Карл Фердинанд Аменда - друг Людвига ван Бетховена
Dec 13, 2013 05:35
Как я и обещала в уходившем году, буду поднимать старые архивы и рассказывать об интересных местах, увиденных в тех поездках, которые в ЖЖ не попали. Сегодня пост на не совсем обычную для меня тему - музыкальную. И речь в ней пойдет о человеке, которого сегодня знают как друга Людвига ван Бетховена, человеке, которому великий композитор поверял самые сокровенные тайны. Звали его Карл Фердинанд Аменда и был он пастором в латвийском городке Талси. Там же и похоронен, в трех километрах от города. В качестве иллюстраций к посту будут мои фото 2002 года и старинные открытки.
Лютеранская церковь на холме - самая старая в городе - когда-то поставлена так, что лучи солнца падают на белые стены и в арки окон и утром, и вечером. В этой церкви когда-то более тридцати лет пастором служил Аменда - близкий друг композитора Бетховена, состоявший с ним в переписке. Во времена пастора Аменды приход был общим, объединял и немецких, и латышских прихожан. А мощеная площадь у церкви в старину служила местом сбора и коллективного отдыха местной знати: после службы здесь накрывали столы, играл духовой оркестр.
в этих Талсах жил и работал близкий друг Бетховена, Карл Аменда (он был протестантским пастором и служил, вероятно, в той самой кирхе, которую плохо видно). С Бетховеном он после 1799 года ни разу не виделся, но переписывался. Кроме того, этот Аменда в бытность в Вене являлся домашним учителем в семье овдовевшей Констанцы Моцарт.
[Здесь биография на латышском] К сожалению, нет времени переводить пока - я и с латвийскими замками пока тону в тысячах страниц непереведенного текста :-( Но пусть хотя бы так пока будет...
Amenda Kārlis Ferdinands 1771.04.10. Lipaiķos, Kurzemē - 1836.18.13. Talsos Mācītājs, tuvs Ludviga van Bēthovena draugs. Mācījies Jelgavas pilsētas latīņu skolā, Jelgavas ģimnāzijā, studējis teoloģiju un mūziku Jēnā. Talsu mācītājs, iecirkņa prāvests. Tēvs Lipaiķu draudzes mācītājs Kristians Amenda. Kopš mazotnes mīlējis mūziku un līdztekus mācībām Jelgavas ģimnāzijā talantu izkopis pie Jelgavas kapelmeistara Beihtnera. Tolaik pirms patstāvīgas karjeras sākšanas bija pieņemts iepazīt pasauli. 21 gada vecumā viņš devies uz Jēnu studēt teoloģiju, apceļojis Franciju un Šveici, līdz 1798.gadā nonācis muzikālo tradīciju pilsētā Vīnē. Pateicoties vijoļspēles prasmei, kļūst par Mocarta bērnu skolotāju, taču jau 1799.gada oktobrī caur Prāgu, Rostoku un Lībeku atgriežas Latvijā. 1799-1801 strādājis par skolotāju Virbu muižā; uz šejieni adresētas vairākas Bēthovena vēstules. 1802.gadā ordinēts par Talsu luterāņu draudzes mācītāju, dievkalpojumus notur gan vācu, gan latviešu valodā. 1821 kļūst par Kandavas iecirkņa prāvestu, 1830 - par konsistorijas padomnieku. Ziņu avots: Ināra Volkova http://news.lv/Latvijas_Vestnesis/2004/08/12/Bethovena-tuvakais-draugs (skatīts 2012.15.02.) http://www.jzb.lv/par-jelgavu/ieverojami-cilveki-jelgava/10/
Ja mēs domās pārceltos par 200 gadiem atpakaļ pagātnē, tad Talsu luterāņu baznīcā mūs uzrunātu mācītājs Kārlis Ferdinands Amenda (1771 - 1836). Pabeidzis sprediķi un ticis galā ar pārējiem draudzes gana pienākumiem, viņš ar zirdziņu dotos uz Talsu Mācītājmuižu, lai šajā brīnišķīgajā dabas stūrītī kopā ar mīļoto sievu Žaneti Benuā un kuplo bērnu pulciņu vadītu klusu un laimīgu mājas dzīvi.
