Россия, часть 21-я: Стрельна, история создания Константиновского дворца

Feb 11, 2010 06:43

Сегодня продолжу рассказывать о достопримечательностях, увиденных нами еще во время путешествия по России в мае-июне 2008 года. Предыдущие посты можно посмотреть по тэгу "Россия" тут. В этом посте коснусь немного истории создания Константиновского дворца, что в Стрельне под Санкт-Петербургом, и покажу несколько старинных изображений этого архитектурного ансамбля.




О начале большого строительства в Стрельне я рассказывала в посте, посвященном путевому дворцу Петра I http://renatar.livejournal.com/261843.html.
Также рассказ о местоположении Константиновского дворца и много спутниковых и пр. фотографий комплекса было тут: http://renatar.livejournal.com/280370.html.



Константиновский дворец - памятник архитектуры XVIII в., дворцово-парковый ансамбль в Стрельне, нынешнее название - государственный комплекс «Дворец конгрессов». Комплекс находится на южном берегу Финского залива на реке Стрелка в 19 км от Санкт-Петербурга. Он складывался в XVIII - первой половине XIX веков. До 1917 г. усадьба принадлежала российской императорской фамилии.

Первым ее владельцем был Петр I, в конце XVIII в. Стрельна стала частным великокняжеским владением - в 1797 г. Павел I подарил ее своему второму сыну - великому князю Константину Павловичу, благодаря чему большой дворец и парк получили название, сохранившееся до сих пор.
О Константине Павловиче можно прочесть, например, тут: http://melanyja.livejournal.com/449002.html



Архитектурная доминанта комплекса - Константиновский дворец - начал строиться по проекту Н.Микетти в 1720 году и с этого обычно начинают рассказ гиды во дворце. Но вначале немного предыстории. Вот что пишется об основании садов в Стрельне во "Всеобщей истории ландшафтного искусства. Сады и парки мира" В.Я. Курбатова:

Во время своих путешествий Петр I имел возможность видеть большую часть европейских садов. В Версале он был принят с особенным блеском, осмотрел там подробно фонтаны и на гондолах проехал в Большой Трианон. Впечатление было настолько сильным, что Петр решил устроить и у себя сад не хуже того, что у французского короля.

Позже под влиянием Версаля были задуманы и Стрельна, и Петергоф. Однако судьба их была различной. При сооружении Стрельны главное внимание было обращено на разбивку сада, а в Петергофе - на фонтаны. На постройке Стрельны было затрачено мало средств, и все сооружение запущено, тогда как Петергоф украшался непрерывно.

Едва ли будет правильным считать причиной то, что в Стрельне трудно устроить фонтаны, так как там имеется речка. Вернее, что Петр предпочел Петергоф из-за близости к Кронштадту и возможности устроить лучшую гавань. Выбор Стрельны и Петергофа для устройства садов нужно признать чрезвычайно удачным, потому что береговой скат холма там довольно значителен. Это, между прочим, сразу отличает сады Стрельны от ленотровских и роднит их с итальянскими садами.



Первоначальный план Стрельны подписан Себастианом Чиприани и состоит из двора, расположенного на террасе, и партера, прорезанного тремя продольными и двумя поперечными каналами так, что образуется несколько прямоугольных островов с обрывистыми берегами. Это расположение сохранилось до нашего времени, оно не имеет никаких прототипов на Западе и было бы весьма рискованно сопоставлять его даже с датскими или шведскими садами, где воды так много. Скорее, можно видеть в этом требование самого царя и сопоставлять с тем планом, который Леблон составил для Васильевского острова.

Как бы то ни было, но в Стрельне эти каналы играют роль аллей и придают ей вид настоящего морского сада. Конечно, проект был немного искусствен, и эффект общего расположения сада был бы не виден для катающихся на гондолах. Зато можно было подъехать почти к самому дворцу и от дворца видеть, как сад сливается с морем.



По проекту Чиприани было предложено все острова партера покрыть цветниками, устроить там фонтаны и беседки, а на среднем острове насыпать холм, устроить под ним гроты, а наверху - небольшой павильон. Сам дворец фантастического плана (в виде двойной восьмерки) предполагался из двух колоннад, нагроможденных одна на другую, и должен был быть очень эффектным, хотя едва ли бы оказался удобным.

Вероятно, по этой причине Петр отказался от эффектного плана Чиприани и заменил его проектом Леблона. Леблоновский проект был далеко не столь своеобразен, но по торжественности не уступил бы постройкам А. Мансара. Этот дворец был предположен ближе к краю береговой террасы и рассчитан на отвесный обрыв последней, тогда как у Чиприани дворец помещен дальше от края, а спуски террасы очень эффектны и сложны. В этом, по-видимому, оказалась разница между школами итальянской и французской.



