В круге камней или для ценителей тихого созерцания...

Nov 13, 2010 06:00

У меня в марте этого года был пост Каменным путем с сотворения мира через кромлехи к средневековой архитектуре, где я рассказывала о том, что среди камней чувствую себя иначе, более свободной от этого мира. Наверное, у каждого есть мечта побывать в каком-то уголке нашей планеты, отрешиться от повседневности. У меня такая мечта не имеет конкретного адреса, ибо таких сооружений в Европе в избытке, если верить поисковым системам. Такие круги камней, именуемые мегалитами или кромлехами, расположены не только в Англии (Стоунхендж самый известный из них), но и в других европейских странах Атлантики и Средиземноморья... В общем, набрала фотографий поинтереснее для созерцания и предлагаю всем желающим вступить в круги древних камней.






Написала этот пост еще 17 октября, но открываю только сейчас.

Кстати, именно Стоунхендж я не очень люблю - он слишком туристический, слишком искусственный и есть версия, что его в прошлые века "реконструировали" произвольным образом. Древней магии камней там уже мало.
Хотя на фото Стоунхендж смотрится наиболее эффектно.

3.



Мне хотелось бы, чтобы вы полюбовались игрой света...

4.



Будь то в ранний предрассветный час...

5.



Или когда наступает мгла...

6.



Ощутили всю атмосферность подобных мест...

7.



Но лучше вдали от других людей...

8.



Лишь в свидании с тем, что было до нас и будет после нас...

9.



Нужен круг, где нет людей, где было бы тихо и спокойно. Сесть в середину, вдыхая свежий воздух, неспешно созерцая красоту окружающего мира, наблюдая за вечно изменчивыми облаками и игрой света и теней... Долго-долго, пока не уснешь. И даже если не проснешься - в этом не будет трагедии. Настолько все это естественно и настолько в этом всем - тот покой, свободный от мелких дрязг этого мира, от проклятия Вавилонской башни, от всего того, что не хочется видеть и впускать в свое сердце...

Конечно, такое увижу разве что во сне, но как метафора, как образ, картинка хороша:

10.



Встать в центр круга и почувствовать все, что можно там ощутить, это будет разговор с самим собой, максимально светлый и чистый:

11.



Действительно ли это - ненастоящее?

12.



Не хочется, чтобы это было цивилизованное место:

13.



Без заборов и оград:

14.



Где не ходили бы постоянно люди...

15.



Без всякой инфраструктуры

16.



Не хочется обременять этот пост разного рода историко-археологическими сведениями об этих сооружениях - этой информации крайне много и в Интернете.

17.



От старинных гравюр...

18.



До картин художников:

19.



Но чтобы не так скучно было от длинного ряда картинок, тем, кто не визуал от природы, между ними вставлю отрывки из книги Энн Райс "Талтос", это одна из последних книг цикла "Мэйфейрские ведьмы" и в ней рассказывается среди прочего, о том, что был когда-то необычный вид разумных существ на Земле - талтосы.

Внешне похожие на людей, они отличались большей чистотой помыслов, иным способом размножения, иными традициями... и каменные круги были творением их рук. Но появившиеся позднее люди нашего вида, более агрессивные и злые, изгоняли талтосов с их земель до тех пор, пока они не нашли себе пристанище в горной долине Доннелейт, где и закончилась их история...
Вот эта картинка из какой-то компьютерной игры мне представляется той самой долиной Доннелейт с ее каменным кругом:

20.



Итак, другим цветом здесь выделен текст из книги Райс, представляющий отдельные отрывки, и с фотографиями напрямую не связанные, это просто для общей атмосферности, что ли...

21.



Итак, рассказ от имени самих талтосов:

Рождение все еще оставалось главной священной церемонией, и когда мы находили хорошие места для жилья и после длительных споров принимали решение там поселиться, то сразу же выбирали участки для своих религиозных танцев в круге и обкладывали эти места камнями для придания им формы - иногда очень, очень большими камнями, чем мы гордились.

22.



Ах, эти круги камней! Мы стали, хотя сами никогда так не думали, народом каменных кругов по всей земле.

23.



Когда мы были вынуждены переселяться на другую территорию - или из-за голода, или потому, что другая группа Талтосов, которых мы не любили и с которыми никто не хотел жить по соседству, приближалась к нам, то по сложившемуся обычаю немедленно возводили новый круг.

