Россия, часть 22-я: Стрельна, Константиновский дворец в наши дни

Jun 13, 2009 01:47

Продолжение истории Константиновского дворца, что в Стрельне под Санкт-Петербургом.




О начале большого строительства в Стрельне я рассказывала в посте, посвященном путевому дворцу Петра I http://renatar.livejournal.com/261843.html.
Также рассказ о местоположении Константиновского дворца и много спутниковых и пр. фотографий комплекса было тут: http://renatar.livejournal.com/280370.html.

Вид на дворец от касс:



Идем мимо Конюшенного корпуса:



Минуем стройные парковые аллеи:



В поле зрения вот такие мостики:



Проходим мимо дворца:



По этой дороге:



И выходим к памятнику Петру Первому!











Голубой зал:



Голубой зал, площадь которого составляет 351 квадратный метр при высоте потолка 8,8 метра, - двусветное помещение. Его объемное решение относится к первой четверти XVIII века. Следы первоначального, незавершенного декора - пилястры с капителями, карнизы, обрамления декоративных ниш - были стесаны в начале XIX века и частично обнаружены при современном археологическом обследовании дворца. В 1804 году Л. Руска, создавая ансамбль классических интерьеров бельэтажа, придал отделке зала военно-мифологический характер (аллегорические сюжеты пластики этого помещения получают свое развитие в оформлении следующего за ним Мраморного зала.). На восточной стене расположен рельеф "Проводы ополченца", ниже которого находится прямоугольное панно со скрещенными стрелами и оливковыми ветвями, символизирующее непредсказуемость войны. В центре его помещен медальон, изображающий весталку за обрядом жертвоприношения. На противоположной, западной стене мы видим рельеф "Возвращение воина", изображающий женщину с символами благополучия - рогом изобилия, корзиной с фруктами и снопом пшеницы, которая встречает воина, указывающего на захваченные трофеи.

А. Штакеншнейдер изменил оформление интерьера в соответствии с танцевальным назначением зала, избавив его от классической строгости. В это время была смыта роспись стен и падуг плафона крылатых богинь победы и военной символики, но сохранен лепной ампирный декор. Печи, украшенные античными бюстами, заменили барочными мраморными каминами в высокими навершиями. В 1856 году по просьбе великой княгини Александры Иосифовны придворный архитектор А. Угрюмов подверг зал новой переделке, изменив характер орнаментации настенных росписей и колористическое решение оконных занавесей. Поскольку в окраске зала стали преобладать светлые тона желтого, серого и особенно голубого цветов, он все чаще именовался так, как ныне (окончательное название закрепилось в 1950-х годах). Воссозданный Голубой зал представляет собой пример интерьера, отражающего наслоения архитектурных стилей XIX века.

Голубой зал предназначен для различных мероприятий: от заседаний и конференций до торжественных ужинов и модных дефиле. В нем находится мебельный гарнитур с отделкой белым лаком (стол исполнен в мастерской Francesco Molon, кресла - во французской мастерской Balsarotti), трансформируемый с учетом различных вариантов размещения - от 56 до 64 мест. Во время светских церемоний он при необходимости может быть дополнен стульями производства итальянской мастерской Busnelli Adamo с обивкой двух видов - вторящей голубым и золотистым тонам отделки зала.

Для банкетов в Голубом зале используются приборы из серебра немецкой марки Robbe & Berking, а также сервиз "Константиновский" на 200 персон с государственным гербовым орломи бирюзовой с золотом каймой на белом фоне, насчитывающий свыше 5600 предметов. Он входит в число парадных сервизов, созданных Ломоносовским фарфоровым заводом к 300-летию Санкт-Петербурга для приемов в Екатерининском дворце Царского Села, в Большом дворце и дворце "Монплезир" в Петергофе.
http://www.kaminy.ru/restoration/konstantinovskijj-dvorec/golubojj-zal.html

Мраморный зал:









Мраморный зал, расположенный по центральной оси дворцово-паркового ансамбля, имеет площадь 320 квадратных метров и высоту свыше 9 метров. Отделка зала восходит к проекту архитектора Л. Руска начала XIX века, реализованному в 1804 году стараниями живописца Дж. Феррари, мастера по "фальшивому" мрамору Л. Шефлера, мраморного дела мастера Кроура, исполнившего камины, придворного столяра Х. Мейера, работавшего над паркетом и мебелью красного дерева, лепного дела мастера И. Маклеода, бронзовщика И. Цеха, исполнившего центральную люстру (четыре угловые появились позднее по распоряжению императора Николая I).