Во всяком случае, постановка дворца на высокой широкой террасе с гротами совершенно не похожа на остальные садовые сооружения Европы, как и то, что средина здания прорезана триумфальной аркой, чтобы из верхнего сада была видна даль моря. Вид с террасы дворца на зеленую ширь сада и на залив и вид с партера на дворец имеют мало равных себе, хотя в настоящее время партер покрыт густой травой вместо предполагавшихся цветников.

Ж.Б.Леблон, проект грота 1717 г. в Стрельне отсюда:







Дворец, проектированный Леблоном, не был выстроен, вероятно, вследствие того, что Петр увлекся устройством Петергофа; даже от самого проекта осталось мало, хотя преемник Леблона Н.Микетти сохранил и средние арки дворца с видом на море, и саму террасу, но боковые флигеля дворца не были выстроены.



Дворец не был достроен, да еще сгорел и долго стоял в развалинах. Впрочем, имеются данные, что Растрелли что-то строил в Стрельне, и, пожалуй, до известной степени вероятно приписать ему ворота нижнего парка со стороны Сергиева. Развалины дворца сохранились до начала XIX в., когда А. Воронихин и Л. Руска возобновили его. Второй, по-видимому, работал внутри дворца, тогда как Воронихин восстановил террасу и соорудил превосходные беломраморные входы. Для террасы он задумывал новую форму с тяжелыми дорическими колоннами, но в конце концов сохранил старый вид; уцелела даже туфовая отделка, и теперь вполне можно бы снова устроить каскады и внизу фонтаны. Входные лестницы замечательно рассчитаны Воронихиным и особенно удачно размещены на них изваяния, так что, несмотря на развитие в его время совершенно иных взглядов и вкусов, Воронихин гениально дополнил леблоновский замысел.

В настоящее время Стрельна сохраняет свой прекрасный дворец и великолепную террасу; по краю склона, около дворца, эффектно поднимаются высокие ели. Каналы, проведенные Петром, целы. Средина партера, состоящего из островов, открыта, по краям же на островах выросли густые рощи вековых лип. Гармония несколько нарушена новыми мостами через каналы и тем, что на среднем островке выросли сосны, посаженные, по преданию, Петром Великим (сомнительно, чтобы они имели столь почтенный возраст). Большие зонтики из листвы не соответствуют стилю сада, как и вообще вся мелкая поросль побережья; сверх того, средний пролив со стороны моря уничтожен. Прямые берега каналов и темная листва квадратных липовых рощ красиво гармонируют с ширью партера. К сожалению, ни фотографией, ни чертежом невозможно передать шири стрельнинского партера и слияния его с гладью залива. Во всяком случае Стрельна - не подражание Версалю, а единственный в своем роде морской сад.



Из его предполагавшихся украшений не сохранилось ничего, кроме ворот с восточной стороны сада, но и они, может быть, относятся к более поздней эпохе. Ни гроты, ни павильоны на островах, задуманные Чиприани, не сохранились, а может быть, даже не были исполнены. Теперь остались лишь густые рощи лип, прямые каналы, темные ели и чудесные мраморные входы на террасы. По краям сада расположены участки пейзажного парка с красивыми прудами.

В архитектурном отношении Стрельна принципиально отличается от Версаля и остальных архитектурных садов тем, что ее партер опущен ниже всей окружающей местности, а дворец отделен от всего сада своей террасой. В противоположность Версалю, в Стрельне главную роль играет вода. Волны моря докатываются до подножия самого дворца, а под террасой его устроены гроты, откуда вода предполагавшихся фонтанов и верхних прудов сада должна была изливаться в каналы.
Теперь прежний эффект нарушен как тем, что центральный вход в каналы засыпан, так и тем, что внизу вдоль террасы проходит широкая проездная дорога. Но с террасы видно, как партер постепенно из зеленого превращается в водяной и сливается с далью залива. Если Версаль задуман и выполнен как обиталище короля земли, то Стрельна - дворец морского царя.
http://www.istrossija.ru/strelna.htm
http://www.istrossija.ru/leblon.htm

О планировке дворце, его перестройках и многом другом очень подробно рассказано в этой книге:



Кроме того, есть такая книга:
Отвечающий всем полиграфическим изыскам фолиант «История Стрельны» известного историка архитектуры В. Г. Долбнина, несомненно, станет дорогим подарком не только для специалистов, но и для широких слоев любителей русской старины. Читателю приятно будет разделить с автором восторг первооткрывателя, поскольку большинство приведенных в книге документов и иллюстраций публикуется впервые.
http://www.spbdnevnik.ru/?show=article&id=2711

Поэтому не вижу смысла повторяться и приведу здесь лишь основные вехи истории строительства дворца.



