Ирина Архипова - певица и архитектор

Feb 12, 2010 05:46

В субботу состоится прощание с известной оперной певицей Ириной Архиповой. А я сожалею об Архиповой-архитекторе... Она могла бы многого добиться и на этом поприще, недаром на выставках работ архитекторов, которым привелось жить, учиться и созидать в эпоху тоталитаризма, экспонировались и ее работы. Об этой стороне ее жизни и о том, как она невольно повлияла на жизнь нашей семьи и хочу сегодня рассказать...

И хотела бы попросить москвичей, особенно тех, кто интересуется т.н. совархом и сталиансом, уточнить кое-что в моем посте.





В новостных выпусках-некрологах об архитектурном прошлом Ирины Архиповой было упомянуто буквально в одном-двух предложениях подобного рода:

Ирина Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве, скончалась 11 февраля 2010 года. Училась в Московском архитектурном институте параллельно занимаясь в вокальном кружке у Н.М. Малышевой, затем поступила в Московскую консерваторию в класс пения Л.Ф. Савранского. В 1953 году окончила консерваторию.
http://www.aif.ru/culture/article/32657

Архипова окончила Московский архитектурный институт и была автором ряда архитектурных проектов
http://www.izvestia.ru/news/news231517



Сегодня уже совершенно не верится в то, что легендарная Архипова когда-то работала архитектором. Первое образование не оказалось призванием. Но тем не менее, в Москве есть здания, построенные по проектам будущей царицы русской оперы! Например, здание финансовой академии на проспекте Мира - одна из работ архитектора Архиповой.
http://www.kp.ru/daily/24440.4/606194/

Вот это здание:



Кстати, на сайте академии - ни слова об архитекторе их здания: http://www.fa.ru/academy.asp



UPD: Фото выше, оказывается, совсем не того здания! Спасибо, что уточнили в комментах:

В 1947 г. по просьбе Министерства обороны в целях подготовки финансистов для службы в Вооруженных Силах был открыт Военный финансово-экономический факультет. Для него в 1953 г. построили специальное учебное 6-этажное здание (Проспект Мира, 126), которое, кстати, проектировала молодой архитектор Ирина Архипова, впоследствии знаменитая певица, солистка Большого театра.
http://www.library.fa.ru/prof_virtex_1.asp

Вот настоящее здание Архиповой:



"Мне очень нравится мысль великого Гете, что смысл жизни в том, чтобы жить. Как просто и как мудро, - писала оперная прима. - Жить, чтобы созидать, чтобы творить. Ars longa, vita brevis. Искусство долговечно, жизнь человека коротка. И надо спешить, чтобы успеть сделать как можно больше. А для этого нужно главное - достаточно времени".

Окончив Архитектурный институт (МАРХИ) в Москве, Архипова успела поработать по профессии, спроектировав здание Московского финансового института на проспекте Мира в Москве и поучаствовав в проектировании здания МГУ.

После защиты диплома в МАРХИ Архипова поступила в Московскую консерваторию, после которой уехала работать в театр оперы и балета в Свердловске (Екатеринбург), дважды не пройдя пробы в Большой театр. Через два года певицу пригласили в Большой.
Исполнение роли Кармен вместе с итальянцем Марио дель Монако в 1959 году принесло Архиповой настоящий успех.
В ее честь селекционеры вывели новый вид гладиолусов и назвали Великая Архипова, а институт теоретической астрономии Российской Академии наук присвоил имя Архиповой малой планете.
http://www.epochtimes.ru/content/view/33844/8/
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/02/100211_arkhipova_death_opera.shtml

В отличие от руководства Финансовой академии, в МГУ помнят об Архиповой:

03.04.2005 Ректор МГУ Виктор Садовничий, ставший лауреатом фонда Ирины Архиповой, тепло поздравил певицу и сообщил зрителям интересный факт - оказывается в 1940-х годах молодая архитектор Архипова принимала участие в проектировании здания МГУ.
http://lenta.ru/news/2005/04/03/arhipova/



Я попыталась уточнить информацию о проектировании МГУ - оказывается, все-таки речь шла не об основном здании. Об этом и других моментах ее биографии написано в этой цитате (правда текст дурацкий - то от имени самой Архиповой рассказывается, то от третьего лица, и без каких-либо логических переходов):

Отец Ирины Архиповой родом из Белоруссии. Он был из семьи потомственных железнодорожных рабочих, владевших своим ремеслом глубоко и серьезно. Трудовые традиции семьи Ветошкиных, стремление к знаниям привели отца в 1920-х годах в Москву, в Институт инженеров железнодорожного транспорта. Впоследствии Константин Иванович стал крупным специалистом в области строительства. В Москве участвовал в возведении зданий Библиотеки имени Ленина и разработке проекта Дворца Советов.

