Храмы Литвы, часть 2-я

Dec 14, 2013 06:17

Первая часть о культовых сооружениях Литвы была мною написана еще 18 июня, сегодня же хочу завершить тему. Так сказать, в уходящем году закрыть многие обещанные темы и информационные долги.
Как уже ранее упоминала, Литва - страна католическая, край многочисленных церквей и костёлов, не похожих один на другой. В первой части я показала все сооружения, которые мы сфотографировали 2-5 мая 2013 года, а в этой будут те, которые встречались в других поездках, в том обратном хронологическом порядке, в каком они попадались на нашем пути. На заглавном фото - костел в Рокишкисе - приятно, что в его возведении участвовали и латвийские архитекторы.





Начнем подборку с двух храмов, увиденных в этом году 20 июня, и сфотографированных на ходу из окна автобуса, следовавшего транзитом через Литву.

2013 год, июнь

Рамигала

Костел св. Иоанна Крестителя (Švento Jono Krikštytojo bažnyčia) расположен недалеко от шоссе Паневежис-Каунас, в 24 км к югу от Паневежиса. Первый костел в этом месте был построен не позднее 1500 г. В 1674-1677 гг. в исторических документах упомянут старый разрушающийся храм. В середине XVIII в. костел сгорел. В 1781 г. был построен новый деревянный костел, с пятью алтарями, крытый соломой. В 1842 г. была возведена колокольня. В 1897 г. было начато строительство нового краснокирпичного неоготического костела по проекту шведского архитектора Карла Эдварда Страндмана (по др. сведениям - польского архитектора Вацлава Михневича). В 1902-1907 гг. возведение храма было завершено.




Трускава

Белая церковь Св. Духа в Трускаве (Truskavos Šventosios Dvasios bažnyčia) находится в 11 км к югу от Рамигальской. Видна с виа Балтики, хотя и далековато. Вначале на местном кладбище в 1760 г. была построена часовня. Йонас Трускаускас из Румшишкес и его супруга Барбара в 1794 г. построили здесь деревянную церковь, под которую выделили землю. В 1854 г. было начато строительство новой, прямоугольной в плане (18×13 м) церкви. С 1863 г. здесь действует церковно-приходская школа. Во время первой мировой войны в 1915 г. церковные колокола были сняты и вывезены в Россию. В 1925 г. были куплены два новых колокола, один из которых уцелел до наших дней. В 1926 г. церковь была отремонтирована. В 1930 г. рядом было возведено двухэтажное здание из кирпича - приют общества св. Венсана де Поля. 22-28 июля 1944 г. сгорели колокольня церкви, дом священника и др. постройки. С 1945 г. церковь находилась в здании бывшего приюта. В 1990 г. начали строить новый кирпичный храм.




Вот тут храм в Трускаве виден лучше (это единственное фото из Википедии в данной подборке, все остальные фото сделаны нами):




2012 год, октябрь

Зарасай

Католический костел Вознесения Святой Девы Марии - главная архитектурная достопримечательность города Зарасай. Это изящное белое сооружение построено в XIX веке, в 1878 г. в стиле необарокко. В алтарной части храма находится картина с изображением Божьей Матери, которую, согласно легенде, подарил предыдущему костелу легендарный Великий князь Литовский Витовт (Витаутас).



Целиком церковь можно сфотографировать лишь в безлиственное время года:



Такие деревянные круцификсы встречаются в Литве и еще я видела похожие в Латвийском этнографическом музее:




Подобное сочетание валунов и красного кирпича характерно в Прибалтике и Белоруссии. Но в Литве оно чаще всего встречается в архитектуре церковных или кладбищенских ворот:




Разнообразные деревянные кресты, в том числе и этот, на стене церкви в Зарасай - визитная карточка Литвы:




Тильже

Деревянный костел Блаженной Девы Марии Королевы (Tilžės Švč. Mergelės Marijos Karalienės bažnyčia) находится в деревне Тильже (Тильзит) на северном берегу озера Друкщяй, недалеко от литовско-латвийской границы. Принадлежит к Игналинскому деканату Вильнюсской епархии. Богослужения проводятся только на польском языке (по сообщению литовской Википедии).
Архитектура церкви напоминает традиционную форму жилого дома, прямоугольная в плане, с пристроенной низкой ризницей, ажурной башенкой. Забор вокруг кладбища при церкви выложен из камня. Помещик Chodźko с помощью местного населения построил церковь в 1928 г. Судя по всему, в следующем году была освящена.




