Разного рода ситуации способствовали моему отсутствию в ЖЖ некоторое время, однако все же успела несколько дней назад подписаться на флешмобы в трех разных местах - но путями неведомыми их темы, как разные кусочки мозаики сошлись в единую картину!
В двух местах мне выбрали из юзеринфо два интереса, о которых надо было рассказать, а в третьем 10 любимых объектов, а именно:
mlle_anais предложила рассказать про
камни,
morita выбрала из списка моих интересов
мегалиты, а
kavery недрогнувшей рукой выбрала рассказ про
10 любимых замков. :-)
Как вы уже поняли, в основе всего вышеупомянутого лежат камни, касалась ли их рука человека или нет. Камни бывают основой чему-либо, бывают краеугольными и философскими, становятся в военное время оружием и в мирное - материалом для созидания. Но еще они способны пробуждать в человеке что-то очень глубинное, настоящее... Вот об этом и будет данный пост, к которому постаралась подобрать фото покрасивее.
Камни, пожалуй, одна из самых любимых мною вещей, даже явлений этого мира. Будь то мелкая галька на морском дне, или циклопическая кладка древних сооружений, или готическое кружево средневековья. Идемте же каменным путем через этот пост. В сказке о Волшебнике Изумрудного города была дорога, вымощенная желтым кирпичом, а здесь пусть будут тропы из гранита и известняка...
КАМНИ
Итак, этап первый, отвечая
mlle_anais на вопрос, чем же интересны мне камни.
Камни - это отзвуки древнейших времен, когда формировалась наша планета. Невыразимая древность, из какого далека явилось все это? Что-то прилетело из космических пространств в виде комет и метеоритов, что-то родилось в эпохи трансгрессий морей и океанов, во время поднятия и опускания материковых щитов Земли, было безмолвным свидетелем разных геологических эпох... Можно ли это как-то прочитать, извлечь из камней чем-то подобным фильму об ушедших временах? Кто знает?
У любимого мной писателя Ивана Антоновича Ефремова есть рассказ "Тень минувшего", в котором он предлагает одну из возможных теорий снятия информации:
Подобно свежему ветру, в голове Никитина пронеслось быстрое соображение: маленькая, замкнутая, затененная нависшими скалами впадина в горах Аркарлы... узкая щель - проход на просторную равнину, и точно напротив нее смоляное зеркало... Ведь это огромная естественная камера, фокус которой можно вычислить! Теперь для него ясно, как могло получиться изображение, но... но главное все еще непонятно: как же запечатлелся снимок, как могла сохраниться в тысячах веков мимолетная игра света и теней?
В свое время я даже набросала рисунок по мотивам, который несколько лет спустя побывал на выставке, посвященной юбилею писателя в Санкт-Петербурге:
Но это действительно может быть редким случаем. А вот как бы из каждого камня извлечь информацию? :-)
Интересно другое - все эти камни, прошедшие через горнила эпох, как бы показывают, что все в этом мире преходяще и тем самым дарят совершенно неизъяснимый покой. Только там, на пустынном берегу нашей Балтики, среди камней, я ощущаю всю полноту жизни, тишину и покой. И осознание того, что вот это - истинное, всегда было и будет, а остальное - лишнее.
На закате дня можно вспомнить о том, что эти камни - свидетели того, как наше море становилось озером и снова превращалось в море. Шли одна за другой ледниковые эпохи, отшлифовывая и обтачивая эти камни...
Камни и море. Море и камни. И иногда человек среди них. Только приходит ли он медитировать на них и постигать тайны мироздания или бездумно оскверняет пляжными развлечениями?