Мраморный зал - апогей разыгранного во дворце иллюзорно-пространственного и мифологического спектаклей. Имперскую величественность и торжественность ему придает искусственный мрамор, которым облицованы пилястры, фриз и стены. Свет, поступающий из сквозных венецианских окон, создает блики на поверхности стен и натуральном мраморе пола, преломляется в хрустальных подвесках и золоченой бронзе люстр и исчезает в отражениях зеркал, за счет чего зал кажется безграничым. Стены оформлены пилястрами, поддерживающими карниз и потолок, находящими продолжение в парных кариатидах плафона, над которыми возносятся крылатые Ники с венками славы. В резервах плафона размещены живописные панно с изображениями бога войны Марса и богини военной мудрости Минервы, в падугах - живописные панно "Венера с грациями в кузнице Вулкана", "Меркурий в царстве Плутона", "Битва романцев с даками" и "Триумф императора Тита". Первые два представляют известные мифологические сюжеты, последние, имеющие исторические корни, написаны по мотивам рельефов арок Тита (сооружена в Риме в 81 году н. э. в память взятия Иерусалима в 70 году н. э.) и Константина (315 год до н. э.). Историческое происхождение имеют темы надоконных рельефов "Подвиг Муция Сцеволы", "Прощание Гектора и Андромахи", "Великодушие Сципиона Африканского", "Смерть Камиллы, сестры Горациев". Первый, самый известный исторический сюжет скульптурного оформления зала, иллюстрирует один из эпизодов римской истории конца VI века до н. э. Юноша Гай Муций, замыслив убить царя этрусков Порсену, выступившего против Рима, проник в его лагерь, но по ошибке заколол царского писаря. Схвачнному угрожали пыткой огнем, но Муций, исполненный презрения к угрозам врага, сам положил свою руку на зажженный жертвенник. Порсена, пораженный стойкостью молодого римлянина, приказал его освободить. С тех пор потерявший правую руку Муций получил прозвище Сцевола, то есть левша. Драматическое "Прощание Гектора и Андромахи" из поэмы Гомера "Илиада" повествует о последних событиях десятилетней осады Трои.

Мраморный зал Мебельный гарнитур Мраморного зала выполнен под красное дерево в ампирной стилистке. Его резные с золочением кресла французской мастерской Balsam обиты замечательным по рисунку и цвету жаккардом bonapart итальянской мануфактуры Argalion. Характерно, что стол для заседаний, изготовленный петербургскими мастерами из тонированного клена с отделкой шпоном вишни, с накладными бронзовыми композициями из трофеев и оснащенный конференц-техникой, трансформируется в зависимости от количества участников (от 8 до 32). Дополнительно, для помощников и секретарей, выставляются столы, а также стулья либо с отделкой "под французский лак", либо под красное дерево.

На подзеркальных столиках находятся бюсты Марса и Минервы, отлитые по античным оригиналам в 1950-х годах для оформления в стилистике Руска наверший печей Голубого зала и невостребованные в этом помещении при последней реконструкции.

О Константиновском дворце в целом можно говорить как об одном из уникальных исторических зданий Петербурга. То, что он являет собой ныне, достигнуто сочетанием мастерства не только реставраторов, но и инженеров. Особо следует сказать о техническом оснащении Мраморного зала средствами синхронного перевода. Благодаря совершенству аппаратуры, во время проведения международных встреч переводчики находятся не в самом зале, а в специальных кабинах технического этажа дворца, откуда обеспечивается аудио- и видеосопровождение мероприятий.

В память произошедшего в Константиновском дворце саммита "Россия - ЕС" в зале сохранена мемориальная постановка стола, за которым заседали главы делегаций. Отсюда он выносится лишь во время больших мероприятий.
http://www.kaminy.ru/restoration/konstantinovskijj-dvorec/mramornyjj-zal.html

Троянский зал:



Троянский зал - третий по площади (109 кв. м) после Мраморного и Голубого - предназначен для совещаний и переговоров. В его оформлении, как и в убранстве предшествующих интерьеров, отражена тематика событий Троянской войны. Потолок зала решен в виде плоского перекрытия, переходящего в почти вертикальную падугу. В основу этого приема был положен проект Л. Руска, разработанный для Кабинета и Опочивальни Александра I в Зимнем дворце. Стены зала облицованы искусственным мрамором: обрамляющая часть бледно-зеленого тона, углубленная филенка бежевого. В центре продольных стен расположены камины из каррарского мрамора и зеленого мрамора verde imperiale в филенках, обведенных золочеными бронзовыми рамками. Дверные проемы акцентированы украшающими их орнаментальными гротесковыми композициями. Панно плафона - "Подношение свадебных подарков Фетиде и Пелею", "Суд Париса", "Похищение Елены" и "Приам просит у Ахиллеса тело Гектора" - размещены согласно хронологии троянского мифа. Их росписи традиционны для плафонной живописи эпохи классицизма: в углах потолка находятся изображения лаврового венка и военных доспехов, центральная часть освобождена от декора и акцентирована только легкой лавровой овальной гирляндой, повторяющей очертания стола для переговоров. Падуга расписана в технике гризайль динамичной композицией на тему битвы греков с троянцами и пришедшими на помощь осажденным амазонками, которой посвящены многие произведения искусства из собраний ведущих музеев мира. Пафос античной героики находит продолжение в бронзовых с патинированием бюстах римских императоров на каминах. Зал освещен уникальной люстрой золоченой бронзы на 78 свечей. Мебельный гарнитур исполнен в стилистике 1820-х годов с отделкой из шпона клена "птичий глаз", вызолоченного в деталях резьбы. По своему техническому оснащению этот зал не уступает центральному Мраморному залу дворца.
http://www.kaminy.ru/restoration/konstantinovskijj-dvorec/trojanskijj-zal.html

Зал Бельведер:



Вид из этого зала:









Во время саммита:

































Меандровая гостиная
Меандровая гостиная получила свое название по наименованию орнамента, играющего в отделке помещения основную декоративную роль и выполненного в технике гризайль. Ее стены в нижней части облицованы панелью искусственного мрамора серо-голубого тона. В простенке между окнами и над камином заключены зеркала, задающие ритм вертикального членения стен. Этот прием увеличивает высоту помещения и облегчает впечатление от насыщенного живописью плафона, в композиции которого чередуются маски Сатира и медузы Горгоны. Мифологическая тематика продолжается в решении парных бронзовых ваз, размещенных на подзеркальных консолях. Панно с воинскими доспехами над зеркалами и дверями гостиной указывают на ее соседство с бывшей Военной галереей (Голубой зал). На фоне холодной серебристой гаммы драпировок особенно эффектно выделяется гарнитур красного дереа, предметы которого украшены композициами из цветов и музыкальных инструментов, выполненными в технике маркетри. Здесь созданы уголки для беседы возле камина, для чтения и работы за бюро (декорировано маркетри с изображениями музыкальных инструментов). В интерьере экспонируются копии с картин из собрания Государственного Эрмитажа: натюрморта "Охотничья добыча" Я.Фейта, натюрмортов Я.-Д. де Хема, портрета оперной певицы Генриетты Зонтаг в партии донны Анны из оперы Моцарта "Дон Жуан" И.Делароша.
http://www.kaminy.ru/restoration/konstantinovskijj-dvorec/meandrovaja-gostinnaja.html

Гостиная Диониса получила название по украшающим ее рельефам на сюжеты древнегреческих мифов - "Странствия Диониса" "Дионис, выбирающий колосья пшеницы или гроздья винограда" и "Дионис, вручающий нимфам гроздья винограда". Эти произведения объединены в одном помещении не случайно: их связывает динамичность в трактовке фигур и общие действующие персонажи - Дионис и нимфы.

Стены интерьера гостиной членят большие филенки в лепных рамках из ионического орнамента и собранных в живописную гирлянду колец. В нижней части стены оформлены панелями из искусственного мрамора серо-голубых тонов, фриз образуют изящные лепные пальметты. Плафон декорирован гротесковыми росписями. Гротеск, по определению, данному ему в конце XVIII века английскими архитекторами братьями Адам, - "легкий и очаровательный стиль орнамента, которым пользовались древние римляне, чтобы украшать свои дворцы, бани, загородные дома и гробницы со сводами, которые получили название гротов". В плафоне, где в овальных медальонах размещены парные композиции "Амур, вручающий Марсу оружие" и "Амур, вручающий Венере венок", повторяется мотив женских фигур под балдахином, близкий к тому, который применил живописец Дж. Феррари в одной из комнат Таврического дворца. На фасаде камина со вставками коричневатого мрамора emperador изображена нимфа с корзиной винограда - атрибутом Диониса. Теплая красно-коричневая гамма обивки гарнитура мебели мастерской Francesco Molon вторит колориту причудливой драпировки окон, контрастирующему с окраской стен и подчеркивающим декоративность мотива гротеска в плафоне. Отделка дерева выполнена под потемневший светлый лак с выделением резных деталей розовым цветом.