24.



И действительно, диаметр нашего круга и вес его камней был символом права на владение определенной площадью, а вид очень большого круга, построенного другими, означал для нас, что эта земля принадлежит им и мы должны двигаться дальше.

25.



Когда из-за столкновения характеров и непонимания разгоралась настоящая битва, подстегиваемая желанием завладеть определенным участком земли, захватчики должны были повалить камни тех, кто здесь жил прежде, и соорудить свой собственный круг.

26.



Когда нас изгоняли, мы были совершенно опустошены, но на новом месте стремились построить больший круг, производящий еще более сильное впечатление.

27.



Мы отыскивали другие камни, торжественно заявляли, что они будут такими внушительными и тяжелыми, что никто никогда не сдвинет их с места и даже не попытается это сделать.

28.



Наши круги свидетельствовали о наших амбициях и простоте желаний, о радости танца и готовности сражаться и умереть за землю своего племени.

29.



Теперь, поселившись на равнине Солсбери и решив, что она останется навсегда нашей, мы намеревались создать самый громадный круг из камней, когда-либо существовавший в мире.

30.



К тому времени мы уже знали, что само построение круга объединяет племя, организует его, удерживает от ссор и сделает наши танцы все более радостными, по мере того как в круг будет добавляться камень за камнем и круг будет становиться все более впечатляющим.

31.



Это великое мероприятие - строительство величайшего круга в мире - на несколько столетий определило наш образ жизни и способствовало быстрому продвижению вперед в смысле изобретательности и организованности.

32.



Поиски валунов из песчаника, как теперь их называют, способы их доставки, окрашивание, выравнивание и, наконец, установка на место - все это увлекало нас, придавало смысл самому существованию.

33.



Концепции удовольствия и игры теперь почти ушли из нашей жизни. Мы были теми, кто уцелел в жесточайшие холода. Танец служил средством очищения от грехов. Все теперь считалось очищением от грехов. И тем не менее это было великое и волнующее время.

34.



Те, кто хотел разделить жизнь с нами, присоединялись к племени, и оно разрослось до таких размеров, что могло оказать сопротивление любому вторжению. Действительно, самый первый чудовищный камень из нашего грандиозного круга настолько вдохновил всех, что другие Талтосы приходили к нам на богослужения, чтобы присоединиться к нашему кругу и полюбоваться им… Никому и в голову не приходило украсть часть нашей долины.

35.



Строительство круга стало последней каплей в совершенствовании нашего развития.

36.



Со всей Британии к нам приходили племена, чтобы встать в круг и потанцевать среди наших камней. Они составляли огромные извилистые процессии. Считалось удачей, если ребенок рождался внутри нашего круга. И богатая торговля, и процветание нам сопутствовали.

37.



Тем временем на нашей земле были возведены и другие большие круги. Огромные, изумительные круги. Но ни один, абсолютно ни один, не мог соперничать с нашим.

38.



Действительно, в течение этой производительной, удивительной эры утвердилось мнение, что наш круг был кругом всех кругов. Люди не стремились соперничать с нами, но хотели только увидеть его, потанцевать в нем, присоединиться к процессии, змеевидной лентой струившейся по проходам между соединенными перемычками валунами.

39.



Путешествие к другому кругу, танец в нем вместе с местным племенем стали регулярными событиями. На таких сборищах мы учились друг у друга и затевали великие игры памяти, обменивались историями и исправляли легенды утраченной земли.

40.



Мы ходили группами, чтобы посмотреть на круг, который теперь называют Эйвбери, увидеть круги, которые находились гораздо южнее нашего, расположенного вблизи любимого Стюартом Гордоном холма Гластонбери. Мы ходили на север, чтобы поклониться другим кругам.

41.



Но все равно наш был самым великолепным. Когда я со своими людьми посещал круг другого племени, этот визит рассматривался как великая честь: у нас спрашивали совета, умоляли остаться и даже одаривали прекрасными подарками.

42.



Разумеется, вы знаете, что наш круг стали называть Стонхенджем. И он, и многие другие наши священные круги стоят даже по сию пору. Но позвольте объяснить то, что, может быть, известно только исследователям Стонхенджа. Мы не строили всего сооружения в том виде, в каком оно стоит там сейчас, хотя принято считать, что таким оно было всегда.

43.