При всей простоте облика похожих храмов, как в Тильже, мне пока не встречалось:



Обеляй

Первое упоминание местечка Обеляй относится к 1519 г. В 1629 г. здесь был построен первый костёл. Нынешний костел св. Анны (Šv. Onos bažnyčia) построен в 1868 г. в стиле неоготики.



Когда едешь со стороны Латвии, из Субате, церковь видна издалека, сразу за большим кладбищем:




К сожалению, информации о ней в Интернете очень немного:




Особого внимания заслуживают памятники на кладбище при церкви и ворота:





Рядом - плебания, дом ксендза, по-видимому:




Еще в Обеляй можно увидеть традиционную для Литвы сакральную резьбу по дереву, в частности такую вот часовенку Девы Марии:




Рокишкис

Неоготический костел Св. апостола Матфея (Rokiškio Šv. apaštalo evangelisto Mato bažnyčia), по-литовски св. Матаса, в Рокишкисе считаю самой красивой церковью Литвы (Вильнюс не в счет). В некоторых источниках костел называют одним из красивейших храмов Европы. Я бы даже сравнила его с усыпальницей датских королей в Роскилле, есть что-то общее между ними. Костел расположен на площади Независимости. Информации о нем в Интернете больше, чем о других провинциальных храмах. В 1864 г. прежняя церковь в Рокишкисе сгорела. Новый храм построен графом Рейнольдом Тизенгаузеном, часть средств была собрана благодаря пожертвованиям жителей со всей округи. Стройка обошлась в баснословные по тем временам деньги - один миллион царских рублей.



В 1866 г. был утвержден проект кирпичной церкви работы архитектора прусского немца Фредерика Густава фон Шахта. Его помощниками были латвийские архитекторы - остзейские немцы Макс Пауль Берчи из Лиепаи и Иоганн Даниэль Фелско из Риги. Также был приглашен из Лиепаи Фридрих Риеге (Riege), который нанимал рабочих для строительства, каменщиков из Литвы, Латвии, Силезии. Строительство велось в 1868-1877 гг. По преданию, при строительстве в кирпичи для крепости добавляли до пяти яиц - вот он и стоит почти полтора века, как новенький. Строительство костёла было окончено в 1877 г., но еще оставалось украсить интерьеры.




Когда граф Рейнольд Тизенгаузен скоропостижно скончался в Германии, его сестра Мария перевезла тело брата на родину, где его и похоронили. Под костелом внушительное каменное подземелье, в которое ведут два входа: один - винтовая лестница с крутыми ступеньками, другой - люк в полу костела, через который в подземелье и опускались графские останки. Тело покойного было забальзамировано и помещено в несколько гробов, а уже в усыпальнице - в саркофаг из красного мрамора. Саркофаг открывали всего один раз, полвека назад. Говорят, что в стеклянном оконце гроба граф был виден по пояс, и тело его практически не поддалось тлену - лежал, как живой.




Его сестра Мария управляла работами по обустройству интерьеров храма, не жалея ни денег, ни времени, ни сил. Она решила также изменить внешний вид костела. Для этого был приглашен австриец Георг Вернер из Тироля, тогдашний главный архитектор Вены. За строительством наблюдал ксендз Лёнгинас Рекст, позднее - ксендз Станислав Шимкявичус. Для костела закупалось все по высшему разряду: крыша из отборного финского графита, австрийские витражи, центральный алтарь, созданный французскими мастерами из позолоченной в огне бронзы, - настоящие произведения искусства. Мрамор для отделки был привезен из Финляндии.




За 50 тысяч франков, потраченных на амвон, можно было построить несколько костелов. Главный алтарь по проекту архитектора Георга Вернера и скульптуры были сделаны в Париже у самого известного в то время мастера P. Puossielgue-Rusand в 1879(?) г. Деревянные детали были произведены в Бельгии, в мастерской Goyers. Другие алтари были тоже сделаны этими мастерами. Главный алтарь установлен в 1882 г. В костеле много скульптур и барельефов, но одна запоминается более всего, изображает спящего человека и черта, что в Священном писании дословно звучит так: «Если будете спать, черт будет сеять зло».




В 1882-1884 гг. к костелу пристроили башню-колокольню, оснастили тремя колоколами, добавили небольшие декоративные детали на фасаде костела. Колокола для башни были отлиты в Варшаве, в фирме Zwoliński. В 1883 г. была начата и закончена отдельно стоящая часовня по проекту того же Георга Вернера. Скульптура Девы Марии с воротами была построена у входа на территорию храма с надписью на литовском: „Vartai Dangaus, melskis už mus“ ("Ворота Небесные, Молитесь за Нас").




