И еще немного о Московской выставке иконописцев

Nov 22, 2014 13:35

Во время работы выставки современной иконописи в московском лицее и на ее фоне, заседала 1-я Всероссийская!!! (по заявлению ее организаторов) научно-практическая конференция по христианскому искусству
, прошедшая тихо и почти не заметно для широкой публики.
Первоначально темой конференции предполагалась исключительно технология. Организаторам не хотелось споров и обсуждения проблем...
Но в дело включились преподаватели Иконописной школы МДА, которые тоже, разумеется, не хотели никаких споров. Они решили упрочить свое первенство и расставить все точки в нужных местах истории иконописи ХХ века. ПиАр компанию конференции провел сайт МДА, отредактировав содержание выступлений в соответствии со своим видением этого вопроса:
"Православное осмысление образа жизни и труда иконописца как формы аскезы духовного подвига стало затушевываться, - отметила в своем докладе Людмила Армеева, преподаватель Иконописной школы МДА, - Иконы стали писать слишком быстро, сделав это занятие формой заработка. Сегодня многие иконописцы ориентируются на иконопись Андрея Рублева, что очень хорошо. Но стремясь передать язык древней канонической иконы, ее внешние формы современный церковные художники очень часто упускают из виду, что сама жизнь древних иконописцев должна стать тем идеалом, к которому нужно стремиться. И что их христианский и художнический труд - тоже часть канона, на который нужно ориентироваться».





Л.Армеева привела слова святителя Игнатия Брянчанинова, который говорил, что Западная живопись основное внимание обращает не на духовную, а на эмоционально-страстную сторону предметов и событий и показывает человека исказившего в себе образ Бога. «Святитель был убежден, что важен не столько пластический язык церковной живописи сам по себе, сколько пронизывающий его дух веры и нравственности художника" - подчеркнула докладчик.

Я искренне восхищаюсь людьми, которые "пронизаны духом веры и нравственности". Но таких людей (будем все таки говорить честно) - единицы. Сколько их среди современных иконописцев МДА, не говоря уже о прочих мастерских?

Есть вещи о которых не принято говорить - если можешь - покажи делом


Действительно, в современной иконописи очень много вопросов и проблем. И к сожалению, нет совершенно грамотной заинтересованной критики. Споров и обсуждений - панически боятся. Среди духовенства не хватает специалистов по современной иконописи - есть любители того или иного стиля, того или иного художника. Но оценить или направить работу современного художника-иконописца некому. А если духовное лицо, не имеющее специальных знаний, руководствуясь собственными интуитивными представлениями, активно направляет и вмешивается, то результат еще более плачевен...

Но, если уже быть действительно честными - современному духовенству (по большому счету) проблемы современной иконописи просто не интересны. 

вопросы педагогики

Previous post Next post
Up