Темой из комментов предыдущего поста навеяло... Вспомнила, что так и не показала подробнее праздничные интерьеры костела из литовского города Векшняй, снятые мною уже почти год назад, во время однодневной экспедиции в Литву. Заодно будет немного иллюстраций на тему элементов готического, в смысле неготического убранства с расшифровкой некоторых архитектурных терминов. ;-)
Я
тут упомянула, что никогда не посещала храмов во время религиозных праздников, однако, порывшись в памяти, вспомнила, что это было не совсем так. Почти год назад во время пасхальных выходных у нас была экспедиция от Вянты до Колки
http://renatar.livejournal.com/421368.html, во время которой мы заезжали в литовский городок Векшняй (фоторепортаж тут:
http://renatar.livejournal.com/429109.html). И поскольку храм был открыт в это время, то я заглянула внутрь. Кстати, давно ведь обещала показать подробнее фотографии интерьеров оттуда, о чем есть даже специальная запись:
http://renatar.livejournal.com/433528.html.
Сегодня исправляю упущенное.
2.
3. Белая церковь св. Иоанна Крестителя видна издалека, являясь главной доминантой города Векшняй. Построена в 1853 году:
4. Храм в тот день был открыт и я зашла вовнутрь:
5. Мне довелось увидеть не самый обычный внутренний вид храма. Один из алтарей по случаю Пасхи был завешен покровом с изображением Иерусалима. Внизу была пещера с покоящимся там Христом и римскими солдатами.
6. Слева за колонной видна приставная лестница, на которой возился молодой человек, прилаживая осветительные прожектора. Храм готовился встречать Пасху.
7. Задрапировали алтарь слева изображением Святой Земли и расставили сцену с погребением Христа в пещере:
8. И римский солдат с другой стороны:
9. Кстати, я впервые вижу, чтобы распятия задрапировывали подобным образом:
10. Декоративная роспись сводов и орган сделали бы честь даже церкви в столичном прибалтийском городе.
11. Фрагмент росписей сводов и консоли хоров.
Хоры - верхняя (на уровне 2-го яруса) галерея в христианских церковных зданиях или парадном зале. Расположены обычно с западной стороны храма или опоясывает неф с южной, западной и северной сторон. В период средневековья хоры предназначались для представителей высших слоев феодального общества; позднее на хорах размещались певчие, музыканты, орган. Последний вариант мы и видим в в церкви в Векшняй.
12. Главный неоготический алтарь поражает воображение. Обычно в костелах более привычны бароккальные формы, но Векшняй всюду преподносил сюрпризы, как я уже упоминала ранее.
13. Рассмотрим детали подробнее:
14. Мастерство скульптора не оставляет сомнений:
15. Рассматривать можно бесконечно:
16. Алтарная картина со сценой крещения Христа Иоанном Крестителем:
17. Кстати, обратите внимание на алтарные пинакли.
Пина́кль (франц. pinacle, из лат. pinnaculum - "перистый, крылышко, конек кровли, щипец") - в готической архитектуре Западной Европы XII-XV вв. - небольшая башенка, увенчанная миниатюрным шатром - фиалом. Пинакли и фиалы украшали краббами и крестоцветами. Пинакли венчают многие части здания, балдахины, кивории, табернакли, алтари.
18. Пинакли увенчаны шпилями, правильно называемыми фиалы.
Фиал (от греч. Phiale - чаша, кубок), в готической архитектуре декоративное венчание пинаклей, щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета и т.д.
Здесь фиалы увенчаны крестоцветами.
КРЕСТОЦВЕ́Т (нем. Kreuzblume) - декоративный элемент готической архитектуры, "процветший крест" в форме распускающегося цветка с четырьмя лепестками. Венчает башни, фиалы, вимперги. Имеет символическое значение.
19. Из фиалов будто прорастают бутоны и растения. Это т.н. краббы.
КРА́ББЫ (нем. Krabbe, от Krabbeln - "барахтаться, копошиться, ползать") - элемент орнамента готического стиля в виде причудливо изогнутых листьев, как бы выползающих или распускающихся (сравн. крестоцвет; кроссы) на острых ребрах архитектурных деталей - пинаклей, фиал, карнизах вимпергов. Издали ряды краббов похожи на вереницы зубчиков, но вблизи становится понятна их причудливая пластика. Краббы также украшают архитектоническую резную мебель внутри готических соборов и миниатюрные реликварии из золота и серебра, монстранцы, киоты, филактерии, табернакли.
20. Вот в этом алтаре готические формы причудливо перемешаны с классическим ордером. Колонны имеют капители то ли коринфского, то ли композитного ордера.
Композитный ордер (ит. composito букв. - смешанный) - архитектурный ордер, разработанный в Древнем Риме в дополнение к уже существовавшим греческим ордерам. Его пропорции во всем совпадают с коринфским ордером, однако капитель коринфского стиля может усложняться введением четырех ионических волют и/или рельефных деталей и скульптурных изображений.
21. Кафедра проповедника также не избежала смешения стилей, хотя и в меньшей степени:
22. Об окнах-розах готических храмов напоминает это окно с разноцветными стеклами:
23. Стекла отбрасывали разноцветные узоры на пол и скамьи церкви:
24. На полу весело играют солнечные зайчики, создавая легкую непринужденную атмосферу в храме:
25. Исповедальня, причем не единственная здесь:
Вот такая получилась небольшая экскурсия по храму весной 2011 года.