнь поддерживала огонь в святилище, но, видимо, не сама, а поручая кому-то. И здесь же была похоронена:
17. Легенда отчасти подтверждается археологическими находками языческого капища на вершине горы. В XIX в. на вершине горы была построена деревянная, а позднее кирпичная часовня (1869 г., архитектор К. Майерис). Ныне здесь можно полюбоваться витражами работы Л. Поцюса.
18. В парке есть и другие
женские образы, но мы говорили о наиболее ярких. Упомяну еще про «Лурд» (грот со статуей Девы Марии), расположенный там же, у подножия горы Бируте. Граф Тышкевич, выполняя просьбу своей жены Антонины, построил этот грот, установив в его нише скульптуру Девы Марии. Оригинал ныне находится в костеле. В 1990-е годы скульптор В. Орвидас подарил Паланге каменную скульптуру Богоматери, в гроте сейчас копия подаренной скульптуры.
19. Такое количество христианских сооружений вокруг древнего капища... Словно запирают собой хтонические силы древности. Вот еще одно:
20. Ну и закрывая разговор о хтоничности, покажу одно фото немного на другую тему. Не знаю, когда я еще вернусь к теме Паланги, поэтому продемонстрирую еще один своего рода "хтонический" переход. В смысле несуществующую ныне границу. В 1915 г. Паланга была оккупирована немецкими войсками. С 1919 по 1921 г. входила в состав Латвии. Тогда между Литвой и Латвией разгорелся спор о принадлежности Паланги и Швентойи, разрешенный международной арбитражной комиссией. 21 марта 1921 г. эти территории были переданы Литве. 31 марта 1921 г. латвийские войска покинули Палангу, но фото с латвийско-немецкой границей осталось:
Подытоживая вышесказанное - понимаете, к чему была цитата в начале поста про одеяние невесты и платье вдовы? Бирута и Эгле... Одна символизирует жизнь и свободу, вторая - любовь и смерть. Которая из них больше подходит для записи в Женский день?