Однако в семье не было сомнений: будущее Ирины - архитектура. В 1941 году она окончила 9-й класс, но началась война, которая во многом повлияла на выбор профессии. Осенью семья эвакуировалась в Ташкент. В 1942 году, окончив в Ташкенте школу, Ирина поступила в Архитектурный институт (МАРХИ), который находился также в эвакуации в Ташкенте. Экзамен по рисунку и черчению Ирина сдала с оценкой "отлично №1".

Выбор моей будущей профессии был предопределен еще в Москве. Когда к нам в гости приходили папины друзья-строители, то, глядя на меня, часто говорили: "Какая серьезная у вас дочка! Наверное, она станет архитектором".

Я тогда действительно выглядела строго: носила толстую косу, была подтянутой, всегда с серьезным выражением лица. Мне очень льстило такое мнение взрослых, тем более что это совпадало с моими планами - я восторгалась работами знаменитых женщин-скульпторов А.С. Голубкиной и В.И. Мухиной и мечтала быть скульптором или архитектором. И это было просто счастливым совпадением, что Архитектурный институт оказался в Ташкенте совсем рядом с нашим домом.

В Ташкенте Ирина Архипова возобновила занятия музыкой, и там же, в Архитектурном институте, состоялось ее первое публичное выступление. Ирина исполнила романс Полины. Выступление оказалось не слишком удачным - подвело сильное волнение. В 1944 году, когда институт вернулся из эвакуации в Москву, она решилась выступить еще раз. Со временем эти концерты стали неотъемлемой частью ее студенческой жизни.

Часто, отвечая на вопрос, как она стала певицей, Ирина Константиновна говорит: "Окончила Архитектурный институт". Нелогичность такого ответа чисто внешняя, так как Архитектурный институт, помимо широкого образования, эрудиции, кругозора, представления и ощущения пространства, чувства стиля, формы, композиции*, давал и довольно серьезное музыкальное воспитание. В стенах института музыка пользовалась большим уважением. И педагоги, и студенты были заядлыми театралами.

В 1945 году "отец архитектуры", знаменитый академик Иван Владиславович Жолтовский пригласил Надежду Матвеевну Малышеву в МАРХИ вести вокальный кружок, в который и поступила Ирина Архипова. До этого Надежда Матвеевна работала концертмейстером у известного вокального педагога Г.Адена. С этого момента началась новая полоса в жизни Ирины, которая привела ее в оперный театр и на концертную сцену. Именно с этого момента и начинается ее творческая (певческая) биография.

Занимаясь пением, делая успехи в концертах вокального кружка и его вечерах, И.К. Архипова тем не менее продолжала готовиться к работе архитектора и настойчиво работала над дипломным проектом под руководством профессора М.О. Барщ, преподавателей Г.Д. Константиновского, Н.П. Сукоянца и архитектора Л.С. Залесской.

Для своего диплома я выбрала не совсем обычную тему - проектирование памятника-музея в честь павших в Великой Отечественной войне в городе Ставрополе. Необычность была не в теме - прошло только три года после окончания войны, и память о павших была очень свежа, а сооружение памятников в их честь было более чем актуально. Необычным было предложенное мною решение - возвести на возвышенном месте в парке, в самом центре города Ставрополя монумент в виде своеобразного пантеона. По тем временам это было ново: сразу после войны памятников-пантеонов еще никто не строил. Это потом они стали появляться в различных местах нашей страны - достаточно назвать знаменитый ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде или открытый совсем недавно мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве.

В самом городе Ставрополе я не была, но мне, как и другим дипломникам, предоставили все необходимые материалы - фотографии, планы, литературу, - поэтому я хорошо представляла то место, где предлагала установить памятник. По моему проекту он должен был стоять на Комсомольской горке - это самое возвышенное место в парке, которое я хотела увенчать какой-то вертикалью. И этой зрительной доминантой должен был стать памятник-музей, возведенный в виде ротонды с колоннами. Внутри ротонды я наметила разместить музей Славы со скульптурными изображениями героев, с выбитыми на стенах фамилиями павших. К этой ротонде должны были сходиться аллеи парка, детальную планировку которого (и прилегающей к нему местности) я тоже сделала.

Сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, что тогда совсем еще молодой архитектор, я интуитивно ощутила и попыталась в меру своих сил выразить то, что впоследствии стало характерным для нашей монументальной архитектуры.

До недавнего времени я была уверена, что мой дипломный проект исчез где-нибудь в архивах института или вовсе пропал (ведь прошло почти полвека!). Но некоторое время назад мне позвонили и сообщили, что в институте организовали выставку работ архитекторов, которым привелось жить, учиться и работать в эпоху тоталитаризма - с 1938 по 1948 год, - и что на выставке экспонируется и мой дипломный проект. Позднее на одном из моих вечеров в зале Дома архитектора, которые я организую регулярно, выступил ректор Архитектурного института и сообщил, что побывавшие на выставке немецкие и японские зодчие заинтересовались некоторыми проектами для планируемых ими выставок в других странах. Среди отобранных работ оказался и мой проект...

Защитив на "отлично" диплом и успешно окончив институт, в 1948 году Ирина Архипова получила назначение на работу в архитектурно-проектную мастерскую "Военпроекта", где она занималась проектированием жилых домов на Ярославском шоссе. В это время в мастерской Дворца Советов группа архитекторов под руководством Л.В. Руднева вела проектирование комплекса Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова на Воробьевых горах. Проектирование служебных построек комплекса было передано Л.В. Рудневым "Военпроекту", из которых гараж, типография и химическая лаборатория были поручены Ирине Архиповой, и эта работа была успешно выполнена ею. Архитектор Ирина Архипова - автор проекта здания Московского финансового института на проспекте Мира.

В том же 1948 году, узнав, что в Московской консерватории открылось вечернее отделение, Ирина, продолжая работать архитектором, поступила на первый курс в класс Народного артиста РСФСР Леонида Филипповича Савранского.

В марте 1951 года студентка 3-го курса Московской консерватории и архитектор "Военпроекта" Министерства обороны Ирина Архипова дебютировала на московском радио для Италии. Она рассказала слушателям о своей семье, исполнила гимн Молинелли и русскую народную песню "Ох, долга ты, ночь".

К 5-му курсу стало очевидно, что нужно окончательно определяться с профессией. К занятиям в консерватории прибавились спектакли в оперной студии, работа над камерным репертуаром, участие в концертах. Ирина Архипова решила взять годичный отпуск за свой счет, перейти на дневное отделение, окончить консерваторию и там посмотреть, что получится. Вышло так, что в архитектуру Ирина Архипова так больше и не вернулась.
http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/arhipova/

* Я выделила болдом фразу о кругозоре, который дает своим выпускникам архитектурный факультет. Это действительно так - после него выбор возможных профессий гораздо шире, чем после любого другого. Но это отдельный разговор. Кстати, именно после Архиповой об этом стали чаще упоминать. :-)

Специально искала более ранние фотографии Архиповой - именно такой она могла выглядеть в пору своего архитектурного периода...



Кстати, дорогие москвичи - помогите найти фото именно этих служебных зданий МГУ, мне, как человеку, никогда не бывавшему на Воробьевых горах, сложно сориентироваться в потоке интернет-фото, где именно на них фигурируют гараж, типография и химическая лаборатория МГУ?

Теперь немного о дипломном проекте Архиповой - мемориальном музее в честь павших на войне для парка в центре Ставрополя + немного биографии:

Архитектор вокала
Ирина Константиновна Архипова выбирала профессию в военные и послевоенные годы. Отец у нее был инженер-строитель, и она мечтала стать архитектором, ведь после войны все лежало в руинах, и архитектура была одной самых востребованных специальностей. После эвакуации семья жила в Ташкенте. А московский архитектурный институт, тоже эвакуированный в годы войны из Москвы, находился на той же улице, где жила Ирина Константиновна. Так судьба привела её в стены этого замечательного ВУЗа. Её дипломным проектом был мемориальный музей в честь павших на войне. Она делала его для парка в центре Ставрополя. Раздобыла геодезический план, фотографии, краеведческую литературу. Оказалось, что на этом месте когда-то стоял крест, давший название городу (крест по-гречески - ставрос), потом церковь. Ирина спроектировала пантеон - ротонду с колоннами дорического ордера, слегка осовремененными. Внутри предполагался музей со скульптурами и именами героев на стенах. Это было в 1948 году. А спустя сорок лет подобный музей построили на Поклонной горе в Москве. Дипломный проект Архиповой сохранился до сих пор. Его в свое время возили на выставку в Германию, а планировочную часть - в Японию. И в Большом театре, где Архипова служила с 1956 по 1988 годы, появлялся - на выставках к юбилею и в Музее Глинки.