Tumšajos rudens un ziemas vakaros Amenda ņemtu rokās vijoli, kavētos atmiņās par kopā pavadītajiem brīžiem ar savu draugu, dižo vācu komponistu Ludvigu van Bēthovenu un pārlasītu viņa sūtītās vēstules.
Komponistu, tāpat kā citu mākslinieku liktenis ir atšķirīgs. Vieni dzīves laikā bauda slavu un atzinību, taču jau drīz pēc nāves ir lemti pilnīgai aizmirstībai. Citi turpretī īstos panākumus guvuši tikai pēc nāves. Un tikai daži no tiem dzīves laikā iegūto slavu gadu gaitā nav zaudējuši. Arī Bēthovens ir viens no viņiem.
R.Rolāns saka: “Es uzskatu par varoņiem tikai tos, kas bijuši lieli savā sirdī... Kur raksturs nav liels, nevar būt runa par lielu cilvēku, nevar būt runa par lielu mākslinieku... Kur nav iekšēja cēluma, tur izaug lētticīga pūļa pielūgti tukši elki, bet laiks viņus visus iznīcina. Maz nozīmes panākumiem. Ir svarīgi lietam būt un nevis tādam izlikties...”
Bēthovens šo varoņu pulkā ir viens no pirmajiem. Savu pēdējo lielāko skaņdarbu - 9.simfoniju viņš sacerēja, būdams pilnīgi kurls. Simfonijas finālā viņš iesaistīja kori - Šillera odu “Priekam” (tagad tā ir Eiropas savienības himna). Pats būdams nelaimīgs, nabags, slims, vientuļš, sāpēs sažņaugts, kam pasaule liegusi priekus, Bēthovens vēl rada spēku dziedāt slavas dziesmas Priekam un dāvāt to pasaulei!
Fakts par L.van Bēthovena draudzību ar Talsu mācītāju ir unikāls ne vien Latvijas, bet visas pasaules mūzikas kultūrā.
Talsi (Lielvirbi) ir vienīgā vieta Latvijā, uz kurieni no Vīnes ceļojušas izcilā vācu komponista vēstules. Tieši Kārlis Amenda bija pats pirmais, kuram L.Bēthovens vēstulē uzticēja savu lielāko sāpi - ziņu par dzirdes pasliktināšanos. Amenda bija tas, kuram noslēgtais, patiesībā ļoti vientuļais komponists veltījis visdziļākos un sirsnīgākos pateicības vārdus, kādus nav saņēmis neviens cits no viņa draugiem.
Neapstrīdams ir arī fakts, ka K.Amenda ir bijis lielisks vijolnieks. Viņš ne vien sniedzis koncertus Rīgā un dažādās Rietumeiropas pilsētās, bet bijis arī V.A.Mocarta bērnu mūzikas skolotājs un tieši ar savu vijoļspēli iekarojis Bēthovena sirdi.
Talsos, pateicoties atsevišķu entuziastu neatlaidībai, ir ieguldīts liels darbs, lai atcerētos šo ievērojamo personību. Novadpētnieks Juris Jansons savācis unikālu materiālu par K.Amendas dzimtu, ko apkopojis un izdevis vairākās grāmatās („Tu nāc man tūkstoškārt prātā...” un „Kā rodas Oda priekam”). Ir sakopta Amendas atdusas vieta Mācītājmuižā (tā ir iecienīts tūrisma objekts), atklāta piemiņas plāksne Talsu luterāņu baznīcā, kur Amenda kalpojis 34 gadus. K.Amendas vārdā ir nosaukta Talsu Mūzikas skolas kamermūzikas zāle, kur iekārtota pastāvīga ekspozīcija par L.Bēthovenu un K.Amendu, viņa vārdu nes arī Talsu luterāņu draudzes koris.
