Ниниан Компер (1864 - 22 декабря 1960) - выдающийся "художник-готик", автор литургических произведений, а также архитектор, скульптор, мастер по проектированию изделий из драгоценных и обычных металлов, мебели, текстиля и вышивки. Почти все его работы посвящены реставрации и украшению церквей, а также церковной утвари, витражей и облачений.
Компер был увлечен позднесредневековым английским готическим искусством и архитектурой, а также любовью к фламандским картинам XV века и к позднесредневековому немецкому церковному искусству. Это позволило ему свободно выбирать и использовать подходящую сюжетную иконографию, а не только нейтральную цветочную символику.
Компер всегда лично руководил работами в монастырях и требовал соответствия высочайшим стандартам качества. "Ни один стежок или нитка шёлка не были оставлены на волю случая, они должны были работать под присмотром, сверяясь с чертежами в натуральную величину".
Это было не просто проявлением невротического перфекционизма, но и знаком уважения к Святому Причастию. Если швы были выполнены не идеально, он без колебаний разрезал их и приказывал начать работу заново. Это касалось и оборотной стороны. Однажды он заметил дефект на изнанке ризы и захотел его исправить. Сестра Дорис Мэри, сказала, что это никто не увидит. - "Вы забываете, сестра, - сказал Компер, держа ножницы наготове, - что это увидят ангелы".
(отсюда) Самая знаменитая работа Компера находится в
Аббатстве Ваймондхэм.
Масштабная реставрация храма в начале XX века, в ходе которой был установлен огромный алтарь работы Ниниана Компера, была ориентирована на период конца XIV века. Хотя история этого сооружения началась еще в XII в.
Храм и сейчас выглядит огромным, но обширный алтарь первоначально простирался еще дальше на восток, за пределы башни над средокрестием. Сейчас на его месте зияет провал.
Семья Добиньи - основателей аббатства, хотела, чтобы церковь служила как приходу, так и монастырю, но это не удавалось организовать без совета папы Иннокентия IV, который разрешил прихожанам пользоваться нефом и северным приделом, а монастырю - южным приделом, трансептами и алтарём (которых сейчас нет).
Это документальное свидетельство средневековой традиции - длинный неф (то, что у нас называют "трапезной") предназначался для мирян, а то, что находилось в трансепте и далее к востоку - это алтарная часть, от мирян закрытая (разрушенный проем, оставшийся от алтаря, - немое свидетельство бунта против Церкви и ее правил, также как и уродливая современная пристройка к башне).
Монастырь Ваймондхэм стал аббатством в 1448 году и, похоже, мирно прожил свое последнее столетие, прежде чем был закрыт и лишен имущества Генрихом VIII в 1530-х годах. Затем церковь перешла исключительно в ведение прихода. Восточные части, за исключением башни, были снесены в XVI веке вместе с большинством других зданий аббатства.
Иконостас-ретабло над престолом - работа Компера - он до сих пор служит приходским военным мемориалом.
Проект был сделан еще до I Мировой войны, но строительство было отложено, а затем его возвели и позолотили в 1920-х и 1930-х годах. Он состоит из трёх ярусов с двумя рядами скульптур святых. Каждая скульптура, каждая деталь конструкции выполнены абсолютно аутентично - в духе и букве готики.
В церкви
Св. Андрея, (Грейт-Райбург) Компер создал декоративный потолок, а также алебастровый алтарь.
Это уже не совсем готика, скорее эклектичное ее прочтение, то, что сам Компер называл тонкой интеграцией классического и готического стилей, «единством через включение». Но сейчас, через столетие, эти скульптуры кажутся древними...
Еще один алтарь Компера - в церкви
Сент-Леонард, (Мандфорд) Компер написал несколько программных текстов, ниже - несколько цитат из его статьи
Ни один красивый стиль Не должен быть исключен Храм (как Дом Божий) на земле развивался и обретал новые формы в разных странах, на Востоке и на Западе. Хотя он сталкивался с иконоборцами и разрушителями как внутри, так и снаружи, возможно, нигде так сильно, как в Англии, но он никогда не терял связи с прошлым. Он всегда сохранял своё право на преемственность.
...это должно свести на нет понятия «самовыражение» или «соответствия эпохе», которые используются для обозначения того, что является просто неумелостью и уродством, отвергаемыми каждой эпохой. Должен ли художник, орудие созидательного Духа, выражать себя при строительстве храма Христа? Есть ли в нынешнюю эпоху такое превосходство добра, красоты и истины, которое отличает её от прошлого и требует, чтобы мы изобрели новое выражение для этого? Цель церкви не в том, чтобы отражать эпоху, в которую она была построена, или индивидуальность её архитектора.
Её цель - побуждать к поклонению, ставить человека на колени, освежать его душу, утомившуюся от земного пути. По-видимому, в этом и заключается цель творца по отношению к человеку, когда он дарит ему красоту природы, и это должно быть целью всякого искусства".