Мы возвели только два круга валунов, найденных в других карьерах, включая весьма удаленный в Мальборо-Даунс, но в основном валуны добывались в Эймсбери, который гораздо ближе к Стонхенджу. Внутренний круг состоял из десяти стоящих камней, внешний - из тридцати. И помещение перемычек поверх камней вызвало страстные споры.

44.



С самого начала мы выбрали вариант с перемычками. Но я всегда не слишком одобрял его. Я мечтал о круге камней, имитирующем круг мужчин и женщин. Каждый камень должен был, грубо говоря, дважды превышать рост Талтоса и быть столь же широким, как высок был Талтос. Таковым было мое видение.

45.



Но другим членам племени представлялось, что перемычки создают впечатление укрытия, напоминая громадный вулканический конус, когда-то защищавший тропическую долину в утраченной земле.

46.



И позже уже люди воздвигли круг из голубых камней и многие другие строения в Стонхендже. И однажды весь наш возлюбленный открытый храм был помещен дикими человеческими племенами в некое деревянное здание. И меня больше не волнуют их проклятые ритуалы, которые они там практикуют. Это уже не наше творение.

47.



Что же касается эмблем на валунах, то мы использовали только одну, высеченную на центральном камне, которой давно уже нет. Это был символ Доброго Бога с двумя грудями и фаллосом Он был глубоко вырезан и находился в пределах достижения любого Талтоса, так что он или она могли прикоснуться к нему в темноте, на ощупь.

48.



Позже человеческие существа вырезали другие изображения на валунах, так как использовали Стонхендж в иных целях.

49.



Но я могу сказать вам, что нет никого - Талтоса, человека или какого-либо другого существа, случись им посетить наш огромный круг, - кто не испытал бы в той или иной степени уважения к нему, не почувствовал бы в себе присутствия священного божества. Задолго до того, как круг был закончен, он стал местом вдохновения - и остался таковым навсегда.

50.



В этом монументе вы соприкасаетесь с сущностью нашего народа. Это единственный великий монумент, который мы когда-либо воздвигли.

51.



Но для того чтобы достойно оценить, чего мы достигли, необходимо помнить: мы сохранили свои великие ценности. Мы оплакивали умерших и не праздновали смерть. Мы не приносили кровавые жертвы. Мы считали войну не историческим событием, приносящим славу, но грязной и отвратительной трагедией. Высшую форму выразительности наше искусство находило в пении и танцах внутри кругов, сформированных вокруг Стонхенджа.

52.



В пору их высочайшего расцвета в наших празднествах, посвященных рождениям, и играх памяти принимали участие тысячи Талтосов, приходивших издалека, со всех концов света. Невозможно было пересчитать все сформированные круги или измерить самые обширные из них. Невозможно сказать, сколько часов и дней продолжались эти ритуалы.

53.



Вообразите, если пожелаете, громадную, занесенную снегом долину, ярко-синее небо, дым, поднимающийся над всеми стоянками, и дома, построенные вблизи каменных кругов, для тех, кто нуждается в тепле, пище и напитках.

54.



Пение и музыка сами по себе звучали великолепно. Никто не мог оторваться от кругов. И в самом деле, некоторые вообще не уходили по собственному желанию, и для тепла разжигали между движущимися рядами танцоров маленькие костры. Многие пели, танцевали и обнимали друг друга до тех пор, пока не падали от потери чувств или мертвые.

55.



Вначале у нас не было председательствующего, но потом все изменилось. Меня призывали пройти в центр, ударить по струнам арфы, после чего начинались танцы. И после этого я проводил здесь много часов, затем другой занимал мое место, а позже сменяли и его. Каждый новый певец или музыкант подхватывал мелодию предыдущего, переходил с новой песней из малого круга в больший… Так круги разбегаются по воде от падения камня.

56.



Временами заранее подготавливались громадные костры, один - в центре, а другие - в различных точках, чтобы танцоры, продвигаясь по кругу, могли проходить мимо них.

57.



Рождение Талтоса в нашем круге для новорожденного было событием, даже там, в утраченной земле. Но те круги создавались спонтанно и были маленькими. А здесь новое создание, открывая глаза, видело перед собой огромное племя существ своего же вида и слышало хоры, подобные ангельскому пению. В первые же дни и ночи жизни оно оставалось внутри огромного, поражающего воображение круга, где его кормили грудью, ласкали и радовали как могли.