Три фотографии выше сняты мной, а вот эта - мужем. И она для меня самая лучшая, наиболее точно передающая дух нашего серебряного моря и его гордых камней. Над седой равниной моря ветер тучи собирает... Впрочем, это немного не о том. :-) Именно из этой фотографии сделан один из моих юзерпиков:
Полностью эту фотосерию каменистого берега Балтики можно посмотреть тут, если кто-то не видел:
http://renatar.livejournal.com/207993.html В Риге тоже можно найти камни. Например у местного "небоскреба" под названием "Солнечный камень". Они другие, не такие, как на берегу моря за Туей, и рассказывают совсем другую историю:
Первый раз я собирала камни на берегу моря в 1997 году, и это было Средиземное море в районе Марафона. Полтора года спустя мое внимание привлекли необычные камни - как будто с изящным рисунком пером на плоском сером фоне, на берегу нашего Балтийского моря в Вентспилсе. Тот год был для меня сложным и, наверное, эти камни возвратили в мой мир некоторое равновесие. Я и потом хоть немного камней с Балтики прихватывала всякий раз как там бывала. Вот они у меня дома - в тарелке средиземноморские, в вазе - балтийские. Ракушки и морские звезды тут просто для декорации и к камням отношения не имеют:
У меня еще есть коллекция т.н. "куриных богов" - камней с дыркой, проточенной морскими волнами. Зачем? Не знаю, наверное, просто так. Мироздание захотело, чтобы так было, и бысть по сему. :-)
И вместо послесловия к этой части - Рига для меня не просто родной город, он любимый и неповторимый, со своим югендстилем. Который ведь тоже высечен в камне...
МЕГАЛИТЫ
Переходим по каменной тропе во второму вопросу, поднятому
morita - о мегалитах. В моей системе мира морские камни - прошлое, замки - настоящее. А вот мегалиты пока еще будущее. В том смысле, что живьем я еще ни одного из них не видела, не коснулась рукой... Но мечтаю об этом, это должен быть какой-то новый и интересный этап в жизни.
Небольшая справка из Википедии:
Мегалиты (от греч. μέγας - большой, λίθος - камень) - доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединенных без применения цемента или известкового раствора. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. В частности, мегалитами называют обтесанные камни больших размеров, в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников. Как правило они относятся к дописьменной эпохе данной местности.
Мегалиты распространены во всём мире преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3 - 2 тыс. до н. э.), за исключением Британских островов, Португалии и Франции, где мегалиты относятся к эпохе неолита (например, Карроумор в Ирландии, Алмендриш в Португалии, Барнене в Бретани и Бугонский некрополь в департаменте Пуату - Шаранта, Франция).
Наиболее часто встречающееся мегалитическое сооружение Европы - дольмен - представляет собой камеру или склеп из стоящих вертикально обтесанных монолитов, на которых покоится один или несколько больших плоских камней, составляющих «крышу». Многие из них, хотя и не все, содержат останки погребенных внутри людей. Было ли погребение основной целью постройки, или люди были принесены в жертву, оказались похоронены внутри в связи с исполнением ими здесь каких-то обрядов в течение жизни либо остались в дольмене по какой-то иной причине - неизвестно. Дольмен - общее название такой постройки, на разных языках и диалектах Европы она также может иметь другие названия, например, кромлех (в Уэльсе), анта (в Португалии) или стаццоне (на Сардинии).
Второй наиболее общий тип мегалитических погребений - коридорная гробница. Обычно она состоит из прямоугольной, круглой или крестообразной камеры с плоской или выступающей по краям крышей, к которой ведет длинный прямой проход. Всю конструкцию сверху покрывает земля, образующая подобие кургана, внутрь которого открывается вход из каменных глыб. Иногда по краю курган окаймлен каменным бордюром.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82 И высшая ступень древних мегалитических сооружений - кромлех Стоунхендж (англ. Stonehenge, букв. «каменный хендж») - «Каменная изгородь» на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Англия). Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона.
Я не видела каирнов, менгиров, дольменов и кромлехов... Хотя некоторая разновидность коридорной гробницы в ее более позднем эволюционном значении мне знакома. Вы уже догадались - микенские толосы. И среди них знаменитая гробница Атрея, где довелось побывать (к сожалению, нормального фото у меня тогда не получилось, поэтому показываю схему):
Микены к мегалитам отношения не имеют, я лишь привожу их как пример наиболее древнего места, где мне довелось побывать и что там можно почувствовать.