В храме в 1885 г. установлен орган на 24 регистра от знаменитой фирмы «Walcker Orgelbau (E.F. Walcker & Cie.)» из Людвигсбурга, что в немецком Баден-Вюртемберге. Walcker для органа - это то же самое, что Бетховен и Бах - для музыки. В 1885 г. церковь была освящена епископом Мечисловасом Палюлёнисом.

2012 год, май

Каунас

Костел и монастырь св. Георгия (Юргиса) на ул. Papiles, № 7, 9 - уникальный памятник готической архитектуры Каунаса был построен в начале XVI в. Еще в 1463 г. монахи-бернардинцы соорудили деревянный костел из сосновых бревен, но где стоял этот храм, неизвестно. После того как гродненский мэр Сандзивоевич в 1471 г. даровал бернардинцам землю от замкового оврага до реки Нямунас, начинается строительство нынешнего храма и монастыря, который вплотную подходит к южным стенам храма. В 1504 г., с помощью городского совета, имеющего право пользоваться «общественными запасами», было закончено строительство монастыря и всех хозяйственных построек. Толщина стен достигает 1,4 м. Ансамбль, сформированный в XVI-XVIII вв., стал завершающим акцентом комплекса основных памятников архитектуры Старого города в западной части Каунаса - у слияния рек Нямунас и Нярис.



Это костел зального типа, трехнефный, с заниженным пресбитерием. За свою историю комплекс зданий костела не раз был поврежден. В начале XVII века здания пострадали от пожара, позднее от Московского войска, армии Наполеона. В советское время в костеле был склад. Хотя костел не раз страдал от войн и пожаров, он сохранил цельный, богатый готическими деталями внешний облик: высокие стрельчатые окна с арочными мотивами и разнообразным обрамлением, многоступенчатые контрфорсы. Пресбитерий конца XVI в. - редкий образец поздней готики. Вид на костел с башни замка.



В интерьере осталось немало ценных ренессансных и готических элементов, а также фрагменты внутреннего убранства в стиле барокко: часть барочных деревянных алтарей, трибуна органа, образы францисканцев-мучеников. Интерьер костела относится к XVIII в. Шесть алтарей, пресбитерий и у массивных пилонов украшены многочисленными фигурными скульптурами и резьбой, а также полотнами XVII в. Примыкающее с севера здание бывшего монастыря бернардинок изменило первоначальный облик в 1929 г., когда по проекту инженера В. Михнявичюса был надстроен третий этаж, а над ним - псевдобарочный фронтон. Многочисленные готические элементы внутренних и внешних стен здания были перекрыты поздними наслоениями. В послевоенное время в нем размещался склад, а позже школа медицины.



Архикафедральный собор - базилика святых апостолов Петра и Павла (Petro ir Pauliaus arkikatedra - bazilika) на углу Ратушной площади в самом начале Вильнюсской улицы. Костел был возведен в 1408-1413 годах. Рассказ о нем будет ниже, в экспедиции 2006 г.



22 апреля 2011 года

Мажейкяй

В этот приезд были сфотографированы три церкви города Мажейкяй: православная, лютеранская и католическая.

Некогда православная церковь св. Духа в Мажейкяй была построена в 1894 г., но с 1919 г. перестала действовать, позже превратившись в костел. Православный приход, получив материальную помощь от государства, между 1931 и 1933 г. построил небольшую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы по проекту архитектора Владимира Копылова. Голубой храм действует и поныне на ул. Республикос, 50:



У этой церкви довольно странная архитектура, больше напоминает жилой дом, чем церковь. Однако это редкая в католической стране Мажейкяйская Евангелическо-лютеранская церковь (Mažeikių evangelikų liuteronų bažnyčia). Была построена в 1908-1910 гг. Во время Второй мировой войны сожжена. В советское время церковь отремонтировали и в ее стенах разместилась пожарная охрана. После обретения независимости лютеранам была первоначально передана только часть церковного здания (каминный зал). Все здание было реконструировано в 1998 г.



Главной архитектурной достопримечательностью города Мажейкяй можно считать, пожалуй, вот эту церковь. Новый католический костёл св. Франциска Ассизского построен в 2005 г. Известен своими концертами христианской музыки и является заметной издалека высотной доминантой города:



Векшняй

Церковь св. Иоанна Крестителя (Viekšnių Šv. Jono Krikštytojo bažnyčia) видна издалека, являясь главной доминантой городка. Построена в 1854 г. по проекту Кароля Греготовичюса (Karolis Gregotovičius).
О ней у меня в ЖЖ был отдельный пост, где можно также увидеть фото интерьеров: http://renatar.livejournal.com/479182.html



Вянта

Костёл Непорочного Зачатия, построенный в 2009 г., пока что самая интересная постройка в городе:



