Трансформации концепций

Feb 07, 2018 12:43

Пока "авангард" отечественного церковного искусства стремиться освоить "зады", пройденные католиками полвека назад, сами католики делают попытки вернуться на круги своя.
В Амкрике это практикуется уже давно как на уровне архитектуры, так и церковной росписи.
И называется это направление РЕСТАВРАЦИЕЙ.
Пример свежий 2017 года - Часовня Turibius в Папском колледже Джозефин в Колумбусе, штат Огайо.





Роспись-ретабло, сделанная в 30х гг. ХХ века в стиле модерна, многоярусная и статуарно-иконописная была упразднена католическими модернистами (модернизм - это не модерн:)).
Но теперь все изменилось самым волшебным образом. Стало понятно вдруг, что голые стены алтаря не греют сердца верующих католиков ...
Интересно, что современные американские художники сделали проект не с помощью высоких технологий, а чисто в ручную, по-старинке!



Как же хотелось бы наконец научиться учитывать не только чужие достижения, но и чужие ошибки, и хорошие примеры исправления ошибок прошлого!

Но, видимо, нам суждено пройти по всем граблям и набить все шишки, пока не вернемся к нашим традициям...

Вот свежий рабочий материал, который выложен в фейсбуке Андреем Анисимовым:



Это, видимо, в России. Большое свободное купольное пространство, которое архитектор не способен сомасштабно наполнить. Концепция у него в голове одна, но принципиальная - иконостас должен быть низким!
А как эту мысль завязать с большим пространством алтарной стены он не имеет понятия...

Вот другой случай, еще более сложный для него: иконостас для православного храма в стенах псевдоготической постройки (где-то за рубежом).



Здесь тоже когнитивный диссонанс - в стрельчатые арки вставляется такая "распорка" с примитивным каменным (так и хочется сказать "дубовым"))) фронтоном из арсенала готовых решений мастерской А.Анисимова.
От этого храм стал более православным?

Очевидно, что даже простой обмен местами этих двух вариантов даст лучший результат.
Но эта мысль не приходит в голову тем, кто нацелен на "актуальность церковного искусства". Алтарь должен быть открыт!!! Преграда должна быть низкой!!! Никаких подражаний, долой "копирование стиля"



Архитектура, иконостас, арткритика

Previous post Next post
Up