После смерти Леблона в 1719 г. первоначальный проект резиденции в Стрельне дорабатывался итальянцами Чиприани, затем Николо Микетти. Под руководством последнего в июне 1720 г. был заложен Большой Стрельнинский дворец. Строительство здания велось интенсивно, но денег не хватало, т.к. вкладывалось много средств в возведение резиденции в Петергофе, где в августе 1721 г. состоялся пробный пуск фонтанов Большого каскада.

В августе 1721 года Ф.В. Берхгольц, побывавший в Стрельне, в своем "Дневнике камер-юнкера" записал: "Три террасы необыкновенной длины, спускающиеся уступами с горы в сад, уже готовы и снабжены надлежащими трубами для фонтанов, которые будут бить там со всех концов, что царю, как я слышал, уже теперь стоило значительных сумм. На середине верхней террасы... заложен уже фундамент обширного дворца, который, говорят, будет едва ли не великолепнее Версальского во Франции. От главного корпуса здания через все террасы спускается в сад большой широкий каскад со сводом внутри, из которого выйдет нечто вроде грота. Вода для него, для фонтанов на террасах и всех других, какие еще будут устроены в саду, проведена с высоких мест посредством дорогостоящего канала, находящегося позади дворца и так обильно снабжающего все это множество фонтанов, что они могут бить день и ночь... Непостижимо, как царь, несмотря на трудную и продолжительную войну, мог в столь короткое время построить Петербург, гавани в Ревеле и Кроншлоте, значительный флот и так много увеселительных замков и дворцов".

Однако Петр I охладел к идее создания в Стрельне такого же «парадиза», как в Петергофе и в начале 1722 г. недостроенный дворец был подарен 14-летней дочери Анне Петровне.

Архитектор Микетти под предлогом закупки скульптурных украшений для строящегося дворца уехал в Италию, захватив с собой все чертежи, и не вернулся. Строительство царских дворцов, в т.ч. и Стрельнинского с 1723 г. возглавил 35-тилетний М.Земцов. Руководили работами его помощники Усов и Еропкин, но после смерти Петра I и замужества Анны Петровны работы замедлились, а в 1730 г. последовал указ о временном прекращении строительства дворца. Почти 20 лет дворец оставался недостроенным.

Составление первого плана Стрельны и изготовление деревянной модели дворца и сада связывают с именами отца и сына Растрелли. К выполнению скульптурного декора по рисункам Н.Микетти были привлечены Б.-К. Растрелли-старший и скульптор Ф.Васса. Только в 1747 г. под руководством Б.Ф.Растрелли работы во дворце были продолжены: закончены все апартаменты, построена большая парадная лестница, многие помещения перестроены. Отделочные работы продолжались почти 10 лет.

При Елизавете Петровне в огромных сухих подвалах дворца с 1755 г. были устроены винные погреба. С этого времени еще на десятилетие дворец был передан забвению: «широкие аллеи заросли колючим быльем, на плитовых трассах и помостах укоренились толстые березы и осины… в окошках свистел ветер» - писал В.Свиньин.



В 1797 г. император Павел I подарил Стрельну своему сыну, великому князю Константину Павловичу. С этого времени началось возрождение великокняжеской резиденции под руководством архитектора А.Воронихина. Для нового владельца Андреем Воронихиным были в античном вкусе переделаны залы. Дворец был готов к 1803 г., но Константин Павлович вселился в личные покои годом раньше.



Грандиозный пожар, случившийся в ночь на 29 декабря 1803 г., уничтожил всю отделку дворца, удалось спасти лишь незначительное количество картин и мебели. Уже 1 января 1804 г. последовал указ императора Александра I (старшего брата Константина) о восстановлении дворца, которые было поручено архитектору Л.Руска, только что закончившего реставрацию Таврического дворца. В отделке интерьеров принимали участие живописцы Д.Феррари и Ф.Щербаков. Работы были выполнены в очень короткие сроки и в июле 1804 г. Константин Павлович вновь поселился в своих апартаментах.

"Чины лейб-гвардии Конного полка у Константиновского дворца в Стрельне". Неизвестный художник. Сер. 19 в. http://www.encspb.ru/ru/bigimage.php?kod=2803982140



Однако свое второе название - Константиновский - дворец получил не по имени великого князя Константина Павловича, хотя он и оставался наследником престола, т.к. у Александра I не было детей, а несколько позднее. Константин Павлович умер в 1831 г., и дворец перешел во владение другого великого князя - Константина Николаевича, сына императора Николая I.