В гостиной представлены оригинальные произведения из собрания Государственного Эрмитажа. "Сражение при Кульме 17 августа 1813 года" работы А. Коцебу входит в группу картин, исполненных на тему войны России с наполеоновской армией. Художнику, в молодости служившему в гвардейском полку офицером, профессиональные знания пригодились в достоверном изображении баталий. Бой при Кульме длился в течение двух дней. На холсте представлен первый день: русская гвардейская пехота, движение которой направляет А. Ермолов, сменивший раненого графа А. Остерман-Толстого, атакует французов. На втором плане видны пешие и конные войска, на дальнем - пейзаж Судетских гор. Изображения исторических баталий, участниками которых в разное время приходилось быть владельцам Стрельнинского дворца, также присутствовали в его собрании. Зарисовки из военной жизни А. Ладюрнера, А. Гебенса, Г. Шварца, Б. Виллевальде и К. Шульца украшали стены частных комнат, равно как морские пейзажи и баталии И. Айвазовского, А. Боголюбова. С именем Айвазовского вообще связаны многие эпизоды из жизни великого князя Константина Николаевича. Художник сопровождал его в путешествии по Финскому заливу, а затем в поездках в Грецию и Турцию. Великий князь являлся на протяжении всей своей жизни поклонником творчества великого мариниста, его заказчиком и покупателем. Экспонируемая картина Айвазовского "Корабль среди бурного моря" является репликой полотна "Буря" (собрание Г. Овнаняна, США) и имеет некоторое отличие от первонаального произведения - в нем не показаны фигуры тонущих моряков, потерпевших кораблекрушение.
http://www.kaminy.ru/restoration/konstantinovskijj-dvorec/gostinaja-dionisa.html

Пилястровый кабинет
Пилястровый кабинет, несмотря на небольшую площадь и деловой характер назначения (переговоры "с глазу на глаз"), имеет достаточно насыщенный декор. Дверные проемы и углы помещения фланкируются сдвоенными пилястрами искусственного мрамора - прием, позволяющий визуально подчеркнуть стройность пропорций интерьера. На южной стене находится мраморный камин с зеркалом, напротив, в простенке между окнами, - высокое зеркало с консолью. Пилястры стен декорированы накладными розетками патинированной бронзы. Украшением Кабинета является плафон, посвященный воинской доблести, которую воплощают образы отважного знаменосца, экспрессивных всадников с копьем и луком, и, наконец, финальная сцена, изображающая убитого воина и стоящего над ним с поникшей головой его верного товарища - боевого коня. Углы плафона расписаны в технике гризайль полихромными композициями из орнамента аканта, живописное поле обрамлено бордюром, на синем фоне которого эффектно выделяется яркая цветочная гирлянда.

Тематически росписи потолка удачно сочетаются с оригинальными, исполненными в 1810-х годах на жести придворным художником великого князя Константина Павловича А. Орловским батальными сценами "Схватка казаков с турками" и "Три горца-всадника". Орловский приехал в Россию из Польши в 1802 году и, первоначально не принятый в петербургской художественной среде, вынужден был искать покровителя. Им оказался Константин Павлович, который предоставил художнику жалование и квартиру в Мраморном дворце и по заказу которого Орловский создавал акварели с эскизами мундиров гвардейских полков. Художник проявил себя также интересным карикатуристом, за что почитался артистическими кругами столицы. Мебель в интерьере представлена двумя креслами вызолоченного резного дерева в стиле Людовика XVI, обитыми золотистой с орнаментальным рисунком тканью, и стульями с высокими спинками, предназначенными для помощников участников переговоров и переводчиков.
http://www.kaminy.ru/restoration/konstantinovskijj-dvorec/piljastrovyjj-kabinet.html