2006 год, сентябрь

Каунас

Костел св. Троицы при монастыре бернардинцев возведен в 1624-1634 гг. по фундации ковенского маршалка, а позже минского воеводы Александра Массальского. После пожара 1668 г. костел был восстановлен, завершено создание интерьера. Храм построен в стиле позднего Ренессанса, однако ощущается и сильное влияние готики. Костел славился пышным интерьером в стиле рококо. Девять алтарей были украшены резьбой по дереву и скульптурами. Был обновлен в 1899 г. Сейчас Троицкий костел входит в комплекс Каунасской католической семинарии. Здание семинарии построено гораздо позже, в 1933-1934 гг. на месте кладбища бернардинцев.



Архикафедральный собор - базилика святых апостолов Петра и Павла (лит. Petro ir Pauliaus arkikatedra - bazilika). Церковь на этом месте была уже в 1413 г., но современное здание было достроено только в 1624, когда в моду уже входило барокко. Это единственный литовский готический костел, построенный как базилика. Произведенные реконструкции добавили ему черты ренессанса, барокко и неоготики. Большой алтарь в стиле позднего барокко сооружен в 1775 г. по проекту скульптора Т. Подгайского. Костел насчитывает 9 алтарей, а его ризница вверху перекрыта сводами из хрусталя. В склепе (крипте) храма находится захоронение епископа и писателя М. Валанчюса. С южной стороны храма находится мавзолей поэта прелата Юлюса Мачюлиса - Майрониса. В мавзолее захоронены также поэт Симонас Даукантас и Винцентас Сладкявичюс - первый кардинал в Литве.



Аллея Лайсвес в Каунасе упирается во внушительные размеры католической церкви Св. Михаила Архангела Каунасского гарнизона (Šv. Mykolo Arkangelo Kauno įgulos katalikų bažnyčia). Собор был построен в 1890-1895 гг. как православный, для нужд военных каунасского гарнизона. Проект здания разработан военным инженером Константином Лимаренко, бывшим подполковником. Он же осуществлял надзор за строительными работами. Церковь - неовизантийского стиля. Основа ее заложена более чем на 4 м в глубину. Толщина стен - 1,4 м. Башня была построена с использованием железобетонных конструкций, диаметр купола 16 м, состоит из полых кирпичей. Освящение собора состоялось 17 сентября 1895 г. Тогда же он получил титул православного кафедрального собора святых Петра и Павла. Во время I мировой войны, когда немцы заняли Каунас, собор был переоборудован под лютеранскую церковь. 8 августа 1919 г. собор был признан достоянием Литовского государства и передан Каунасскому военному гарнизону. Костел был назван именем св. Архангела Михаила (Архистратиг Михаил). В 1938 г. в нем был установлен орган. Здесь проходили концерты и выступали самые знаменитые оперные солисты. После II мировой войны, в церкви располагалась школа, тюремная больница. В 1962 г. был передан Художественному музею и оставался в его собственности до конца ХХ в. Здесь располагались экспозиции витража и скульптуры. После восстановления независимости Литвы в 1991 г., церковь была передана католикам. Сейчас здесь находится Римско-католический костел Св. Михаила Архангела. Время работы: понедельник-воскресенье: 10.00-12.00



Костел св. Франциска Ксаверия и монастырь Иезуитов (Šv. Pranciškaus Ksavero (Jėzuitų) bažnyčia) на Ратушной площади Каунаса. Возведен в 1720-1725 гг., окончание постройки датируется 1866 г. Рядом здание иезуитской коллегии и монастыря, 1768 г. постройки. В 1787 г. костел был передан монахам Ордена францисканцев. Позже в нем располагалась православная церковь (ортодоксов), кафедра Александра Невского и техническая школа. С 1990 г. здание было возвращено Общине иезуитов, и в нем начала действовать гимназия иезуитов. Ансамбль в стиле позднего барокко, называемым виленским барокко. Главный фасад симметричный, с изящными пропорциями. Прямоугольные башни, разделенные на пять сужающихся пролетов, тонкие спереди, сбоку более широкие, под стать объему нефов. Внутреннее пространство похоже на базилику - из трех нефов.



Ионишкис

Городок назван по имени виленского епископа Яна (Йонаса), по распоряжению которого в 1526 г. был построен костел и образован приход. В 1626 г. здесь новый кирпичный храм, разрушенный в 1679 г. В 1897 г. подготовлен и утвержден проект инженера Петра Сербиновича, по которому построен нынешний костел Вознесения Пресвятой Девы Марии (Joniškio Švč. Mergelės Marijos Ėmimo į dangų bažnyčia) См. также мой пост http://renatar.livejournal.com/107907.html.