58.



Несомненно, мы изменялись. По мере того как менялись наши внутренние знания, изменялись мы сами. То есть то, что мы узнавали, изменяло генетическую природу новорожденного.

59.



Те, кто родился во времена существования кругов, обладали более сильным чувством священного, чем мы, старшие, и, говоря искренно, не столь склонны были к безудержной радости, или иронии, или подозрениям, как мы. Рожденные внутри кругов были более агрессивны и могли убить, когда возникала в том необходимость, не пролив ни единой слезы.

60.



Захватчики появлялись с моря и набрасывались на нас по ночам из лесов. Мы надеялись, что каждый набег - последний.

61.



Часто нам удавалось отразить их атаки. Мы не были по натуре такими свирепыми, как они, никоим образом, но мы защищали себя и собирались внутри огромных кругов на большой совет, чтобы обсудить, каким образом мы могли бы сделать такое же, как у них, металлическое оружие.

62.



Действительно, взяв в плен нескольких захватчиков, мы пытались выведать у них необходимые знания. Оказалось, что, когда мы спим с их женщинами, независимо от того, хотят ли они этого или нет, женщины умирают. И потому мужчины испытывали к нам глубокую, закоренелую ненависть. Они прозвали нас «дураками кругов» и «простаками камней».

63.



К тому времени, как мы обнаружили высокогорную долину Доннелейт, наступила весна и снег таял; густой лес зазеленел снова, льда на озере уже не было, и вскоре мы обнаружили, что находимся в безопасном месте, доступном для проникновения из внешнего мира только по дороге, проходящей по берегу реки, настолько извилистой, что самого озера не было видно с моря. Даже гигантская пещера, сквозь которую мореплаватели попадали в озеро, представлялась им обычным углублением в скале.

64.



Проходили годы, и мы оставались в безопасности в своей долине, выбираясь из нее только с величайшей осторожностью. Наши самые храбрые разведчики проникали так далеко, как только осмеливались.

65.



К концу десятилетия мы уже понимали, что ни одного поселения Талтосов в нашей части Британии не осталось. Все наши старые круги были заброшены!

66.



- Мы решили, как будем идентифицировать себя перед людьми.
Мы «превратились» в некое древнее племя под названием пикты. Они отличались высоким ростом. Но ведь мы вышли из северных стран, где люди вырастают высокими, и страстно мечтали жить в мире с другими, чтобы никто нас не беспокоил.

67.



Мы создали рукописный шрифт, названный Огамическим письмом, и с его помощью создавали свои тайные рукописи. Вы можете встретить такие надписи на множестве камней на севере Шотландии, но по сей день не нашлось никого, кто мог бы прочесть их.

68.



А по мере того как становились смелее, мы стали позволять приходить и другим, но оставаться только в самых отдаленных кругах и не пытаться увидеть, что именно делают священники в самом центре собрания моих соплеменников. Они не видели акта рождения и, видимо, воображали, что происходило некое поклонение небесам, солнцу и ветру, луне и звездам. А потому называли нас племенем чародеев.

69.



Конечно, все это в значительной мере зависело от степени мирного сотрудничества с теми, кто жил в долине, и так продолжалось на протяжении нескольких веков.

70.



Итак, нас стали принимать за людей, когда мы жили среди людей. И другие Талтосы стали участвовать в нашей хитрости, объявляя себя пиктами. Они обучались нашей письменности и перенимали ее у нас, равно как и стили построения и украшения жилищ и приемы возведения опорных пунктов. Все Талтосы, воистину желавшие выжить, подражали нам, обманывая человеческие создания.

71.



Как случилось, что были уничтожены пикты, обитавшие в Доннелейте? Почему они пали как люди утраченной земли и люди равнины? Что произошло с ними?
Нас уничтожили не бритты, англы или скотты. Это были не саксы, не ирландцы и не германские племена, вторгшиеся на остров. Они были слишком заняты истреблением друг друга.

Полный текст тут: http://lib.ololo.cc/b/160393/read

72.



Не знаю, поймет ли кто-нибудь, что я хотела всем этим сказать...

73.


Инфернальность бытия, История архитектуры, Литература, Фотопейзажи, Философия, Памятники, Культовые сооружения, О жизни, Лабиринты, Другие_страны, Иллюзии, Мифология

Previous post Next post
Up