Гостиная Сатиров
Гостиная Сатиров завершает парадные помещения бельэтажа. Квадратному в плане плафону "Танец сатиров и вакханок" скрытую динамику сообщает спиралеобразное кольцо в центре, которое задает направленность движению объединенных цветочной гирляндой мифологических персонажей, расположенных на падуге плафона. Одним из оригинальных украшений этого интерьера является комплект, состоящий из люстры и канделябров. Первый светильник представляет собой висящую на цепях перехваченную обручем стеклянную сферу, на поверхности которой чередуются полосы - матовые и прозрачные. Его прототипом послужила люстра, исполненная в начале 1800-х годов по рисунку Л. Руска для одного из интерьеров дома Ф. Ильина на набережной реки Фонтанки в Петербурге. Фриз и нижняя часть стен гостиной облицованы филенками искусственного мрамора пятнистой структуры, выдержанного в золотисто-желто-коричневой гамме, которая совпадает с колоритом росписей и дополняет голубой колер их фона.

На этих основных цветовых акцентах построен также ансамбль драпировочных и обивочных тканей. Интерьер оснащен ампирной мебелью, создающей уголки для бесед "тет-а-тет" и консультаций за большим столом. Отделка ее предметов выполнена "под французский лак" с эффектом легкого кракелюра, резные детали вызолочены. Перед камином два глубоких "кутаных" (полностью закрытых тканью) кресла, располагающих не столько к официальной беседе, как в Пилястровом кабинете, сколько к непринужденному разговору. Среди настольных украшений отметим флорентийские парные кратеры из хрусталя и золоченой бронзы, поставленные на малых поставцах друг против друга, а также бронзовые часы на мраморном основании со скульптурным изображением нимфы, кормящей виноградом птицу. В рисунке паркета использованы дуб, орех, береза, клен, венге.

В гостиной экспонируются произведения из собрания Государственного Эрмитажа. На портрете кисти Н. Сверчкова представлен великий князь Михаил Павлович - младший брат великого князя Константина Павловича, владелец Михайловского дворца в Петербурге. "Портрет Николая I в санях на Михайловской площади" работы неизвестного художника происходит из собрания дворца великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной (ныне - Дом ученых). Он изображает императора проезжающим мимо ограды сквера у Михайловского дворца, знаменитого в это время художественным и политическим салоном великой княгини Елены Павловны. Находящийся здесь же портрет великой княгини Ольги Николаевны работы Н. де Кейзера передает тот дух семейственности, который особо почитался в эпоху николаевского царствования.
http://www.kaminy.ru/restoration/konstantinovskijj-dvorec/gostinnaja-satirov.html

Гостиная Наяд
Гостиная Наяд - одно из помещений бельэтажа, воссоздать которое удалось с наибольшей точностью. Ее потолок, вызывающий воспоминание о ренессансных палаццо, разбит ложными балками на глубокие кессоны, украшенные росписью или лепкой с изображениями наяд - нимф, обитающих в прохладе тенистых лесов и гротов. Стены заполнены только живописью, будь то лента растительного орнамента или фигуры грифонов наддверных панно. Созданная в технике гризайль, она гармонирует с выразительным рельефом лепного фриза из пальметт. Мраморный камин гостиной был, очевидно, в числе тех, которые весной 1804 года архитектор Л. Руска отобрал для оформления дворца в Стрельне в комнатах первого этажа Михайловского замка. Особенностью этого ныне в точности восстановленного по графической зарисовке А. Штакеншнейдера камина являются его филенки из мрамора "саломея" удивительно колористически богатой текстуры. Люстра в форме корзины, с кобальтовой колбой стержня, вызолоченными обручами, рожками для 24 свечей составляет ансамбль с парными жирандолями на поставце. Ампирный мебельный гарнитур состоит из кресел и диванов, украшенных бронзовыми накладками, стола на четыре персоны, установленного в центре интерьера, и стульев. Их обивка подобрана в тон золотистых драпировок окон, а серебристо-голубая ткань диванов и кресел соответствует окраске стен. В наборе паркета использованы дуб, орех, береза, клен и красное дерево.

В первой половине XIX века в гостиной находилось 13 картин, среди них- "Баталия" А. Орловского и копии с видов Дрездена и Пирны Ф. Алексеева. Сегодня здесь экспонируются портреты великого князя Константина Николаевича, исполненные Ф. Крюгером в Петербурге и Ф.-К. Винтерхальтером в Ницце.

29 ноября 2003 года в гостиной Наяд проходили переговоры между Президентом России В. Путиным и Президентом Армении Р. Кочаряном, посвященные международным проблемам и вопросам экономического взаимодействия двух стран.