О Микенах можно рассказывать много и долго, это любимейшее для меня место в Греции, именно здесь, а не на Акрополе, не в Эпидавре, чувствовалась чудовищная пропасть времен. Более трех с половиной тысяч лет назад это место уже существовало. Мир еще не знал о многом, но это место уже БЫЛО. Вот так оно выглядело тринадцать лет назад, это любимая фотография, снятая мной в Греции - склон горы и акрополь на ней (вид от гробницы Атрея):
Сидя на остатках крепостной стены, над могильным кругом А, сделала фото, которое вы видите ниже - место жизни и место смерти, то, что ушло в далекое прошлое, но и то, что дает силу сейчас. Это нельзя объяснить, только можно почувствовать...
Мне кажется, что в дольменах мне откроется что-то еще... Не знаю. И когда это случится - тоже. Думаю, что не через год и не через два.
ЗАМКИ
И так мы плавно подходим к третьему и последнему этапу, обозначенному
kavery: 10 самых любимых замков/дворцов.
Я напишу только о замках, причем средневековых - дворцы это все же несколько иное, там меньше того самого, природного камня, все отлакировано и загнано в строгие рамки ордера. Хотя есть один любимый дворец нового времени, в котором именно камень придает своеобразное звучание. В самой глубинке Видземской возвышенности Латвии - дворец в Цесвайне:
Поскольку уговор про замки, то, к сожалению, российские крепости и белорусские инкастеллированные храмы сюда не попадают... Здесь будут две подборки фотографий - 10 любимых замков, где побывала, и 10, которые пока остаются в прекрасном далеке. :-)
Итак, замки, которые довелось увидеть.
1. Савонлинна, замок св. Олафа (Олавинлинна) в Финляндии
Четвертого июня 2009 года я увидела ЕГО - замок мечты, замок, визуальный образ которого является для меня, можно сказать, квинтэссенцией всех замков - он не велик и не слишком мал, гордо несет свой скульптурный образ на суровых скалах среди озера пронзительной быстрой и холодной синевы... Замок святого Олафа, любовь моя:
2. Замок Аренсбург в местечке Курессааре на эстонском острове Сааремаа
Лучший пример того, как имеет смысл восстанавливать наши ливонские замки. А еще история средневекового Аренсбурга, с его епископами и герцогами, многочисленными войнами и замурованным скелетом, который можно увидеть и сейчас:
3. Замок Нарва (Эстония)
То, что уже давно было моей голубой мечтой, где хотелось побывать. Самый стык Западной и Восточной культур, символ извечного противостояния немецких рыцарей и русских дружинников. Немецко-эстонская Нарва и русский Ивангород. Мечта, которая сбылась:
4. Замок Кокенхузен в латвийском Кокнесе
Один из первых ливонских замков, где я побывала. Это место удивительно "мое" - когда бы я там ни бывала, оно словно раскрывается навстречу, даря все новые виды и ракурсы. Фото из Кокнесе можно посмотреть тут:
http://renatar.livejournal.com/37188.html 5. Замок магистра ливонского Ордена Венден в латвийском Цесисе
К сожалению, замок все эти годы реставрируют и я пока не могу сделать нормального фото замка, как хотелось бы. Но в Латвии он самый мощный, его полуразрушенные башни гордо возвышаются над местом, где некогда вершились судьбы Ливонии. Немного фотографий из Цесиса были у меня тут:
http://renatar.livejournal.com/36081.html 6. Тракайский замок в Литве
Главная достопримечательность страны, резиденция Великих князей Литовских, один из самых больших замков, где довелось побывать. Обязательно прогуляйтесь под стенами Тракайского замка на яхте, как это сделали мы:
7. Мирский замок в Белоруссии
Желание увидеть его было столь велико, что нас не остановили никакие аварии. :-) Этот замок покорил воображение еще будучи увиденным на фотографиях - необычный декор и синтез с природой запоминаются навсегда:
8. Гейдельбергский замок в Германии
С этого ренессансного замка началось мое посещение замков в этой жизни. Квинтэссенция немецкого духа - не тевтонского прусского, а южного, более приземленного сибаритского:
9. Замок Бальга в Калининградской области России
Он один из самых труднодоступных в области, несмотря на близость к Калининграду и морю. А вот здесь еще сохраняется дух рыцарей Тевтонского ордена, несмотря на все перипетии последующих эпох:
10. Гросс-Рооп, замок рода фон Розенов в Лиелстраупе
Первый ливонский замок, с которого начались наши автомобильные экспедиции по Латвии. Жаль, что он не доступен для туристов, один из красивейших и наиболее сохранившихся замков на латвийской земле:
Теперь о любимых замках мечты. Я когда-то на эту тему делала пост в своем ЖЖ еще 31 марта 2006 года
http://renatar.livejournal.com/24230.html. Четыре года пролетели, как один миг...