Ирина Константиновна была знакома со знаменитыми скульпторами и архитекторами Голубкиной, Мухиной, Жолтовским. Невестка Веры Мухиной была сокурсницей по консерватории. Через неё Архипова и познакомилась со своим кумиром.
А вокалом Ирину Архипову побудило заняться знакомство с архитектором Иваном Жолтовским, который был страстным поклонником вокала, особенно итальянского бельканто. Женой Жолтовского была пианистка Ольга Аренская. И Жолтовский предложил ей организовать в архитектурном институте вокальный кружок, куда Ирина и поступила в числе других студентов.

Мягкий тембр голоса Ирины Архиповой родные и друзья заметили еще задолго до начала её певческой карьеры. Закончив институт в 1948 году, она стала учиться в Московской консерватории.
http://www.weekjournal.ru/rubric/20/827.htm

Дипломные проекты студентов редко когда воплощаются на практике, чаще с их помощью преподаватели могут визуально оценить насколько та или иная идея может смотреться на месте. :-)) Но видом Комсомольской горки в Ставрополе я все же поинтересовалась за неимением фотографий того проекта Архиповой.



Фото 1950-х годов:



Вообще не случаен выбор темы дипломного проекта в 1948 году - судя по всему, тема озеленения города стала актуальна именно в эти годы и дипломные проекты в МАрхИ именно "пристрелка" заранее:

1951, 1952, 1954 год - Ставрополь занимает первое место во Всероссийском соревновании городов за лучшее благоустройство и озеленение;
1953 год, июль - завершено благоустройство Комсомольской горки по проекту архитекторов Б.Ф. Буткевича и В.А. Жукова
1973 год - на площадях леса "Кругленький" начинается создание парка Победы
http://www.stavreg.narod.ru/hist.html



Вместо проекта Архиповой с пантеоном с колоннами дорического ордера сейчас в Ставрополе то, что вы видите на фото выше и ниже:



И пару слов о еще одном проекте Архиповой.

Жизненные пути-дороги не сразу вывели Ирину Константиновну на ее актерскую стезю. Вот что она рассказала автору этих слов:

- До поступления в консерваторию я окончила архитектурный институт. Затем четыре года работала архитектором, совмещая это с учебой в консерватории. Вначале выполняла небольшие, не очень ответственные задания, но постепенно мне стали поручать работы посерьезнее. Наша мастерская разрабатывала, в частности, проекты всех хозяйственных построек Московского университета на Ленинских горах. Есть там и мои объекты, которые стоят до сих пор. Бывало, удостаивалась похвалы самого академика Руднева, иногда давала по макушке маститым коллегам - я это всегда любила делать. Так что есть что вспомнить. Мои жилые дома стоят на Ярославском шоссе, а проект здания финансового института на проспекте Мира я выполняла как соавтор. Как-то его сотрудники раскопали в чертежах мою фамилию и позвонили, чтобы удостовериться, я ли это, попросили устроить творческий вечер...
http://samarskieizvestia.ru/document/7719/

И опять вопрос к москвичам - это именно те дома на Ярославском шоссе на фото, или что-то другое?



Портрет певицы работы художника Василия Нестеренко. Мне только интересно, проектировала бы такие интерьеры сама певица, останься она архитектором? Мне почему-то кажется, что нет...



Теперь о том, каким образом Архипова повлияла на судьбу многих студенток Московского архитектурного института в 1950-е и 1960-е годы, как и на нашу семью тоже. :-)

В свое время мой отец стал студентом МАрхИ в 1956 году, а летом 1957 г. сдала вступительные экзамены и поступила на тот же факультет МАрхИ его супруга, моя мама.
Во время учебы и на экзаменах по строительному производству студенток в те годы буквально до слез доводил преподаватель Борис Николаевич Блохин, который во всеуслышание заявлял, что нет никакого смысла держать на архитектурных факультетах девушек-студенток, ибо они все равно работать по специальности не будут. И поминал при этом Архипову, которая теперь поет, а не занимается архитектурой.
:-))



Кстати, накаркал. Моя мама занималась архитектурой лишь первые 15 лет после приезда в Ригу, и для меня это теперь не основное занятие. Так что, возможно, он и прав. :-)

Если любопытно, некоторые архитектурные работы Блохина можно посмотреть тут: http://deduhova.ru/government/beforewar.htm

История архитектуры, Вечная_память, Портреты, Персоналии

Previous post Next post
Up