Шауляй

Кафедральный собор Св. Петра и Павла первым встречает всех туристов. Собор не раз находился в эпицентре войн, подвергался пожарам, ураганам, но каждый раз после восстановления он оставался почти таким же, каким был построен в начале XVII в. - оштукатуренным зданием белого цвета с очень высокой башней и красной черепичной крышей. Стоящее в окружении деревьев здание, построенное в стиле ренессанс, имеет много элементов, характерных для средневекового строительства. Не зря литовский писатель Мотеюс Валанчюс называл его «прекраснейшим во всей Жямайтии», не случайно в сухих и лаконичных строках визитации XIX в. проскальзывали слова о «прекрасной архитектуре». В этом здании мастерски переплетены формы ренессанса и маньеризма, оборонные элементы. Местные традиции отлично сочетаются с опытом среднеевропейских и североевропейских стран. О когда-то стоявшей на этом месте деревянной церквушке напоминает металлический крест. Южную стену кафедрального собора украшают старейшие в Литве солнечные часы - это единственные в стране часы такого типа, показывающие точное местное время.



Вид на Кафедральный собор Св. Петра и Павла со стороны площади Солнечных часов:



2006 год, сентябрь и 2000 год

Вильнюс

В Вильнюсе я была дважды, в 2000 году заходила внутрь римско-католического костела Святой Анны и в монастырь бернардинцев, а также в Кафедральный собор. В 2006 году сфотографировала виды на Вильнюс с высоты башни Гедимина.

Костел Св. Анны в Вильнюсе (Šventos Onos bažnyčia) - неприходской римско-католический костёл, памятник готической архитектуры, одна из самых известных достопримечательностей Вильнюса. Располагается в Старом городе на улице Майроне. Первые сведения о деревянном костеле Св. Анны датируются 1394 годом. Полагают, что каменный костел был построен в 1495-1500 годах и освящен 22 мая 1501 г. Когда в 1502 г. рухнул расположенный поблизости костел бернардинцев, монахи проводили богослужения в костеле Св. Анны, но он оставался при этом приходским. Меценатом костела был великий князь литовский Александр (1460-1506). Имя создателя костела доподлинно неизвестно. По распространенной легенде, в 1812 г. Наполеон восхищался изяществом костела и жалел о том, что не может его перенести в Париж. При этом храм использовался французской кавалерией; французы сожгли всю его деревянную утварь. Подробнее рассказано тут. На фото тонкие ажурные краснокирпичные формы костела видны в самом центре кадра:



На этом же фото виден там же в центре высокий объем костела Св. Франциска Ассизского, чаще именуемый как Бернардинский костел в Вильнюсе (Švento Pranciškaus Asyžiečio bažnyčia) - приходской римско-католический костел, памятник архитектуры, один из наиболее ярких образцов вильнюсской готики XVI в., в XVII-XVIII получивший черты архитектуры ренессанса и барокко. Король польский и великий князь литовский Казимир Ягеллон пригласил в Вильну монахов францисканцев из Кракова в 1469 г. и выделил им земельный участок под строительство монастыря и костела. Первый деревянный костел во имя святого Бернарда Сиенского был сооружен на месте языческого святилища. Деревянные здания сгорели во время пожара (1475). Около 1490 г. был построен новый каменный костел рядом с костелом Св. Анны. Подробнее тут.

Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава в Вильне - римско-католический кафедральный собор Вильнюсской архиепархии-митрополии, ему присвоен почётный статус «малой базилики». Располагается в историческом центре Вильнюса у подножия Замковой горы. Рядом находится башня-колокольня. Строение в нынешнем виде являет пример архитектуры классицизма. Подробнее о нем тут. Это один из наиболее известных литовских храмов, запечатленный даже в национальной валюте - на купюре в 50 литов:



На этом фото 2006 года можно увидеть и другие храмы Вильнюса, но туда мы не заходили. Кратко о них можно прочитать, например, тут: http://varandej.livejournal.com/570254.html:



На этом труд пока завершен. Всего в обеих подборках рассмотрены 53 культовых сооружения, не считая Вильнюса и разрушенных клайпедских церквей.

Ссылки по теме (с фотографиями):
Лютеранские церкви Литвы: http://www.miestai.net/forumas/showthread.php?t=2400
Католические церкви Литвы http://www.miestai.net/forumas/showthread.php?t=1093
Другие темы сакральной архитектуры: http://www.miestai.net/forumas/forumdisplay.php?f=58

Кладбища, Литва, Австрия, История архитектуры, Культовые сооружения

Previous post Next post
Up