О реализме в древней живописи.

Nov 30, 2014 16:46

Вопрос о том  ценились ли "природа" и "реализм" в живописи сами по себе, и когда они начали так цениться, можно легко разрешить, читая Плиния.
Труд Плиния Старшего «Naturalis historia» - один из важнейших источников по древней Греции и Риму, ставший очень популярным еще в первые века своего существования и поэтому сохранившийся  до наших дней во многих экземплярах списков.
Это обширная энциклопедия, в которой суммируются знания римлян 1 в. н.э. о природных и искусственных предметах и явлениях. Всего в ней 37 книг, но истории живописи посвящена только 35-я книга - это был не главный предмет исследования.
В этом томе энциклопедии кратко описывается история развития живописи, начиная с древней Греции.
Плиний в своем исследовании проводит четкую линию эволюции - последовательности открытий - освоения этапов мастерства от простого к сложному, от неумелого примитива - к настоящему Искусству.

Плиний так описывает начало истории : «Египтяне утверждают, что она (живопись) придумана у них за шесть тысяч лет до того, как перешла в Грецию, - заявление явно пустое».
Тут автор явно находится под воздействием римской пропаганды:)) - в 1 веке нашей эры учится у египтян считалось так же неприлично, как и во времена Вазари перенимать что либо у греков.
Весь труд Плиния стоит на официальной позиции Рима, которая формировалась на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. Книги Плиния - это "Естественная История", история Природы (в том числе Природы в ее интерпретации средствами изобразительного искусства). С такой позиции учиться у египтян было бы затруднительно, поскольку все их искусство было сакральным. Там не ставилось задачи - показать Природу, но только лишь применить ее элементы к задачам культа. Хотя, разумеется, все материалы, инструменты и многие композиционные приемы греки переняли не у кого иного, как именно у египтян.

Но, чтобы с чего то начать историю эволюции, Плиний предлагает общепринятую для своего времени легенду происхождения живописи.
По информации Плиния - Греки считали, что все началось с того, что «была обведена линиями тень человека». То есть подразумевается, что рисование с самого начала было осуществлено не по представлению, или фантазии, а строго "с натуры".

Разумеется, наиболее древние артефакты такую легенду опровергают, т.к. самые примитивные рисунки в той же Крито-Микенской культуре - это условные схемы-знаки (по типу "ручки-ножки-огуречик - вот и вышел человечек").




Судить о качестве древней живописи и методах работы художников очень затруднительно, поскольку древняя живопись в большинстве сохранившихся примеров дошла до наших дней приблизительно в таком виде, как на фото ниже (и это в лучшем случае).
Знаменитые крито-микенские фрески - это все реконструкции - по маленьким разрозненным фрагментам.



Плиний упоминает о том, что на раннем этапе картины были монохромными. Представление о том, как выглядела древнегреческая живопись этого этапа развития, дает красно и черно-фигурная вазопись, где эта традиция задержалась на очень долгое время.
"Первоначальные изображения были линейными... Затем Аридик из Коринфа и Телефан из Сикиона стали вводить расчленяющие линии внутри (контура) фигуры.  Заведено было и надписывать, кто изображен".




Сначала, пишет Плиний, росписи были контурными и монохромными. Рисунок имел важнейшее место в иерархии достоинств живописи. Колорит у греков стоял на второй позиции.
"Первым придумал покрывать их краской, как передают,  из толченой черепицы, Экфант из Коринфа". По-видимому, это выглядело примерно так:




Дальше - моя любимая цитата из Плиния: "Четырьмя только пользуясь красками, из белых - мелосской, из охровых - аттической, из красных - понтийской синопией, из черных - атраментом, создали свои бессмертные произведения знаменитейшие живописцы Апеллес, Аетион, Мелантий, Никомах, а между тем, каждая их картина продавалась за целое состояние города"(!).

Следующим достижением, которое отметили греки в живописи, как пишет Плиний - "первым в живописи отличил мужчину от женщины Эвмар из Афин". Налицо - прогресс реализма в искусстве !!!))




Следующая ступень - Кимон из Клеон: "ввел изображения, повернутые в сторону, и лица - смотрящие назад, или смотрящие вверх или вниз, четко показал части членов тела, выделил вены(!) и кроме того, ввел складки и изгибы в одежде".




Затем, Полигнот с Фасоса "первым стал писать женщин в прозрачных одеждах... и внес очень большой вклад в живопись, поскольку начал представлять приоткрытым рот, виднеющиеся зубы, передавать разные выраженитя лица, в отличие от старинной скованности".

Далее - последняя треть V в. до н.э. - появились уже подлинные светила искусства.
Аполлодор из Афин "первым начал передавать тени, Ему принадлежит молящийся жрец, а также Аякс, пораженный молнией... и до него не было ничьей картины, которая бы так приковывала к себе взгляд".

И далее Плиний описывает знаменитое состязание титанов кисти - Паррасия и Зевксида. Спор о том, кто правдивее и вернее создаст иллюзию на холсте: Зевксид написал виноград так, что к нему прилетели птицы, а Паррасий "представил картину с обманкой - нарисованным на холсте полотном. "Зевксид, возгордившись приговором птиц, потребовал убрать полотно и показать наконец саму картину, а поняв ошибку - уступил пальму первенства, искренне стыдясь, что сам ввел в заблуждение птиц, а Паррасий - его самого, художника".

Паррасий, по словам Плиния, внес особый вклад в искусство рисунка - он был виртуозом контурных линий. Он довел до совершенства эмоциональную выразительность лиц и фигур. Черты характера, вспыльчивость, кротость, милосердие, смелость или трусость - все это он мог выразить средствами живописи. Естественно все это было правдивым отражением природы человека - на взгляд современников.




"Есть две знаменитейшие его (Паррасия) картины - Гоплит в состязании, бегущий так, что видно как он покрывается потом, и Гоплит - снимающий с себя доспехи, так, что видно, как он запыхался". В данном случае эти изображения прославились именно благодая правдивости и реалистичности (на взгляд современников).
Среди многочисленных знаменитых в древности произведений скульптуры и живописи Плиний часто перечисляет такие названия: ... создал  "старуху", "невесту", "гоплита", "собаку" ... и т.п. Это значит, что упоминаемый художник создал такую СТАРУХУ, которая вызвала фурор у зрителей своей "подлинностью", или собаку, которая зализывала рану, совершенно натурально - как живая.

Но выше реализма в древней Греции (как и в древнем Китае) ценилось вдохновение-обаяние χάρίς .
В этом превзошел всех Апеллес (сер. IV в. до н.э.), по общему признанию древних авторов - самый великий живописец античности.
Апеллес был официальным портретистом Александра Македонского, сопровождая его в персидском походе.
"Александр указом запретил кому -нибудь другому писать себя" - отмечает Плиний.
Он написал и учебник по живописи.
Это Апеллес провозгласил лозунг - "ни дня без линии"!

Восхищаясь произведениями других художников, выполненными с приложением огромного труда и чрезмерно мучительной старательности, Апеллес сказал, что только в одном он их превосходит - "в том, что умеет убрать руку от картины, - замечательное правило, говорящее о том, что излишняя тщательность часто вредит".



Есть мнение, что роспись в гробнице царя Филиппа II принадлежит именно кисти Апеллеса.

Другие фото в данном посте - просто примеры подобия.

Греция, История, Плиний

Previous post Next post
Up