Ir nodibināti kontakti ar Bēthovena muzeju Bonnā, vairākās valodās izdoti bukleti par K.Amendas un Bēthovena draudzību, uzņemtas videofilmas par vietām, kas saistītas ar K.Amendas vārdu Latvijā un Vācijā.
Kopš 2005.gada Talsos notiek regulāri Kārļa Amendas Mūzikas svētki, kuros piedalās gan valstī pazīstami mūziķi, gan jaunie, topošie vijolnieki. Īpašu gaisotni šiem svētkiem, piešķir K.Amendas dzimtas pēcnācēji, kas dzīvo dažādās pasaules valstīs un ir apzināti, pateicoties Jansona kunga neatlaidībai.
2009.gadā Piekto Amendas Mūzikas svētku ietvaros notika Pirmais jauno vijolnieku un čellistu koncertfestivāls, kurā piedalījās Talsu rajona mūzikas skolu audzēkņi. Šogad Trešajā jauno vijolnieku un čellistu koncertfestivālā aicināti piedalīties visu Kurzemes reģiona mūzikas skolu audzēkņi un arī viesi. (Inta Udodova, muzikoloģe, Talsu Mūzikas skolas skolotāja) http://nekropole.info/ru/person/view?id=2728190
Р. Роллан. Жизнь Бетховена. Письмо пастору Аменда в Курляндию Мой дорогой, мой добрый Аменда! мой самый сердечный друг! С глубоким волнением, с чувством боли и радости получил я и прочел твое последнее письмо. С чем мог бы я сравнить твою преданность и твою привязанность ко мне! Как отрадно знать, что ты все так же неизменно меня любишь. Да, я знаю, ты для меня самый верный, самый испытанный друг. Не то что эти венские друзья, нет, ты один из тех друзей, каких растит земля моей отчизны. Как часто мечтаю я, чтобы ты был рядом со мной, потому что твой Бетховен глубоко несчастен. Знай, что самая благородная часть меня, мой слух, сильно ослаб. Еще в то время, когда ты был со мной, я уже ощущал признаки этого, но не показывал виду. С тех пор, что ни дальше, мне становилось хуже и хуже. Можно ли это будет когда-нибудь излечить, пока сказать нельзя. Должно быть, это связано с моими желудочными недомоганиями. С этой стороны я уже почти что выздоровел, но что касается слуха - вылечусь ли я? Разумеется, я не теряю надежды, но до чего же это трудно, ведь болезни такого рода относятся к самым неизлечимым. Теперь здесь, мне на утешение, появился один человек, с которым я могу наслаждаться беседой и бескорыстной дружбой. Это один из друзей моей юности (98). Я много рассказывал ему о тебе и сказал, что, с тех пор как я покинул родину, ты - один из дорогих избранников моего сердца. Ему, так же как и тебе, не нравится *** (99), он был и остается человеком слишком мелким, для того чтобы быть другом. И я считаю его, как и ***, просто инструментами, на которых я играю, когда мне вздумается. Но им не быть ни благородными свидетелями моей деятельности, ни настоящими спутниками моей жизни. Я ценю их только за те непосредственные услуги, которые они могут оказать мне. Ах, как я был бы счастлив, если бы я владел полностью слухом! тогда я тотчас же примчался бы к тебе. Но я должен оставаться в стороне от всего. Лучшие мои годы протекут, а я так и не смогу выполнить того, к чему обязывают меня мое дарование и мои силы. Грустная покорность судьбе - вот мое прибежище! Конечно, я обещал себе быть выше всех этих бедствий, но как это возможно? Да, Аменда, если через полгода моя болезнь не пройдет, настоятельно прошу тебя бросить все и приехать ко мне; я тогда поеду путешествовать. (Мое исполнение и композиторство еще очень мало страдают от моего недуга, только на людях я ощущаю его особенно сильно.) Ты будешь моим спутником; я убежден, что мне еще выпадет счастье, ведь мне теперь не страшно помериться ни с чем! С тех пор как ты уехал, я писал все на свете, вплоть до опер и церковной музыки. Да, ты не откажешь мне, ты поможешь своему другу нести бремя болезни и забот. Я сделал большие успехи как пианист и надеюсь, что тебе доставит удовольствие наше путешествие. Потом ты останешься со мной навсегда. Все твои письма я получил. Хотя я не на все отвечал, ты всегда был со мною, и