"Константиновский дворец". Литография К.К. Шульца с оригинала И.И. Мейера. 2-я пол. 19 в.
http://www.encspb.ru/ru/bigimage.php?kod=2803995610
Вид дворца в Стрельне. 30-40-е гг. XIX в. Литография по оригиналу Е.Е. Меера. ГНИМА им. А.В. Щусева http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/300spb/62.shtml





C весны 1844 г. наступил новый этап реставрационно-восстановительных работ в Большом Стрельнинском дворце. Специально назначенная комиссия в составе архитекторов Х.Мейера, А.Штакеншнейдера и А.Брюллова осмотрела дворец и представила свои предложения. После завершения ремонта дворец стал местом летнего пребывания великого князя Константина Николаевича и с 1847-1848 гг. за ним закрепилось название Константиновский. Работы во дворце продолжались до 1851 г. Об этих перестройках очень много где пишется и в Интернете и в книгах, посвященных дворцу, если повторять тот объем информации здесь, то придется делать 10 постов на тему. :-)

Большой Стрельнинский дворец. Литография К.К. Шульца по рисунку И.И. Мейера. Вторая половина XIX в.
http://www.encspb.ru/ru/bigimage.php?kod=2803994886



Северный фасад дворца, гравюра Горностаева
http://www.museum.ru/alb/image.asp?11464 и прочие разновидности этой работы, найденные в Интернете:









Еще несколько старых фотографий дворца на рубеже 19-20 веков:
1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


В 1910 году:



В годы блокады Ленинграда гитлеровскими войсками ансамбль дворца был изувечен до неузнаваемости:





В 1955 г. восстановили его фасады и два главных зала. После этой ударно-показательной реконструкции дворцом уже никто особо не интересовался, и как пишут в Интернете, архитектурный ансамбль, в котором располагалось Ленинградское арктическое училище, постепенно приходил в упадок. Но справедливости ради взгляните на фото советского времени, а потом на те, что сделаны после 1990-х годов (будут ниже в посте):



Во дворце до 1990-х годов находились геофизическое, радиотехническое отделения,военно-морская кафедра и библиотека Ленинградского Арктического училища.





После закрытия ЛАУ дворец стал принадлежать разным фирмам, в т.ч. и одной турецкой. Вот несколько старых фото, показывающих состояние парка и дворца во время разрухи на рубеже 20-21 веков.












И когда мне пишут, что лучше бы дворец оставался в таком состоянии, я их не понимаю...





В 2000 году был привлечен интерес властей к состоянию дворца. За 1,5 года удалось восстановить по старинным чертежам фасады и интерьеры дворца, парк, систему каналов. Гидротехники углубили русла водоемов для приема яхт и речных судов. Были сооружены мосты и фонтаны, существовавшие ранее только в проектах. Нашлось несколько фотографий во время реконструкции:






Работа была проделана огромная, честно говоря.



О восстановлении дворца можно прочесть, например, по этим ссылкам:
ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОНСТАНТИНОВСКОГО ДВОРЦА В СТРЕЛЬНЕ, N4, 2001 http://www.georec.spb.ru/journals/04/05/05.htm
http://www.itogi.ru/archive/2001/34/106920.html
http://2001.novayagazeta.ru/nomer/2001/63n/n63n-s03.shtml



Ныне дворец вернулся из почти что небытия:




Во взаимодействии с музеями и частными коллекционерами России и Европы Константиновский дворец возрождает свои музейные собрания. Во дворце открыто несколько экспозиций, восстановлены некоторые исторические интерьеры. Летом 2005 года коллекция музея пополнилась четырьмя картинами, поступившими в рамках возврата культурных ценностей из Германии.
В июле 2006 года во «Дворце Конгрессов» проходил петербургский саммит «большой восьмерки».




Наши фото из дворца, каким он был летом 2008 года, планирую показать в следующем посте, за исключением этих двух фотографий просто для примера, каким стал дворец:





А пока некоторые современные фото Константиновского дворца можно увидеть тут:
http://www.tour-m.ru/eng/in/excursion_strelna.php
http://liamrita.livejournal.com/10040.html

Источники информации и официальные сайты:
http://www.konstantinpalace.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86
http://www.skitalets.ru/books/izora_vozvysh/index.htm
http://www.slktour.ru/konstant.phtml
http://www.voyzh.ru/strelna.php
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=289&rubric_id=205&crubric_id=100421&pub_id=78180



Продолжение следует.

Петербург и окрестности, Россия, Дворцы

Previous post Next post
Up