Ливонские проезжал я поля...

Jun 12, 2009 07:00

Когда я подбирала материал к постам о крепости Копорье, то показала две картины одного малоизвестного сейчас художника вот с таким примечанием:
К сожалению, талантливый пейзажист Г.П. Кондратенко сейчас известен только специалистам. А он, между прочим, был еще и организатором «Санкт-Петербургского попечительского комитета о сестрах Красного креста» в 1882 г. По легенде, художника к этому подвигла встреча в Крыму с нищенкой, которая была сестрой милосердия в Крымскую войну.
http://www.antiq.info/architecture/7887.html

В подборке произведений художника были две картины под названием "Руины старого замка" и "Развалины. Старая крепость". Не очень-то информативно, правда? Так вот, я узнала объекты, изображенные на этих картинах! Уж очень характерные у них силуэты. Правда, в наши дни они уже не столь живописны.





На этой картине:
Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924)
Руины старого замка
Холст, масло. 63x94 см
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12641



...изображены развалины лифляндского замка Зегеволд, ныне Сигулда в Латвии:



На этом старинном фото есть название места:



А на этом фото 1930-х гг. виден слегка обрушившийся зубец стены, что на картине справа и не вошедший на панорамы верхних фотографий.



И современный вид с восстановленной башней:





Замок с обратной стороны на старинных изображениях:





И вторая картина:
Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924)
Развалины. Старая крепость. 1890-е
Картон, масло. 35.8 x 54 см
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=16121



...на ней изображен эстляндский замок Везенберг, ныне Раквере в Эстонии!



Современный вид, с восстановленными стенами форбурга:



Старинное фото на обложке книги:



И открытка с названием места и замка:



Современная подсветка замка:



Вид с обратной стороны на старинной открытке:



Сведений о художнике, изобразившем эти замки Ливонского ордена, немного:

Кондратенко Гавриил Павлович - живописец-пейзажист. Родился в 1854 году; учился в Академии Художеств у К.Ф. Гуна и барона М.К. Клодта . Получил звание классного художника за картину "Ночь в Бахчисарае". Из работ его наиболее известны: "Севастополь в лунную ночь" (1882), "Вечер в Судакской бухте" (1884), "Бахчисарай ночью" (1886, в музее Александра III ), "Вид Казбека и Столовой горы из окрестностей Владикавказа" (1889, у великого князя Михаила Николаевича ), "Развалины древней крепости близ Балаклавы" (1889, у П.П. Дервиза).
http://www.rulex.ru/01110174.htm

Здесь чуть подробнее:

Судя по сохранившимся отзывам, Гавриил Павлович Кондратенко не стремился к получению официальных академических званий. И в жизни, и в творчестве он был самобытным человеком и художником.

В 1873 году молодой Кондратенко, уроженец Пензенской губернии, поступает в Академию художеств вольноприходящим учеником. Два года занимался в классе исторической живописи под руководством К.Ф. Гуна. С 1875 года переходит на очное обучение в пейзажный класс, где под руководством М.К. Клодта получает шесть серебряных и малую золотую медалей. В 1883 году за серию пейзажей Общество поощрения художеств присуждает молодому живописцу первую премию. В 1884 году Г. Кондратенко устраивает персональную тематическую выставку, посвященную трем географическим местам пребывания своего прославленного земляка М.Ю. Лермонтова.

На пейзажах художника запечатлены: родина поэта и писателя Тарханы, виды Москвы, Пятигорска и Кавказа. Кстати, сбор от выставки и продажи каталогов пошел на памятник М.Ю. Лермонтову и в пользу нуждающихся литераторов и ученых. Творческое наследие Г.П. Кондратенко значительное. Десятки его пейзажей с видами Крыма, Кавказа, российских черноморских берегов украшают экспозиции многих музеев и художественных галерей страны.
http://www.artsait.ru/art/k/kondratenko/main.htm

Но даже и в наиболее полном тексте не содержится хоть каких-либо сведений о том, что художник побывал в Лифляндии и Эстляндии и писал данные замки с натуры:

Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924). Русский живописец, пейзажист, представитель салонно-академической тенденции в русском пейзаже рубежа веков. Учился в Петербургской академии художеств у К. Ф. Гуна и М. К. Клодта. Автор многочисленных южных видов в стиле "экзотического" пейзажа, в традицииях курортных пейзажей Л.О.Премацци, с обязательными эффектами освещения, лунными ночами, изящным стаффажем и т.п. Писал пейзажи Кавказа, Крыма и других русских южных губерний. Был очень популярен среди светской публики художественных салонов Петербурга 1880-1890-х гг. Оказал известное влиянияние на пейзажистов российской провинции, имел подражателей. Представлен в ГРМ, ГТГи других гос. и частных собраниях России, Белоруссии, Украины (Днепропетровска ГХМ). Художественный рейтинг 4В - состоявшийся профессиональный художник. Принимал участие в выставках Академии художеств. Был участником выставок и членом Общества им. А. Куинджи, Санкт-Петербургского общества художников и Товарищества русских художников-иллюстраторов. Его картины экспонируются в Третьяковской галерее, Русском музее и во многих других государственных и частных коллекциях.

Художественный рейтинг 3В - художник-профессионал, востребованный художественным рынком и публикой.

Однажды, в 1880-е годы, известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия, а так в те годы называли медицинских сестер. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Г.П. Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован "Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста". Инициаторами его создания явились российские деятели искусства.
http://www.gelos.ru/institute/library/arh/001707.shtml

Единственный "прибалтийский" след - это имя его преподавателя, родом из Риги:

Гун (Карл Федорович) - исторический, жанровый и портретный живописец (1830 - 1877). Общее образование получил в рижской соборной школе. Приехав в 1850 г. в Санкт-Петербург, поступил рисовальщиком к литографу Паппе и в то же время стал посещать вечерние классы Академии Художеств.
http://www.rulex.ru/01041125.htm

Как мастер исторической живописи он вполне должен был знать о ливонских замках на его родине и мог рекомендовать своим ученикам выезжать туда на этюды...

Замки, История_Латвии, Ливония, Видземе, Эстония, Сигулда, Остзейский край

Previous post Next post
Up