Везде в посте я постаралась использовать свои фотографии, за исключением этого раздела по вполне понятным причинам...
1. Замок Мариенбург в польском Мальборке
Замок-мечта №1, крупнейший замок Европы, резиденция магистров Тевтонского ордена с его богатейшей историей. Кому интересно, для начала могут прочесть о замке тут:
http://neringa-iris.livejournal.com/847.html 2. Замок Каркассон во Франции
Еще один огромный замок, целый средневековый мир. Там столько видов и ракурсов, привлекательных для фотографа...
3. Замок Шенонсо во Франции
Не знаю, как вам, а мне кажется, что ничего красивее руками человеческими уже создать нельзя...
4. Замок Динан в Бельгии
Первые камни тут были заложены уже в 9 веке! Немного в Европе замков, которым уже более тысячи лет...
5. Замок Тауэр в Лондоне, Великобритания
В первую очередь это история и еще раз история и люди, ее творившие... Для разнообразия привожу план Тауэра:
6. Замок Анжер во Франции
Есть что-то космическое, инопланетное в стенах Анжера... К нему прикоснулся неистовый строитель замков Фульк Нерра, черный сокол своих земель.
7. Монастырь Мон-Сен-Мишель во Франции
Так не бывает - но вот он есть:
8. Замок Эльц в Германии
Тут меня манит его совершенно сказочный вид, так и кажется, что из ворот выйдут какие-нибудь Гензель и Гретель с корзинками в руках... :-)
9. Замок Шильон в Швейцарии
Немного о Шильоне я писала тут:
http://renatar.livejournal.com/19460.html. Вне зависимости от истории сочетание камней и воды всегда будет иметь у меня успех.
10. Замок Тинтагил, Тинтагел или Тинтажель (всюду пишут по-разному) в Великобритании
На юго-западе Англии, в графстве Корнуолл находятся развалины, из года в год привлекающие сотни паломников со всех уголков мира. Это замок Тинтагил, с которым связано действие двух главнейших циклов рыцарских романов - о короле Артуре и о Тристане и Изольде. Корнуэльский полуостров - одна из тех отдаленных частей Англии, где, несмотря на саксонское, а потом норманнское завоевание, сохранилась древняя кельтская культура. Сюжеты рыцарских романов являются преломлением кельтских мифов. Поэтому место столь притягательно и для меня.
Кстати, похоже, что отзвук артуровских мифов нашел отражение и в книгах Ефремова - помните звездолеты "Аэлла" и "Тинтажель"? :-)
Ну вот, не знаю, смогла ли я объяснить, чем мне интересны эти темы? Я не ставила своей целью писать исследование, тут больше эмоциональной составляющей, чем чего-либо другого. Не знаю, интересно ли это другим...
Кстати, замки и камни живут своей жизнью, изменяются и бывает интересно наблюдать за этим и фиксировать для истории. Например, такого вида из Кокнесе больше никто не сделает... Этот проем частично замурован и оставлено лишь прямоугольное отверстие вместо этой живописной пещеры, как на моем снимке 1999 года:
А вообще очень люблю эти строки и часто их цитирую применительно к нашему миру:
"Отрадно спать - отрадней камнем быть.
О, в этот век - преступный и постыдный -
Не жить, не чувствовать - удел завидный...
Прошу: молчи - не смей меня будить."
Только вот с автором не совсем понятно - в одних источниках так: Микеланджело Буонаротти, пер. Ф.И.Тютчева, в других: <Из Микеланджело> Ф.И. Тютчев, «Молчи, прошу, не смей меня будить.»