С гостиной Минервы пространственно связан Римский коридор, объединенный с ней и декором военно-мифологического содержания. Арочными проемами оформлен небольшой входной, со стороны западной лестницы, тамбур с куполообразным потолком, расписанным в подражание лепным кессонам.
http://www.kaminy.ru/restoration/konstantinovskijj-dvorec/gostinaja-najad.html

Музыкальная гостиная и Розовая столовая
Музыкальная гостиная и Розовая столовая объединены общей архитектурной историей и по характеру отделки являются интерьерами-близнецами. Великая княгиня Александра Иосифовна после смерти министра двора П. Волконского (1852), имевшего прозвище Князь Нет, и Николая I (1855) оказалась более свободной в воплощении своих эстетических желаний. В 1856 году по просьбе великой княгини придворный архитектор А. Угрюмов объединил созданные для нее в 1851 году А. Штакеншнейдером в стиле рококо Гостиную и Кабинет аркой в общей стене. За новым интерьером, в котором все детали (от внутренних оконных рам до мебели и фарфора) были решены на сочетании белого и розового цветов, закрепилось название Розовая гостиная. Границы ее визуально "терялись" в зелени многочисленных комнатных растений и лабиринтах обширного мебельного ансамбля А. Тура. Двери с резным рокайльным декором, установленные при Штакеншнейдере для усиления пространственного эффекта заменили сплошь остекленными. Интересно, что прежние дверные полотна впоследствии использовали при обустройстве квартиры великого князя Константина Константиновича.

При воссоздании этих интерьеров обратились к первоначальному проекту, принадлежавшему Штакеншнейдеру. Исторические и послереволюционные фотографии позволили восстановить их основные элементы: лепной плафон, парные камины с керамическими навершиями, резные карнизы драпировок, простеночные зеркала с консольными столами. Основное поле стен, в нижней части занятых панелью с отделкой "под французский лак", с резьбой и золочением, затянуто розовым и голубым муаровым штофом, что и определило название каждого в отдельности интерьера. Над дверями размещены декоративные панно из музыкальных инструментов (в Музыкальной гостиной) и цветочных гирлянд (в Розовой столовой). Наборные композиции пола изготовлены из ореха, красного дерева и клена. В основу рисунка положен узор паркетов Собственной дачи в Петергофе, созданной А. Штакеншнейдером для наследника престола великого князя Александра Николаевича.

К числу уникальных произведений относятся навершия каминов, составленные из фаянсовых блоков, доставивших мастерам немало хлопот, поскольку при обжиге они дали непредвиденную усадку, что впоследствии усложнило их монтаж.

Музыкальная гостиная В Музыкальной гостиной находится гарнитур из парных диванов, кресел и столиков с отделкой белым лаком, выполненный итальянской мастерской Jumbo Gruppo в стиле рококо. Гарнитур Розовой столовой на двенадцать персон, в который входят парные комоды белого лака с розовой окантовкой, изготовлен итальянскими мастерами ретростилизации.

На консольных подзеркальных столиках выставлены принадлежащие Эрмитажу фарфоровые вазы - с пасторальными сюжетами в резервах и с цветочными букетами. В сервировке используется ординарный гербовый сервиз, изготовленный из молочно-белого мягкого фарфора в мастерской Richard Ginori, одной из старейших в Италии. Она была основана во Флоренции в 1735 году маркизом К. Джинори и в конце XIX века объединилась с миланской мастерской Richard. Приборы из посеребренного мельхиора исполнены на Кольчугинском заводе (Владимирская область), который славится своими традициями обработки металла.
http://www.kaminy.ru/restoration/konstantinovskijj-dvorec/muzykalnaja-gostinaja-i-rozovaja-stolovaja.html