сердце мое полно неизменной любви к тебе. То, что я рассказал тебе о моем слухе, прошу тебя хранить в строжайшей тайне и не открывать никому, кто бы это ни был. Пиши мне как можно чаще. Твои письма, даже и совсем коротенькие, утешают меня и помогают мне. Жду от тебя нового письма, дорогой мой! Квартета (100) я тебе еще не послал, потому что я его с начала до конца переделал после того, как научился писать квартеты, как подобает, - ты в этом и сам убедишься, когда его получишь. А теперь прощай, мой дорогой, мой хороший! Если я могу сделать для тебя что-нибудь приятное, ты непременно должен сказать об этом твоему верному, искренне любящему другу Людвигу ван Бетховену http://www.beethoven.ru/node/98
Болезненные ощущения неизменно сопровождались постепенным ослаблением слуха. Долгое время Бетховен старался скрывать это даже от самых близких ему людей. Он избегал появления на людях, чтобы не обнаружился его недуг. И чем дольше он скрывал свое горе, тем сильнее страдал… Лишь в 1801 году он открыл ужасную тайну пастору Аменде и доктору Вегелеру - друзьям, которым особенно доверял, ценя их готовность всегда прийти на помощь. http://www.rusamny.com/458/t04%28458%29.htm
Ludwig van Beethoven's opus 18, published in 1801 by T. Mollo et Comp in Vienna, consisted of his first six string quartets. They were composed between 1798 and 1800 to fulfill a commission for Prince Lobkowitz, who was the employer of Beethoven's friend, the violinist Karl Amenda. They are thought to demonstrate his total mastery of the classical string quartet as developed by Haydn and Mozart. http://en.wikipedia.org/wiki/String_Quartets_Nos._1%E2%80%936,_Op._18_%28Beethoven%29
The String Quartet No. 1 in F major, Op. 18, No. 1, was written by Ludwig van Beethoven between 1798 and 1800 and published in 1801. According to Beethoven's friend Karl Amenda, the second movement was inspired by the tomb scene from William Shakespeare's Romeo and Juliet. The quartet was heavily revised between the version that Amenda first received and the version that was sent to the publisher a year later, including changing the second movement's marking from Adagio molto to the more specific Adagio affetuouso ed appassionato. Of these modifications, Beethoven wrote: "Be sure not to hand on to anybody your quartet, in which I have made some drastic alterations. For only now have I learnt to write quartets; and this you will notice, I fancy, when you receive them. http://en.wikipedia.org/wiki/String_Quartet_No._1_%28Beethoven%29
Eroica is a 1949 Austrian film depicting composer Ludwig van Beethoven's life and work. As Beethoven despairs of a reason why God would want to deprive him off his hearing, Beethoven's friend Amenda replies that Beethoven's destiny is to compose a type of music never heard before. It is saddening for Beethoven to learn during rehearsals for his opera "Fidelio" that the musicians cannot follow his "conducting", and in fact are actually following their music director instead. In a depressed mood, Beethoven goes home and once more speaks with God, as Amenda's words come to his mind. Hans Kraßnitzer - Amenda http://en.wikipedia.org/wiki/Eroica_%281949_film%29
Portrait of Beethoven around 1804-05, the time of the Eroica. Joseph Mähler
Carl Amenda (1771-1836) - Anonyme Fotografie Beethoven-Haus Bonn, B 200 Things worth knowing After studying theology in Jena, Karl Amenda came to Vienna in 1798 where he became a reader for Prince Lobkowitz. As a violinist, he met Beethoven. Soon a sincere and close friendship developed between the two young men. Amenda was one of the first friends whom Beethoven told about the tremendous deterioration of his hearing. On June 25th, 1799, Beethoven dedicated to Amenda the duplication of the individual voices taken from his string quartet in F major, op. 18 No. 1.