Будуар
Будуар предназначен для уединения хозяйки, проводящей время в чтении или занятии рукоделием. Интерьер создан на месте Уборной и Гардеробной великой княгини Александры Иосифовны в некоторой отдаленности от деловой и представительской частей дворца. Этот интерьер в полной мере характерен для рококо, которое достигает наивысшей степени декоративной насыщенности, сообщающей всем деталям изысканную утонченность. Оформление потолка с нарядными вызолоченными розетками повторяется в расположении узора паркета из наборных композиций в углах и центре пола. Резная деревянная орнаментика покрывает панели, дверные полотна, карнизы и штофные рамы. Для пышных драпировок окон и обивки стен использован венецианский шелк, по синеватому полю которого выткан рисунок из золотистых нитей. Эффект игры волокон ткани на фоне покрытых белым лаком панелей и дверей, светлого лепного потолка особенно усиливается при искусственном освещении. Важнейшим элементом интерьера является камин из статуарного мрамора, свое название "мильфлер" (тысяча цветов) получивший в честь сплошь затканных соцветиями французских ковров XV века. Действительно, в его центральной части и на пилястрах вырезаны нарядные цветочные гирлянды. Над камином - зеркало, на раме которого установлены парные бра золоченой бронзы "о трех свечах". На полке камина находятся часы с рокайльным декором из золоченой бронзы, а по сторонам от него на консолях стоят французские фарфоровые вазы XIX века. Напротив камина - диван с креслами и столиком в стиле Людовика XV с отделкой "под французский лак" и легким золочением резных орнаментированных деталей. Справа от дивана - небольшая остекленная горка с кофейным сервизом на шесть персон. По диагонали от нее находится туалетный столик с набором хрустальных шкатулок для драгоценностей, исполненных во Флоренции из материала двух видов. Этот интимный уголок отделен от основной части помещения изящной трехстворчатой ширмой. К Будуару примыкают помещения нарядной Туалетной комнаты и небольшой Гардеробной.

Наддверные живописные панно Будуара, исполненные в подражание картине французского художника К.-Ж. Берне "Вид в парке виллы Людовизи в Риме" (из собрания Государственного Эрмитажа), развивают ее сюжет и символизируют виды искусств: архитектуру в синтезе со скульптурой, живопись и музыку - излюбленное занятие просвещенного общества.
http://www.kaminy.ru/restoration/konstantinovskijj-dvorec/buduar.html

Ореховый кабинет
Ореховый кабинет - главный деловой интерьер представительских апартаментов - предназначен для работы и приема должностных лиц. В плане его компоновка чрезвычайно удачна - двери в Приемную и Малиновую гостиную, находящиеся друг против друга, смещены от центра (к югу), что значительно освобождает полезную площадь в кабинете. У западной стены установлены два стола - рабочий и предназначенный для заседаний. Плоскости стен имеют ордерное решение: в нижней части они облицованы панелями, крепованными резными кронштейнами, с простыми филенками, в средней разбиты пилястрами, в верхней завершены деревянным фризом, переходящим в небольшой лепной карниз и падугу плафона. Вверху и внизу пилястры декорированы рокайльными композициями, вырезанными из светлого и темного ореха и фрагментарно вызолоченными. Участки между пилястрами затянуты штофом, закрепленным в рамах. При этом ткань - атлас оливкового цвета - забрана в складки. Этот прием, создающий эффект "кулис", визуально увеличивает пространство интерьера.

В десюдепортах размещены композиции с мотивом аканта, также вырезанные из светлого и темного ореха. Архитектурным акцентом кабинета служит северная стена с двумя окнами, в простенке между которыми находится камин в ренессансном стиле с высоким зеркалом в деревянной резной раме. Основа камина выполнена из статуарного мрамора, его филенки, обрамленные бронзовыми рамками, - из эффектного мрамора rosso levanto.

На западной стене, за рабочим столом размещен символ государственной власти - двуглавый орел, вышитый золотом. Справа установлен Штандарт Президента Российской Федерации, слева - Флаг Российской Федерации. Все произведения изобразительного искусства, представленные в этом интерьере, несут особый, державный смысл. Южная стена фланкирована парными постаментами, на одном из которых находится скульптурное изображение Петра I работы А. Опекушина, на другом - Екатерины II С. Гальберга. На камине - часы с конной статуэткой императора Николая I. На восточной стене, напротив рабочего стола помещен "Портрет государя Петра Алексеевича" - копия неизвестного художника XIX века с написанного в 1698 году в Англии во время посещения Петром I Вильгельма III полотна Г. Неллера (собрание Елизаветы II в Кенсингтонском дворце в Лондоне). Копия была приобретена знаменитым российским музыкантом и коллекционером М. Ростроповичем, любезно предоставившим его для экспозиции Константиновского дворца.
http://www.kaminy.ru/restoration/konstantinovskijj-dvorec/orekhovyjj-kabinet.html



Источники информации:













Продолжение следует.

Закладки

Previous post Next post
Up